
- •§ 1. Кольцо k[X] многочленов от одного переменного
- •Операции сложения и произведения многочленов
- •Второе из условий проверяется аналогично.
- •§ 2. Деление многочленов с остатком
- •Свойства степени
- •§ 3. Деление многочленов нацело
- •Свойства делимости нацело
- •§ 4. Многочлены как функции
- •§ 5. Формулы Виета
- •§ 6. Формальная производная многочлена
- •Простейшие свойства формальной производной
- •Формула Тейлора для многочленов
- •§ 7. Схема Горнера
- •I. Вычисление значения многочлена
- •II. Деление многочлена на двучлен
- •III. Разложение многочлена по степеням двучлена
- •Вычисление значений производных многочлена
- •§ 8. Сводка результатов для многочленов над полем
- •§ 9. Интерполяция многочленов над полем
- •§ 10. Наибольший общий делитель многочленов над полем
- •Простейшие свойства наибольшего общего делителя
- •§ 11. Алгоритм Евклида
- •§ 12. Линейное разложение наибольшего общего делителя
- •§ 13. Наименьшее общее кратное многочленов над полем
- •Простейшие свойства наибольшего общего делителя
- •§ 14. Основная теорема алгебры многочленов над полем
- •Некоторые свойства простых многочленов
- •§ 15. Факториальные кольца
§ 15. Факториальные кольца
Доказанная в прошлом параграфе теорема допускает обобщение на случай колец довольно общего вида.
Пусть K – коммутативное кольцо без делителей нуля с единицей 1, U(K) – группа его обратимых элементов. Два элемента a, b K называются ассоциированными (a ~ b), если a = b для некоторого U(K). Нетрудно проверить, что отношение ассоциированности является отношением эквивалентности: оно рефлексивно (a = 1a), симметрично (если a = b, то b = –1a) и транзитивно (если a = b и b = c, то a = ()c).
Элемент p K \ U(K) называется простым, если любое его разложение вида p = uv (u, v K) тривиально, т.е. либо u U(K), либо v U(K). Легко понять, что любой ассоциированный с простым элемент, сам будет простым. Действительно, если p – простой и p = q K \ U(K), где U(K), то любое нетривиальное разложение q = uv элемента q K \ U(K) привело бы к нетривиальному разложению p = (u)v элемента p, что невозможно.
Коммутативное кольцо K с единицей 1 называется факториальным, если в нём выполняется следующая
Теорема (об однозначном разложении на множители). Любой ненулевой необратимый элемент кольца K является произведением простых элементов. Такое представление единственно с точностью до порядка сомножителей и их ассоциированности.
Более точно: если p1…pk = a = q1…qm – два разложения одного элемента a в произведение простых, то k = m и p1 ~ , … , pk ~ для некоторой перестановки (i1 , … , ik) символов (1, … , k).
Таким образом, определение факториальности кольца полностью повторяет ситуацию кольца многочленов над полем, но в абстрактной ситуации.
Примеры факториальных колец: 1. F[x] – кольцо многочленов над полем F.
2. F – любое поле. Здесь U(F) = F \ {0} и в этом кольце нет простых элементов. Таким образом, теорема об однозначном разложении выполняется тривиально.
3. Z – кольцо целых чисел. Его факториальность, если Вы не знакомы с основной теоремой арифметики из школы, будет доказана в курсе “Теория чисел”.
4. Кольцо Zn является факториальным только в случае простого числа n (тогда оно будет полем), в противном случае это кольцо содержит делители нуля.
Теорема (о факториальности кольца многочленов). Если K – факториальное кольцо, то кольцо многочленов K[x] тоже факториально.
Доказательство. Нужно доказать, что в кольце K[x] справедлива
Теорема (основная теорема алгебры многочленов). Любой ненулевой необратимый многочлен над полем (т.е. любой многочлен f(x) K[x] \ (U(K) {0})) является произведением простых многочленов. Такое представление единственно с точностью до порядка сомножителей и их ассоциированности. Более точно: если p1(x)…pk(x) = f(x) = q1(x)…qm(x) – два разложения многочлена в произведение простых, то k = m и p1 ~ , … , pk ~ для некоторой перестановки (i1 , … , ik) символов (1, … , k).
Эскиз доказательства. Существование разложения доказывается аналогично случаю многочленов над полем. Пусть f(x) K[x] \ (U(K) {0})). Проведём индукцию по степени d(f). Базу обеспечивает случай d(f) = 0. Тогда f(x) = a K \ (U(K) {0}) и всё следует из факториальности кольца K : a = p1…pk , где pi – простые элементы кольца K (1 i k). Однако эти простые элементы являются простыми и в кольце многочленов, т.к. у них нет нетривиальных разложений: если pi = u(x)v(x), то из сравнения степеней 0 = d(pi) = d(u)+d(v) следует, что u(x), v(x) K и поэтому либо u(x), либо v(x) принадлежат U(K) = U(K[x]), что и требовалось.
Если существование
разложения уже доказано для многочленов
степеней 0,
… , s,
то любой ненулевой многочлен степени
s+1
либо простой и тогда f(x)
= f(x)
– его
тривиальное разложение в произведение
простых, либо обладает нетривиальным
разложением f(x)
= f1(x)f2(x).
Если 0 <
< d(f),
то многочлены f1(x)
и f2(x)
удовлетворяют
предположению индукции, а значит, f1(x)
= p1(x)…pk(x),
f2(x)
= q1(x)…qm(x),
где pi(x),
qj(x)
– простые
(1
i
k,
1
j
m).
Тогда f(x)
= p1(x)…pk(x)q1(x)…qm(x)
– искомое
разложение в произведение простых.
Если же, например, f1(x)
= f1
K
\ (U(K)
{0}), то
f(x)
= f1f2(x)
и те же
рассуждения можно применить к многочлену
f2(x),
получая разложение f2(x)
= f2f3(x),
где
f2
K
\ (U(K)
{0}).
Значит, f(x)
= f1f2f3(x)
и можно так же раскладывать многочлен
f3(x).
В результате получим
бесконечную
цепочку равенств:
f(x) = f1f2(x) = f1f2f3(x) = … = f1…fsfs+1(x) = …,
где на шаге s выполнено f1 , … , fs K \ (U(K) {0}), fs+1(x) – необратимый многочлен степени s+1. На самом деле наличие такой цепочки равенств ведёт к противоречию. Действительно, если f(x) = anxn+…+a1x+a0 (ai K (0 i n)), то из равенства f(x) = f1…fsfs+1(x) следует, что ai = f1…fsbi для некоторого bi K (0 i n). Поскольку в разложении каждого элемента fj (1 j s) в произведение простых участвует, по крайней мере, один простой множитель, то разложение любого коэффициента ai (0 i n) содержит не менее s простых множителей при любом s N, что невозможно (?!).
Единственность разложения в случае кольца многочленов над полем следовала из основного свойства простых многочленов: если простой многочлен делит произведение многочленов, то он делит один из сомножителей. Оказывается, что этот факт имеет место и для многочленов над любым факториальным кольцом.
Доказательство опирается на следующую лемму Гаусса:
Лемма (Гаусса). Если простой элемент факториального кольца делит произведение двух (или нескольких) многочленов над этим кольцом, то все коэффициенты одного из многочленов-сомножителей делятся на этот простой элемент (другими словами, простой элемент делит один из сомножителей-многочленов).
Доказательство.
Пусть pu(x)
= f(x)g(x),
где p
– простой
элемент факториального кольца K,
u(x)
=
,
f(x)
=
,
g(x)
=
K[x].
Если p
не делит
ни один из многочленов
f(x)
и g(x),
то можно найти такие коэффициенты
fi
и gj
, что
p
fi
и
p
gj
. Выбирая
номера i
и j
наименьшими
из возможных, можно считать, что fs
= pes
(s
< i)
и gt
= pht
(t
< j).
При этом
случаи i
= 0 или
j
= 0
не
исключаются. Без ограничения общности
будем считать, что i
j
и сравним
в исследуемом равенстве многочленов
коэффициенты при xi+j
:
pui+j = f0gi+j + … + fi–1gj+1 + figj + fi+1gj–1 + … + f0gi+j , т.е.
figj = pui+j – (f0gi+j + … + fi–1gj+1) – (fi+1gj–1 + … + f0gi+j) =
= p(ui+j – (e0gi+j + … + ei–1gj+1) – (fi+1hj–1 + … + f0hi+j)).
Таким образом, p | figj и в факториальном кольце отсюда следует, что p | fi или p | gj : если fi = p1…pk , gj = q1…qm – разложения в произведения простых множителей, то figj = = pr1…rl и из однозначности разложения в произведение простых следует, что один из простых множителей ps или qt ассоциирован с p, т.е. ps = p или qt = p для U(K), и значит, fi = p(p1…ps–1ps+1…pk) или gj = p(q1…qt–1qt+1…qm). Получено противоречие с выбором номеров i и j.
Лемма Гаусса доказана.
Лемма Гаусса представляет собой частный случай доказываемого основного свойства простых элементов кольца K[x] над факториальным кольцом K в случае, когда простой делитель произведения является простым элементом кольца K. В общем случае привлечём ещё одну нетривиальную идею. Пусть p(x)u(x) = f(x)g(x), где p(x) – простой многочлен над факториальным кольцом K. Тогда это же равенство остаётся верным и при переходе от кольца K к его полю частных F = KK –1 (см. главу “Азы теории колец”).
При этом простой многочлен p(x) останется простым и над кольцом F[x]. Действительно, если p(x) = U(x)V(x) – нетривиальное разложение в кольце F[x], и коэффициенты многочленов U(x) и V(x) являются дробями над K. Приводя все эти дроби к общему знаменателю d, получим U(x) = d –1u(x), V(x) = d –1v(x), где u(x), v(x) K[x]. Значит, p(x) = = U(x)V(x) = d –2u(x)v(x) или d 2p(x) = u(x)v(x). Если d U(K), то можно рассмотреть его разложение d = p1…pk в произведение простых в кольце K. Тогда из равенства p12…pk2p(x) = u(x)v(x) по лемме Гаусса заключаем, что p1 | u(x) или p1 | v(x), т.е. u(x) = p1u1(x) или v(x) = p1v1(x), и обе части исследуемого равенства можно сократить на p1 , получая аналогичное равенство p1 p22…pk2p(x) = u1(x)v1(x). Проводя те же рассуждения, сократим это равенство на p1 , p22, … , pk2, пока не получим нетривиальное разложение многочлена p(x) в кольце K[x], что невозможно.
Итак, в кольце F[x] имеем равенство p(x)u(x) = f(x)g(x), где p(x) – простой многочлен в F[x]. По основной теореме алгебры многочленов над полем можно считать, что f(x) = p(x)U(x) для некоторого U(x) F[x], причём, U(x) = d –1u(x) для u(x) K[x] и общего знаменателя d коэффициентов многочлена U(x). Значит, df(x) = p(x)u(x) – равенство многочленов в кольце K[x]. Любой простой множитель p элемента d делит произведение p(x)u(x) и по лемме Гаусса делит либо p(x), либо u(x). Но делить p(x) он не может ввиду простоты многочлена p(x), так что p | u(x) и равенство можно сократить на p. Таким образом, сокращая последовательно на все простые множители элемента d, придём к равенству f(x) = p(x)v(x) для некоторого многочлена v(x) K[x], что и требовалось.
Теорема о факториальности кольца многочленов доказана.