Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
история беларуси.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
202.67 Кб
Скачать

Вопрос 4.Индоевропейский период этнической истории Беларуси. Балты и славяне на территории Беларуси.

Этнос (от грэч. ethnos - племя, народ) - устойчивое сообщество людей, которая сложилась исторически на определенной территории, имеющие общий язык, культуру, быт, психологические черты и самосознание. Индоевропейский период этнической истории Беларуси начался в бронзового века из времени расселения на ее территории индоевропейских плямён. Примерно 3 - 2 тыс. гг. к н.э. произошел демографический взрыв, началось "большое переселение народов".Есть несколько концепций прародины индоевропейцев- концепция европейской локализации ,балканская концепция прародины индоевропейцев и др.Наиболее обоснованной является концепция переднеазиатские прародины индоевропейцев. В соответствия с ней началась миграция праиндоевропейцев со своей прародины. Этот могучий миграционный паток пруд источником расселения праиндоевропейцев в Европе, в том числе и в Беларуси. При встрече из местным населением индоевропейцы, которые находились на более высокой степени социально-экономичного развития побеждали его и ассимилировали. В итоге ассимиляции местного неолитического населения индоевропейцами сформировался новый этнос - балты. Балты жили на территории современной Беларуси к приходу сюда славян. Каменный век вступил место бронзового века (3-2 тыс. гг. к н.э. - 1 тыс. гг. к н.э.). Общее количество населения в бронзового века могла быть от 50 к 75 тыс. человек. Бронзовый век вступил место железному веку (1 тыс. гг. к н.э. - іV-V вв. н.э.). Местные племена освоили железообработку. Есть несколько концепций прародины славян. Но наиболее учено обоснованной и распространенной является концепция центральноевропейской локализации славян, согласно какой прародиной славян надо считать территорию где сегодня находятся Германия, Чехия, Словакия, Польша, самые западные районы Беларуси. В іV-Vіі вв. произошло второе "большое переселение народов". Однако его хронологические со своей прародины часть славян начала массовое движение на юг. Сегодня это - болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы и др. Вторая часть славян со своей прародины двигалась на восток. Они ассимилировали местное балтское, финно-угорскае и тюркское население. Восточные славяне сегодня - это беларусы, русские и украинцы.В Vі-Vіі вв. славяне начинают проникать в балтский ареал. В Vііі-іX вв. начинается массовое расселение славян на территории современной Беларуси. В итоге славяно-балтского взаимодействия возникли кривичи, дреговичи, радимичи - не непосредственные предки беларусов, а этнические сообщества на территории современной Беларуси в іX - первой половине Xіі ст.

Вопрос 5. Язычницкие верования древних предков белорусов.

В становлении и развитии белорусского этноса большую роль играла и продолжает играть религия. Как известно из археологических источников, религиозные представления у населения, проживавшего на территории Беларуси, появились приблизительно 40—30 тысяч лет тому назад. Они складывались в условиях первобытного общества и имели характер языческих верований. Такие верования существовали в различных формах:

- фетишизм — вера в необычную силу какого-либо предмета или предмета-культа (идолы);

- анимизм – вера в сверхъестественные силы;

- тотемизм – представления о тесной взаимосвязи между сородичами и тотемом (мифическим родоначальником);

- магия — вера в сверхъестественные способности отдельных людей.

У славянского населения, проживавшего на территории Беларуси в дохристианский период, была особо распространена магия, а также существовал ярко выраженный культ природы и предков. Магия пронизывала не только обрядность, но и была широко распространена в быту, в хозяйственной деятельности. К примеру, известны магические заклинания славян с целью обеспечения хорошего урожая и благополучия семьи, восхваления огня, имевшего очистительные свойства, приготовление блинов на масленицу, символизирующих солнце, магические действия в земледелии и скотоводстве и т.д. Отсюда и многообразие лиц, которые занимались у славян магией. Это — волхвы, ведуны, знахари, ворожеи. С принятием христианства церковь пыталась искоренить древние верования, но безуспешно. Некоторые магические действия дохристианских славян были включены в культ православной церкви, в частности, молитвы о дожде, окропление святой водой скота перед первым его выгоном на пастбище.

В широко почитавшемся восточными славянами культе предков главенствующей фигурой являлся чур (щур) — божество, охранявшее дом, домашний очаг, род. Первоначально «чур» обозначал предка: деда, прадеда, (отсюда, кстати, и происходит слово «пращур»), а затем стал отождествляться с прародителем и покровителем рода. У славян он мыслился как незримая сила, что породило следующую формулу заклинания против злых духов: «Чур меня, чур!». Позже представления о чуре были вытеснены образом домового — божества домашнего очага. Домовой, в представлении белорусского крестьянина, находился в каждом доме (под печкой, на чердаке, в сарае), при этом считалось, что свой домовой добрый, а чужой — злой (лихой). С домовым здоровались, когда входили в дом, в сарай; на большие праздники приносили ему специальные угощения, приглашали на новое место жительства при переезде. В поверьях наших предков есть представления и о нечистых духах — леших, живущих в лесу или на болоте. Иногда лешие наделялись положительными качествами, читалось, что они могли помочь заблудившемуся человеку. Распространены были и представления о русалках — дyxax водной стихии и поля. Считалось, что русалки — это либо души детей, погибших от несчастных случаев, либо души девушек, умерших перед свадьбой. Русалки являлись в образе красивых, смирных и доброжелательных девушек длинными волосами; в лунные ночи они плескались в воде, танцевали на полянах, завлекали прохожих.

Славяне фактически не имели женских божеств, однако пантеон наших далеких предков включал в себя несколько богинь. Прежде всего, это богиня Макошь, которая призвана была вести человека по жизненному пути, приносить ему счастье. Она считалась заступницей женщин молодых девушек. Праздники в честь богини проводились регулярно, особенно весной и осенью.

Значительное место у древних славян занимал культ природы, что нашло отражение в пантеоне богов. Высшим из них считался Перун – бог грома и молнии, покровитель мужчин-воинов. Его представляли грозным божеством, держащим в руках жернова и ударяющим камень о камень, что и вызывало грозу. Именно поэтому отношение к Перуну было двояким. Своими молниями и дождями он оплодотворял землю, и в то же время он был разрушающим и карающим божеством. Перуна боялись, его именем клялись и проклинали недругов, обращались к нему с разными просьбами — не губить людей, не повредить жилище и т.д. Богом неба и света считался Сварог, богом огня и солнца — Даждьбог, богами ветра, огня и скота — Хоре и Стрибог, покровителем животных, богатства, искусства был Велес. Богом весны почитался Ярило. Он покровительствовал урожайности земли, плодовитости женщин и животных. В пароде его представляли добрым молодцем, восседавшем на белом коне и пробуждавшим землю от зимнего сна.

Большинство праздников славян тоже было связано с культом природы, например, праздник зимнего солнцестояния, Масленица, Купалье, весенне-летние торжества. В честь Ярилы, праздники урожая и т.д. Все они носили магический характер. Христианской церкви пришлось приспособить своих святых к древнеславянскому культу природы, а многих из них превратить в покровителей различных отраслей хозяйства: Евсей — овсяник. Фалалей — огуречник, Акулина — гречишница, Елена — льняница, Зесим пасечник, Василий — скотник.

Одним из наиболее значительных символов для жителей Беларуси в древности являлся огонь. Он считался опекуном дома и семьи, очистительной силой, он лечил, давал возможность жить. При переезде в новое жилище наши предки обязательно переносили туда огонь из старой печи, поскольку считали, что это поможет сохранить прежний достаток. Очень плохим знаком считалось плевать на огонь. Почитали жители древней Беларуси и воду, называя ее «живой, целительной, святой». Особенно почиталась вода священных колодцев, ключей, родников, которым нередко приносили пожертвования: бросали туда деньги, развешивали вышитые полотенца, леи; известны также ритуальные действия очищения водой. Кроме огня и воды, почитаема была также земля – мать-кормилица. Считалось, что она слышит, когда к ней обращаются, и чувствует боль. Землею клялись во время сложных жизненных ситуаций, ей приносили жертвоприношения. С большим уважением паши предки относились к хлебу — семейному богатству. С ним шли на новоселье, проведать роженицу, на свадьбу. Верили в то, что хлеб может спасти от беды, отвратить пожар, град и другие стихийные бедствия, Почитались также камни, у которых просили помощи, избавления от болезней, растения (священные дубы, «папарать-кветка»), животные (лошадь, корова, уж и др.). Свои культовые действия славяне отправляли в специально приспособленных для этого местах – капищах

.Вопрос 6. Политическая история Полоцкого и Туровского княжества в 10-13 веке

Полоцкое княжество. Было расположено в среднем течении Двины и Полоты и в верхнем течении Свислочи и Березины. На юге граничило с Турово-Пинским, на востоке – со Смоленским княжеством, на севере – с Псковско-Новгородской землей, на западе и северо-западе – с угро-финскими племенами (ливы, латгалы). Было населено полочанами (название пошло от р. Полоты) – ветвью восточно-славянского племени кривичей, частично смешавшейся с балтийскими племенами.

Как самостоятельное территориальное образование Полоцкая земля существовала еще до возникновения Древнерусского государства. В 870-х новгородский князь Рюрик обложил полочан данью, а затем они подчинились киевскому князю Олегу. При киевском князе Ярополке Святославиче (972–980) Полоцкая земля являлась зависимым от него княжеством, которым правил норманн Рогволод. В 980 Владимир Святославич захватил ее, убил Рогволода и двух его сыновей, а дочь Рогнеду взял в жены; с этого времени Полоцкая земля окончательно вошла в состав Древнерусского государства. Став киевским князем, Владимир передал часть ее в совместное держание Рогнеде и их старшему сыну Изяславу. В 988/989 он сделал Изяслава полоцким князем; Изяслав стал родоначальником местной княжеской династии (полоцкие Изяславичи). В 992 была учреждена Полоцкая епархия.

Хотя княжество было бедно плодородными землями, оно располагало богатыми охотничьими и рыболовными угодьями и находилось на перекрестке важных торговых путей по Двине, Неману и Березине; труднопроходимые леса и водные преграды защищали его от нападений извне. Это привлекало сюда многочисленных переселенцев; быстро росли города, превращавшиеся в торгово-ремесленные. Экономическое процветание способствовало сосредоточению в руках Изяславичей значительных ресурсов, на которые они опирались в своей борьбе за достижение независимости от власти Киева.

Наследник Изяслава Брячислав (1001–1044), пользуясь княжескими междоусобицами на Руси, проводил самостоятельную политику и пытался расширить свои владения. В 1021 со своей дружиной и отрядом скандинавских наемников он захватил и разграбил Великий Новгород, но затем потерпел поражение от владетеля Новгородской земли великого князя Ярослава Мудрого на р.Судоме; тем не менее, чтобы обеспечить лояльность Брячислава, Ярослав уступил ему Усвятскую и Витебскую волости.

Особого могущества Полоцкое княжество достигло при сыне Брячислава Всеславе (1044–1101), который развернул экспансию на север и северо-запад. Данниками его стали ливы и латгалы. В 1060-х он совершил несколько походов на Псков и Новгород Великий. В 1067 Всеслав разорил Новгород, однако не смог удержать Новгородскую землю. В том же году великий князь Изяслав Ярославич нанес своему усилившемуся вассалу ответный удар: он вторгся в Полоцкое княжество, захватил Минск, разбил дружину Всеслава на р. Немиге, хитростью взял его в плен вместе с двумя сыновьями и отправил в заточение в Киев; княжество вошло в состав обширных владений Изяслава. После свержения Изяслава восставшими киевлянами 14 сентября 1068 Всеслав вернул себе Полоцк и даже на короткое время занял киевский великокняжеский стол; в ходе ожесточенной борьбы с Изяславом и его сыновьями Мстиславом, Святополком и Ярополком в 1069–1072 ему удалось удержать за собой Полоцкое княжество. В 1078 он возобновил агрессию против соседних областей: захватил Смоленское княжество и разорил северную часть Черниговской земли. Однако уже зимой 1078–1079 великий князь Всеволод Ярославич осуществил карательную экспедицию в Полоцкое княжество и сжег Лукомль, Логожск, Друцк и предместье Полоцка; в 1084 черниговский князь Владимир Мономах взял Минск и подверг жестокому разгрому Полоцкую землю. Ресурсы Всеслава были исчерпаны, и он больше не пытался расширить пределы своих владений.

Со смертью Всеслава в 1101 начинается упадок Полоцкого княжества. Оно распадается на уделы; из него выделяются Минское, Изяславское и Витебское княжества. Сыновья Всеслава растрачивают свои силы в междоусобицах. После грабительского похода Глеба Всеславича в Турово-Пинскую землю в 1116 и его неудачной попытки овладеть Новгородом и Смоленским княжеством в 1119 агрессия Изяславичей против соседних областей практически прекращается. Ослабление княжества открывает путь для вмешательства Киева: в 1119 Владимир Мономах без особого труда одерживает верх над Глебом Всеславичем, захватывает его удел, а самого заключает в темницу; в 1127 Мстислав Великий опустошает юго-западные районы Полоцкой земли; в 1129, воспользовавшись отказом Изяславичей принять участие в совместном походе русских князей на половцев, он оккупирует княжество и на Киевском съезде добивается осуждения пятерых полоцких владетелей (Святослава, Давыда и Ростислава Всеславичей, Рогволода и Ивана Борисовичей) и их высылки в Византию. Мстислав передает Полоцкую землю своему сыну Изяславу, а в городах ставит своих наместников.

Хотя в 1132 Изяславичам в лице Василько Святославича (1132–1144) удается вернуть родовое княжество, они уже не в состоянии возродить его былое могущество. В середине 12 в. вспыхивает ожесточенная борьба за полоцкий княжеский стол между Рогволодом Борисовичем (1144–1151, 1159–1162) и Ростиславом Глебовичем (1151–1159). На рубеже 1150–1160-х Рогволод Борисович предпринимает последнюю попытку объединить княжество, которая, однако, терпит крах из-за противодействия других Изяславичей и вмешательства соседних князей (Юрия Долгорукова и др.). Во второй половине 7 в. процесс дробления углубляется; возникают Друцкое, Городеньское, Логожское и Стрижевское княжества; самые важные области (Полоцк, Витебск, Изяславль) оказываются в руках Васильковичей (потомков Василько Святославича); влияние минской ветви Изяславичей (Глебовичей), напротив, падает. Полоцкая земля становится объектом экспансии смоленских князей; в 1164 Давыд Ростиславич Смоленский на некоторое время даже овладевает Витебской волостью; во второй половине 1210-х его сыновья Мстислав и Борис закрепляются в Витебске и Полоцке.

В начале 13 в. начинается агрессия немецких рыцарей в нижнем течении Западной Двины; к 1212 меченосцы покоряют земли ливов и юго-западную Латгалию, данников Полоцка. С 1230-х полоцким владетелям приходится также отражать натиск только что образовавшегося Литовского государства; взаимные распри мешают им объединить свои силы, и к 1252 литовские князья захватывают Полоцк, Витебск и Друцк. Во второй половине 13 в. за полоцкие земли разворачивается ожесточенная борьба между Литвой, Тевтонским орденом и смоленскими князьями, победителем в которой оказываются литовцы. Литовский князь Витень (1293–1316) отбирает в 1307 у немецких рыцарей Полоцк, а его преемник Гедемин (1316–1341) подчиняет Минское и Витебское княжества. Окончательно Полоцкая земля входит в состав Литовского государства в 1385.

Туровское княжество. Было расположено в бассейне р.Припять (юг совр. Минской, восток Брестской и запад Гомельской областей Беларуси). Граничило на севере с Полоцким, на юге с Киевским, а на востоке с Черниговским княжеством, доходя почти до Днепра; граница с его западным соседом – Владимиро-Волынским княжеством – не была стабильной: верховья Припяти и долина Горыни переходили то к туровским, то к волынским князьям. Туровскую землю населяло славянское племя дреговичей.

Большую часть территории покрывали труднопроходимые леса и болота; охота и рыболовство являлись основными занятиями жителей. Для земледелия были пригодны лишь отдельные районы; там раньше всего и возникли городские центры – Туров, Пинск, Мозырь, Случеск, Клеческ, которые, однако, по экономическому значению и численности населения не могли соперничать с ведущими городам других регионов Руси. Ограниченный ресурсы княжества не позволяли его владетелям на равных участвовать в общерусских междоусобицах.

В 970-е земля дреговичей являлась полусамостоятельным княжеством, находившемся в вассальной зависимости от Киева; его правителем был некий Тур, от которого и пошло название области. В 988–989 Владимир Святой выделил «древлянскую землю и Пинск» в удел своему племяннику Святополку Окаянному. В начале 11 в., после раскрытия заговора Святополка против Владимира, Туровское княжество было включено в состав великокняжествого домена. В середине 11 в. Ярослав Мудрый передал его своему третьему сыну Изяславу, родоначальнику местной княжеской династии (туровские Изяславичи). Когда в 1054 Ярослав умер и Изяслав занял великокняжеский стол, Туровщина стала являлась частью его обширных владений (1054–1068, 1069–1073, 1077–1078). После его гибели в 1078 новый киевский князь Всеволод Ярославич отдал Туровскую землю своему племяннику Давыду Игоревичу, который держал ее до 1081. В 1088 она оказалась в руках Святополка, сына Изяслава, севшего в 1093 на великокняжеский стол. По решению Любечского съезда 1097 Туровщина была закреплена за ним и за его потомством, однако вскоре после его смерти в 1113 она перешла к новому киевскому князю Владимиру Мономаху. По разделу, последовавшему за смертью Владимира Мономаха в 1125, Туровское княжество отошло к его сыну Вячеславу. С 1132 оно стала объектом соперничества между Вячеславом и его племянником Изяславом, сыном Мстислава Великого. В 1142–1143 им короткое время владели черниговские Ольговичи (великий киевский князь Всеволод Ольгович и его сын Святослав). В 1146–1147 Изяслав Мстиславич окончательно изгнал Вячеслава из Турова и отдал его своему сыну Ярославу.

В середине 12 в. в борьбу за Туровское княжество вмешалась суздальская ветвь Всеволодичей: в 1155 Юрий Долгорукий, став великим киевским князем, посадил на туровский стол своего сына Андрея Боголюбского, в 1155 – другого своего сына Бориса; однако им не удалось удержаться на нем. Во второй половине 1150-х княжество вернулось к туровским Изяславичам: к 1158 Юрий Ярославич, внук Святополка Изяславича, сумел объединить под своей властью всю Туровскую землю. При его сыновьях Святополке (до 1190) и Глебе (до 1195) она распалась на несколько уделов. К началу 13 в. оформились собственно Туровское, Пинское, Слуцкое и Дубровицкое княжества. В течение 13 в. процесс дробления неумолимо прогрессировал; Туров утратил свою роль центра княжества; все большее значение стал приобретать Пинск. Слабые мелкие владетели не могли организовать какого-либо серьезного сопротивления внешней агрессии. Во второй четверти 14 в. Турово-Пинская земля оказалась легкой добычей литовского князя Гедемина (1316–1347).