Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Краткие лекционных материалы для самостоятельнй...doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
794.62 Кб
Скачать
  1. От парламентских к президентским выборам (1993–1996 гг.).

чеченская война

После «победы» над парламентом президент и его сторонники поспешили укрепить свои позиции. Еще в период осады «Белого дома» 26 сентября, убедившись, что местные советы его не поддерживают, президент издал указ об их роспуске и выборах в новые учреждения местной власти. В 1995–1996 гг. в ряде областей прошли прямые выборы руководителей. После 4 октября очень сильно перекроили проект Конституции. Еще более усилились права президента, так называемые «силовые министры» подчинялись теперь только ему. Условия выборов обставлялись так, чтобы дать преимущества правительственным блокам: «Выбор России» (Е. Гайдар), «ПРЕС» (Партия российского единства и согласия С. Шахрая) и др., поскольку избирать половину депутатов в Думу теперь предстояло по партийным спискам наспех созданных и никому не известных блоков. Однако лидеры «Выбора России» просчитались. Они фактически обеспечили на выборах 12 декабря успех ЛДПР Жириновского, компартии Зюганова, другим оппозиционным силам. Сами же выборы показали безразличие избирателей, их усталость, поскольку голосовало едва больше половины имеющих такое право. Была одобрена и Конституция. Без сомнения, в ней немало хороших положений, она более прогрессивна в отношении защиты прав человека и частной собственности. Она доказала впоследствии, что может быть успешно применена в трудных ситуациях.

Новый парламент, вернее его нижняя Палата, также стал лучше, чем раньше. Он перестал быть источником неразрешимых конфликтов и, хотя попытки добиться смены правительства в 1995 г. были, не ставил своей целью объявить себя высшей властью. Из важнейших его действий в 1994–1995 гг. следует отметить амнистию для подследственных по делу ГКЧП и событий 3–4 октября, принятие участия в подписании договора об общественном согласии, значительно большее внимание к бюджету. Началась работа над гражданским и гражданско-процессуальным кодексами, без которых рыночной экономики создать нельзя.

Неудача на выборах предопределила отставку главных реформаторов: Е. Гайдара и Б. Федорова (министра финансов).

Важных документов в развитии реформ было немного. После ряда скандалов с фирмами, собирающими деньги населения («МММ» и др.), правительство всерьез обеспокоилось регулированием этих процессов. Конец 1994 г. ознаменовался серьезным политическим кризисом, который омрачил последующие годы, сделал войну на территории России печальной и, к несчастью, уже привычной реальностью. Речь идет о Чечне. Предыстория конфликта такова. В конце 1991 г. в условиях развала СССР к власти там пришел генерал Джохар Дудаев. Он объявил о независимости «республики Ичкерия», создал собственные вооруженные силы, стал подавлять недовольство. В результате такого переворота в республике усилился бандитизм, стало опасным проезжать через нее (например, грабились поезда), резко упал жизненный уровень населения. Из Чечни организовывались грандиозные аферы и мошенничества, в результате чего из России перекачали туда миллиарды долларов. Особенно опасным оказалось то, что мятежникам было оставлено огромное количество оружия.

Российское руководство справедливо не признало самостоятельности сепаратистов. Однако найти компромиссное решение не сумело. Сначала оно поддержало всеми средствами (в том числе и военными) оппозиционных Дудаеву лидеров. Началась внутричеченская война, но сторонники России были разбиты. Тогда – вопреки здравому смыслу и протестам общества – наши руководители во главе с Ельциным и министром обороны Грачевым решились на опасную авантюру. Торопливый ввод войск в Чечню в декабре 1994 г., с нарушением конституционных процедур, вопреки ясно выраженному мнению почти всех политических сил, только подчеркивал пренебрежительное отношение власти к народу.

Как и предсказывали, сопротивление мятежников было отчаянным и профессиональным с военной точки зрения. Быстрой победы достичь не удалось, в результате начались бомбежки, обстрелы, «зачистки» и т. п. Грозный и другие города были разрушены, тысячи и тысячи людей погибли, сотни тысяч превратились в беженцев. Война все больше превращалась в затяжную и бессмысленную.

Летом 1995 г. группа боевиков во главе с Шамилем Басаевым совершила дерзкую акцию: в г. Буденновске Ставропольского края захватила тысячи заложников. Российские власти решились обойтись без жертв, выпустить террористов и начать с дудаевцами переговоры. Однако они ни к чему не привели. Россия поставила у власти в Грозном правительство во главе с Д. Завгаевым, и в Чечне стало еще больше центров власти. Когда же в конце 1995 г. «Буденновск» повторился (на этот раз в Дагестане), дело мирного урегулирования, казалось, окончательно зашло в тупик.

Однако в стране было очень сильно стремление к замирению Чечни. Снова начались поиски компромиссов. Однако достигнутые договоренности о прекращении огня после выборов президента были нарушены и военные действия возобновились. Чеченская война обострила противостояние правительства и парламента.

Из-за неудач в Чечне, падения жизненного уровня населения, болезней и апатии президента престиж власти падал. Это особенно наглядно проявилось в результатах выборов в Думу, прошедших в декабре 1995 г. Партия правительства «Наш дом – Россия» во главе с Черномырдиным получила вдвое меньше голосов, чем коммунисты. Последние заняли посты руководителей Думы и Совета Федерации. Опасность прихода к власти КПРФ была велика.

Парламентские выборы послужили прологом к выборам президента. Главными претендентами стали лидер коммунистов Г. Зюганов и Б. Ельцин. Поэтому вся политика первой половины 1996 г. крутилась вокруг того, чтобы сделать нынешнего президента более популярным. Срочно выплачивались задержанные пенсии и зарплаты, долги, раздавались обещания. В упорной борьбе убедительно победил Ельцин, в чем ему помог во втором туре генерал А. Лебедь, призвавший своих сторонников голосовать за Ельцина (сам Лебедь занял важный пост секретаря Совета Безопасности.) Однако все справедливо расценили итоги выборов не столько как одобрение политики нынешнего президента и правительства, сколько как нежелание большинства возвращаться в социалистическое прошлое.