- •1. Философия как наука. Структура философского знания
- •2. Основной вопрос философии, его научное,
- •3. Философия Древней Индии и Древнего Китая
- •4. Достижения древнегреческой философии
- •5. Философская мысль европейского Средневековья
- •6. Гуманистическая философия Эпохи Возрождения
- •7. Материалистическая философия Нового Времени
- •Немецкая классическая философия
- •9. Основные направления в философии Запада XIX–XX вв.
- •10. Проблема культуры, цивилизации и прогресса
- •11. Бытие и формы его существования
- •12. Философская концепция развития
- •13. Проблема сознания в философии
- •14. Познание, мышление, творчество
- •15. Проблема истины в философии
- •17. Природа человека и проблема смысла его жизни
- •18. Проблема смерти в философии
- •19. Общество и его философское осмысление.
- •20. Наука и техника и их роль в современном мире
- •21. «Виртуальная реальность» как научная и философская
- •22. Виртуально-информационная реальность
- •23. Виртуально-информационная реальность и перспективы развития общества.
- •1. Информационное компьютеризированное взаимодействие как социально-технический феномен.
- •24. Виртуально-информационная реальность и перспективы
- •25. Философия глобальных проблем
20. Наука и техника и их роль в современном мире
Наука как объективное и предметное знание. Особенности развития современной науки. Понятие научно-технического прогресса и научно-технической революции. Превращение науки в производительную силу. Роль научной рациональности в развитии цивилизации. Социальные функции, этические нормы и ценности науки. Проблема свободы и социальной ответственности ученого в условиях современной цивилизации. Информация и коммуникация. Информационная революция. Компьютерная революция. Техногенный мир. Противоречивый характер взаимоотношений природы человека и техногенного мира. Цена технического прогресса и проблемы техногенной цивилизации.
Термин наука употребляют в различных смыслах:
– особый род знания, обладающий собственными характеристиками;
– особый род деятельности по производству такого знания;
– особый социальный институт, представленный различными организациями и учреждениями;
Первой и главной особенностью научного знания является его рациональность. Сведения о реальности формулируются и выражаются в виде непротиворечивых принципов и законов. И хотя представления о рациональности с течением времени изменяются, критерий логической непротиворечивости, составляющий ядро представлений о реальности, всегда остается и сохраняется неизменным.
Второй особенностью науки как знания является ее объективность. Наука стремится постигать действительность как можно более полно и точно. Субъективистские моменты она по возможности исключает. Но требование объективности знания в философии, социологии, истории, этике и эстетике имеет свою специфику. Ибо предметом этих наук является духовная культура и ее преломление в человеке. Поэтому гуманитарные науки неизбежно содержат в себе субъективистские моменты. Это и есть сфера несовпадения естественных и гуманитарных наук.
Третьей особенность науки как знания – ее нацеленность на открытие общих принципов и закономерностей.
Четвертая особенность науки как знания – это эвристичность науки. Это ее способность предсказывать неизвестные факты и явления, определение алгоритмов развития уже известных явлений и предвидение последствий научной и технической деятельности.
Пятой особенностью научного знания является его системная организованность. Все данные, положения и достижения науки представлены в виде теорий и концепций, которые согласуются друг с другом.
Наука как деятельность предполагает творческий процесс получения знания, она направлена на раскрытие объективных законов природы, общества и человека. Научная деятельность предполагает и социальный аспект – выполнение разного рода социальных ролей и функций, опосредованно связанных с производством знания.
Наука как социальный институт есть совокупность организаций, в которых и через которые ученые осуществляют свою деятельность. Главной их целью является получение объективного знания. Но одновременно они решают политические, социальные и юридические проблемы и задачи.
Наука в ее классическом виде сформировалась в эпоху Ньютона, в XVII–XVIII вв. Процесс ее формирования стал первой научной революцией, научной революцией Нового времени. Эмпиризм Бэкона и рационализм Декарта заложили ментальные основы изобретательства, т.н. «ньютоновского отношения к миру». В XVII–XVIII вв. наука представляла собой, прежде всего, естествознание. Критериями научности математики, физики, неорганической химии, механики были логичность, ясность, отчетливость, подтверждаемость теоретическим доказательством и опытом. Почти три столетия сложившийся образ науки считался единственно возможным. Но все течет, и все изменяется, и вот во второй половине XIX в. начинают развиваться философия, история, социология; психология, – науки, которые по своему содержанию и методам не всегда совпадают с классическим, рациональным образом научности. Аналогичный переворот стал осуществляться и в вполне «классических науках». Достаточно указать на геометрию Н.И. Лобачевского, и создание Бутлеровым органической химии.
Приблизительно с середины ХХ в., в условиях постиндустриального общества стала осуществляться вторая научная революция. Наука обрела новое качество – она стала постклассической. Чем же отличается постклассическая наука от классической, и в чем суть научной революции?
В эпоху Ньютона ученые имели дело с большими объектами, движущимися в ограниченном пространстве с малыми скоростями. Их исследование было возможно с помощью естественных органов чувств. В ХХ столетии ученые оперируют микрообъектами (атом, электрон, протон, нейтрон, нейтрино, «строительный материал», составляющий ДНК), перемещающимися в микро или мега пространстве с запредельно высокими скоростями. Постклассическая наука принесла на Землю новый мир – мир микрочастиц и микроволн. Их исследование требует создания специальной аппаратуры, являющейся продолжением и дополнением органов чувств, которыми обладает человек. Тем самым уже на уровне научного поиска создается нечто параллельное бытию, обыденной жизни, обыденному сознанию, и уже диктующее старому «реальному» миру свои правила игры. Кроме того, этот новый мир в принципе несовместим с миром тел и молекул, – с тем, чем была связана классическая наука. Более того, он в принципе несовместим и с человеческой жизнью.
Как известно, визитной карточкой цивилизации стало создание человеком т.н. «второй природы», – предметов, в живой природе не встречающихся. В конце XIX в. на визитке цивилизации появился новый логотип, который восторженно провозгласил создание предметов потребления из искусственных веществ и материалов как главное достижение науки. И если раньше оперирование большими объектами и малыми скоростями давало отходы, поддающиеся в целом, естественной, природной переработке, то в XX в. на основе проникновения в тайны микромира и создания материалов, не встречающихся в природе, в окружающую среду выбрасываются токсичные отходы, и просто отходы, не подлежащие естественной природной утилизации. Это негативные последствия научного поиска, направленные своим острием против естественной среды обитания человека. Классическая наука, как известно, вообще не ставила вопросов о негативных последствиях своей рационально-преобразующей деятельности.
Другое отличие постклассической науки от классической состоит в том, что в ней ставится под сомнение, или вообще отрицается рациональный характер, объективность научного знания. Так, некоторые представители постпозитивизма считают, что критерии научности и рациональности меняются не только от эпохи к эпохе, но и от одного ученого к другому. Каждый ученый пропагандирует свою теорию так же, как политические партии пропагандируют свою идеологию. И чем больше тот, или иной исследователь преуспеет в рекламе своих идей, тем больше шансов, что именно его концепция будет принята научным сообществом. Так в науку вносится существенный элемент иррационализма, который детерминирует деятельность ученого. Фактически это непродуктивное, нигилистическое отрицание предшествующей традиции – того пути, который прошла европейская наука со времен Ф. Бэкона и Р. Декарта.
Наука имеет свои основания и находит свое продолжение в технике. В период античности искусство, техника и наука представляли собой единое целое. Слово техника происходит от древнегреческого слова «techne». Это искусство, мастерство, совокупность доступных человеку способов и средств воздействия на природные материалы. Но отношение древних греков к технике было двойственным. Так в мифе о Прометее нашло отражение как стремление человека пользоваться плодами совершенствования техники, так и их опасения, что ее прогресс может подорвать стабильность в природе и обществе, нарушить экологическую и социальную гармонию.
В эпоху Средневековья отношение к технике определялось эсхатологией – учением о конце Света. Коль скоро более совершенные орудия труда и механизмы позволяли облегчить тяготы повседневной жизни, стало быть, они способствовали приближению Царства Божьего на земле. В контексте религиозного сознания, техника осознавалась человеком как помощник в создании более совершенного мира, противоположного тяготам и испытаниям повседневной жизни. Она воспринималась, как средство облагородить жизнь и осуществить завет Бога в отношении земного человеческого предназначения.
В период Возрождения техника рассматривалась как условие полноценного человеческого бытия, но не как утилитарное средство увеличивать производство материальных благ. Леонардо да Винчи в проекте «протодельтоплана» писал, что его изобретение нужно, чтобы показать возможности, имеющиеся в человеке, и открыть больше стран. В проекте водяной мельницы-насоса он указывал, что это приспособление поможет орошать деревья, перекачивать вино из одной бочки в другую, и обрызгивать прохожих ради развлечения. Кроме этого, по замыслу Леонардо, при помощи этой чудо-мельницы «можно будет извлекать звуки на различных музыкальных инструментах, которые будут беспрерывно звучать, пока будет длиться движение такой мельницы».
Провозглашенная гуманистами идея полноценного человеческого бытия подверглась атаке в эпоху капитализма. Основой этого нового экономического строя стало рациональное постоянное предприятие, рациональная бухгалтерия, рациональное право, рациональная этика, рациональна техника и рациональный технический процесс и прогресс.
Использовавшаяся на мануфактурах XVII–XVIII вв. техника, еще сохраняла элементы кустарного производства традиционного общества. На мануфактуре рабочий и орудие труда еще были как-то приспособлены друг к другу. Но на фабрике, пришедшей на смену мануфактуре, человек должен был приспосабливаться к машине. Уже не человек применял орудие труда, а орудие труда применяло человека. Так технический прогресс под лозунгом преодоления несовершенства человека перед силами природы ликвидировал сферу, в которой человек еще чувствовал себя человеком, ту нишу, в которой он не был отделен от естественных природных материалов и своими руками непосредственно воздействовал на них. К концу XIX в. машины полностью заслонили какое-либо значение человека в производстве материальных благ. По характеристике Маркса, машинное производство, освобождающее не рабочего от труда, а труд рабочего от всякого содержания, целиком охватывая нервную систему рабочих, подавляет многостороннюю игру их мускулов и отнимает у человека всякую возможность свободной физической и духовной деятельности. В еще большую зависимость ставит человека современное производство, связанное с созданием и переработкой информации. Человек разумный по своему физическому и психическому складу все более превращается в человека «сидящего», прикованного к столу, к клавиатуре, компьютерной «мыши» и экрану дисплея.
В XX веке в процессе осуществления научно-технической революции, возникла уверенность, что все проблемы человека и созданной им цивилизации разрешат наука и новая техника. И не удивительно, – ведь в течение века были сделаны миллионы открытий и изобретений, и сменилось несколько поколений техники. Но человеческих проблем от всего этого не убавилось, а количество угроз человеку увеличилось. И самое главное заключается в том, что для рационально организованного производства, для рациональной и высокоточной техники по расчетам рациональной бухгалтерии само содержание человека становится делом все более дорогим, нерациональным. Научно техническая революция, и превращения науки в производительную силу вдруг выявили крайнее несовершенство человека. Речь идет о несовершенстве человека (Homo sapiens!) как субъекта производства, о его нетехнологичности, нерациональности. И действительно, человек быстро устает, допускает ошибки, не успевает, не выдерживает, не справляется. Он вообще невыгоден для производства; но организаторы и владельцы средств производства вынуждены терпеть его как потребителя произведенных продуктов. Как члена «общества массового потребления». Отсюда вопрос: не является ли прогресс науки и техники, преодолевающий несовершенство человека, борьбой с ним самим, с его жизнью? В этом случае технический прогресс является дорогой к небытию, к смерти.
Здесь впору вспомнить жившего в XIX в. русского философа К.Н. Леонтьева, утверждавшего, что прогресс (в данном случае научно-технический прогресс) обернется регрессом и принесет человечеству рабство в новой форме. Но поскольку развитие науки и техники остановить невозможно, то следует, принимая во внимание их возрастающую по отношению к человеку иррациональность, создавать лучшие условия для развития гуманитарного знания. Знания, содержащего в себе не только субъективистские моменты, но и альтернативные ценностные установки. Императивные максимы, нацеленные, как минимум на то, чтобы нормы морали и права поспевали за несущейся по цивилизационному пути «всесмешения» инженерией.
Вопросы для самопроверки
В каких трех смыслах, употребляется слово наука?
Перечислите особенности научного знания.
Когда сформировалась наука в ее классическом варианте?
Какие особенности присущи классической науке?
Какие особенности присущи постклассической науке?
В чем заключается иррационализм постклассической науки?
Как исторически изменялось отношение к технике?
В чем сущность современной проблемы совмещения человека с техникой?
