Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
0. ГВОЗДЕВ А.Н. Очерки по стилистике русского я...doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
2.67 Mб
Скачать

Действительный и страдательный обороты

§ 421. К синтаксическим синонимам, связанным с различиями грамматической структуры главных членов предложения, относятся действительный (активный) и страдательный (пассивный) обороты.

Действия, имеющие субъект и объект и обозначаемые переходными глаголами, допускают две разные синтаксические конструкции для их выражения.

Во-первых, субъект выражается подлежащим, а объект – дополнением в винительном падеже, например: Ученик прочитал книгу; Завод перевыполнил план. Это и получило название действительного оборота.

Во-вторых, объект выражается подлежащим, а субъект – дополнением в творительном падеже, например: Книга прочитана учеником; План перевыполнен заводом. В таком случае имеет место страдательный оборот.

В стилистическом отношении различие между этими конструкциями сводится к тому, что в действительном обороте на первый план выставляется субъект действия: в нем сообщается о деятеле, тогда как в страдательном обороте основным в сообщении является объект действия. Так, Директор вызвал мастера указывает, что скорее сообщение имеет в виду директора и его деятельность, а Мастер был вызван директором уже говорит о том, что основным персонажем в сообщении выступает мастер.

Еще примеры действительных и страдательных оборотов: Безграмотным, не имевшим письменности, полудиким людям русский рабочий широко открыл путь к знанию (Горький, Пролетарский гуманизм); Быстрота культурного роста населения Союза Советов признана честными людьми всех стран (там же).

§ 422. Особый оттенок приобретает страдательный оборот, в котором в качестве субъекта действия (творительный падеж) выступает не лицо и живое существо, а неодушевленный предмет. В этом случае такое обозначение совершителя действия приближается к обозначению орудия или средства действия. Это сказывается в том, что в этих случаях страдательный оборот оказывается синонимичным безличному предложению с творительным падежом, обозначающим орудие или средство действия. Так: Окно забрызгано дождем – Окно забрызгало дождем. Оба эти оборота более близки между собой, чем каждый из них к действительному обороту: Дождь забрызгал окно.

Еще примеры таких оборотов: Город окутан желтовато-серой сыростью... (Горький, Туман). (Сравним: Город окутало желтовато-серой сыростью и желтовато-серая сырость окутала город). Стены домов, стекла витрин покрыты мокрой пылью (там же).

Поэтому в ряде случаев творительный падеж при страдательном причастии не следует заменять именительным падежом действительного оборота; надо оставлять творительный со значением орудия или средства действия в неопределенно-личных предложениях или в личных предложениях, имеющих в качестве подлежащего названия лиц. Так: Лагерь был обнесен валом, У околицы, украшенной ковылем, стояли две пушки (А.Н.Толстой, Хлеб.) Можно заменить: Лагерь обнесли валом. У околицы, которую бойцы украсили ковылем, стояли две пушки. Но было бы недопустимым употребить такой действительный оборот: Вал обнес лагерь. У околицы, которую украсил ковыль, стояли две пушки. То же: Затем внутри здания все рабочие комнаты... разделены крестообразным коридором; верхний этаж и нижний, где находятся эти рабочие комнаты, разобщены средним этажом (И.П.Павлов); ближе по значению к неопределенно-личному предложению: Все рабочие комнаты разделили коридором, а верхний этаж и нижний разобщили средним этажом, чем к личному обороту: Крестообразный коридор разделил все рабочие комнаты, средний этаж разобщил верхний и нижний этажи; последний оборот приобретает экспрессивный оттенок и неуместен в деловой речи.

§ 423. Особо стоят страдательные конструкции, в которых нет обозначенного творительным падежом субъекта действия, например: Окна раскрыты; Работа аккуратно переписана. Здесь прежде всего отсутствует возможность замены действительным оборотом. Они и выражают не столько объект, подвергающийся воздействию деятеля, сколько предмет и его состояние, характеристику. Поэтому они допускают замену глаголами состояния, например: Книга затеряна – Книга пропала (сравним невозможность такой замены в конструкции: Книга затеряна мной); На столе разложены и расставлены разные игрушки – На столе стоят и лежат разные игрушки, и прилагательными, например: Работа выполнена – Работа готова; Статья написана просто – Статья понятна; Но в нее [в сырость. – А. Г.] входишь, как во всякий иной туман, только дыхание затруднено и обессилены глаза (Горький, Туман).

В других случаях при отсутствии творительного падежа со значением субъекта действия, когда подлежащее страдательного оборота четко выражает объект действия, ближе всего к нему неопределенно-личное предложение с винительным падежом прямого дополнения: Груз доставлен на самолете – Груз доставили на самолете; У нас недавно установлены светофоры – У нас недавно установили светофоры; Рождается нелепое сравнение: точно город посажен в большую бутылку, лежащую на боку, заткнутую огненной пробкой, и кто-то лениво, тихонько бьет извне по ее нагретому стеклу (Горький, Как сложили песню); Мересьев был усажен в глубокое бархатное кресло (Б.Полевой, Повесть о настоящем человеке). (Сравним: Мересъева усадили в кресло.)