
- •Тема 16 Социальные технологии инновационного управления регионом
- •1. Современная управленческая концепция развития региона.
- •2. Функции регионального государственного управления — основа технологизации.
- •3. Универсальные и частные технологии регионального развития.
- •1. Современная управленческая концепция развития региона.
- •2. Функции регионального государственного управления — основа технологизации.
- •3. Универсальные и частные технологии регионального развития.
- •1. Разграничение властных функций на местах — первая универсальная технология.
- •3. Способствовать развитию культуры, защищать интеллектуальную собственность;
- •4. Децентрализовать процессы управления реформой, активизировать экономическую деятельность на местах;
Тема 16 Социальные технологии инновационного управления регионом
В данной главе будут рассмотрены следующие основные вопросы.
1. Современная управленческая концепция развития региона.
2. Функции регионального государственного управления — основа технологизации.
3. Универсальные и частные технологии регионального развития.
1. Современная управленческая концепция развития региона.
На пути возрождения России, выхода ее из кризиса первоочередным является подъем территорий, раскрепощение их жизненных сил при одновременном укреплении центра. Региональный фактор становится ныне одним из определяющих. При решении вопросов формирования гражданского общества, целостности российского государства, развертывания демократического механизма функционирования политической власти все в большей мере учитываются интересы регионов. Это связано с возрастанием роли человеческого ресурса в системе современной организации социума, который все в большей мере будет представлять собой ассоциации самостоятельных, самоуправляющихся подсистем (региональных, трудовых, семейных, профессиональных, творческих, политических и т.п.).
Вывод: Переход от центробежного к центростремительному территориальному развитию - это объективная тенденция, которая пробивается через экономическое, социальное, культурное и политическое напряжение, конфронтацию и противостояние, в системе федеративных отношений в России.
Одна из причин такого напряжения — управленческая ситуация в стране, когда административно-командная система управления рухнула, а новая — демократическая, самоуправленческая, с широким делегированием функций управления на места, предоставлением материально-технических, кредитных, финансовых и других рычагов — не создана.
В этих условиях происходит резкое ослабление управляемости в регионах, снижение престижа государственных органов (как федеральных, так и региональных).
Такая ситуация представляет большую опасность для целостности России и требует адекватного решения.
Вывод: необходима оптимизация структур и механизмов федерального и регионального управления.
Именно управленческие ресурсы в ряду антикризисных приобретают сегодня первостепенное значение и могут рассматриваться как приоритетные. Управленческие инновации, современные технологии управления в цивилизованном мире давно воспринимаются как основной источник прогресса и цивилизованного развития, особенно в периоды кризисов и обновления общественных систем. Обычно выдвигаются различного рода смелые управленческие проекты, программы, социальные технологии возрождения и развития, в том числе и региональные.
В Японии, например, отдельные меры как долгосрочного, так и кратковременного влияния на регионы начали разрабатываться во второй половине 50-х годов. В 60-х годах уже сформировалась общегосударственная региональная политика, появились "планы комплексного развития территории страны". Их разработка и реализация проходили разные этапы и в настоящее время приобрели вид государственного проекта "Технополис".
Известно, что в мире под влиянием управленческих мер сглаживалась зависимость развития экономики отдельных отраслей, регионов от сырьевых ресурсов, усиливалась тенденция структурной перестройки экономики и социальной инфраструктуры поселений. Например, США давно интересовали и интересуют сегодня не только кратко- и среднесрочные потери в результате энергетического кризиса, но и долгосрочные проблемы: чрезмерная зависимость от природного фактора, пределы роста на неизменной технологической базе. На основе тщательного анализа ряда стратегических центров, в том числе и Римского клуба, в США была разработана и успешно реализована государственная энергетическая программа, что позволило провести структурные изменения в экономике. В результате в полную силу заработали воспроизводственные факторы политики энергосбережения, упали цены на природное сырье.
Вывод: Превращение регионов из объектов региональной политики в их активные субъекты не должно привести к распаду единой территории, преобладанию местнических интересов над государственными.
С точки зрения социально-технологического подхода, регионы должны получить из центра стратегические и тактические инициативы, способствующие федеральной политике регионального возрождения. Стратегические ориентиры позволят находить и накапливать средства, искать конструктивные пути решения региональных проблем.
Не менее важно сменить концептуальную схему развития, определить приоритеты.
Во-первых, определить приоритетные зоны в регионах, первоочередные ресурсы. Они могут быть не только экономическими (а в числе экономических приоритет принадлежит необходимости структурных изменений в хозяйстве), но прежде всего социальными, интеллектуальными и научно-техническими.
Во-вторых, наметить необходимые меры управленческого характера, направленные на преодоление результатов ущербной в прошлом политики, которая привела к оттоку населения из сел средних и малых городов в крупные.
Меры, направленные на возрождение территорий, регионов на уровне федеральной политики.
Во-первых, усиление взаимодействия ряда крупных взаимодополняющих регионов (парные и многосторонние), направленное на объединение ресурсов нескольких партнеров, установление тесных хозяйственных и прямых связей (Нечерноземье — северные регионы; южные регионы — Восточная Сибирь и Дальний Восток и т.д.).
Открывается уникальная возможность использования природных ресурсов Нечерноземья, где могут быть обустроены наиболее квалифицированные специалисты из числа увольняющихся из армии, беженцев, мигрантов с Севера и т.п.
Во-вторых, выделение приоритетов структурной перестройки народного хозяйства в базовых районах, постепенное освобождение их от трудозатратных производств, требующих большого количества сырья, энергии, природных и человеческих ресурсов, перевод на современное, высокотехнологическое и наукоемкое производство. Это в первую очередь относится к регионам с неблагоприятными природно-климатическими условиями, где освоение природных ресурсов уместно "не числом, а уменьем".
Вывод 1.: в основу государственной политики регионального возрождения необходимо положить принцип создания узлов стабилизации и развития, получивший широкое распространение во многих развитых странах.
Суть его состоит в том, что в менее развитых районах специально выделяются территории, на которых совместными усилиями государства, региональных и местных властей, частного сектора и иностранных инвесторов формируются новые территориально-производственные образования (ТПО). Они становятся "полюсами роста" (очагами развития) для данных регионов. Их цель — уменьшить кризисные явления в наиболее развитых в индустриальном, технологическом отношении регионах, оживить экономическую, научно-технологическую и интеллектуальную жизнь на местах, постепенно менять социальную инфраструктуру жизни людей и экономическую обстановку.
Вывод 2.: В основу рационального распределения производительных сил по территориям (японский опыт) целесообразно положить принцип проецирования опережающих, принципиально новых наукоемких технологий на регионы, которые, обеспечили бы инновационный прорыв в провинции, способствовали бы на основе современной инфраструктуры и более благоприятной экологической обстановки привлечению талантливой и инициативной части населения из крупных городов, созданию островков нового технического, интеллектуального, информационного, социального пространства по типу так называемых наукоградов.
Вывод 3.: На этой основе создать условия для существенных сдвигов в размещении производительных сил и интеллектуальных ресурсов, усилить тенденцию к сокращению разрыва в условиях развития между регионами, проецировать на периферию не устаревшие технологии, а опережающие, инновационные и наукоемкие.
Вывод 4.: Структурную перестройку экономики тесно связать с преодолением территориально-отраслевых диспропорций, с освоением интенсивной модели развития народного хозяйства, основанной на приоритетном использовании высокотехнических, наукоемких производств.
Вывод 5.: По типу японского проекта "Перспективы политики на 80-е годы" разработать и предложить региональную техническую политику в тесной связи с социальным оздоровлением регионов. В ней представить как срочные, так и перспективные меры в этом отношении, обеспечить сбалансированное развитие высокотехнологической промышленности, передовой науки и нового социального пространства, создание инновационного информационно-аналитического фона и культурно-духовной среды (технополисы).
В числе первоочередных мер возможно использование мини-технологий (энергосберегающих и экологически чистых) при интенсивном и рациональном освоении имеющихся природных ресурсов. Решение этих задач зависит от качества регионального государственного управления.
Снижение управляемости в регионах обусловлено следующими причинами:
1) обострение социально-экономической ситуации в регионе (спад производства, инфляция, рост цен, падение жизненного уровня населения);
2) отсутствие четкой федеральной политики в отношении перспектив экономического и социального развития регионов;
3) рост противоречий и напряженности на национально-этнической почве;
4) конфликты и противостояния различных ветвей власти на федеральном уровне и связанные с этим непоследовательность и противоречивость принимаемых центром решений;
5) невостребованность культурного, научного и интеллектуального потенциалов регионов;
6) отсутствие обоснованной системы обучения, подготовки, переподготовки и продвижения кадров всех уровней;
7) слабое информационно-аналитическое обеспечение органов власти и управления всех уровней;
8) недостаточная связь органов государственной власти и управления с органами местного самоуправления;
9) отсутствие четкого разделения функций управления между центром и регионами, недостаточная регламентация прав и обязанностей верхних и нижних структур власти.
Поэтому назрела необходимость повышения управленческого статуса регионов, что возможно:
а) при выравнивании прав всех субъектов федерации (республик, краев, областей);
б) при наличии перспективной структуры управления и целесообразной кадровой политики.
Общими предпосылками создания качественно новых организационных структур являются:
1) Радикальное преобразование производственного аппарата на основе научных достижений и новой техники (технологии), что позволяет оптимизировать структурную политику в регионах и в стране в целом, создавать режим благоприятствования технологической революции.
2) Человек со всеми его запросами становится главной целью современного общества. Его быт, материальное благополучие, здоровье, духовные запросы — тот общественный индикатор, с помощью которого определяются направления инвестиционной, социальной, экономической и научно-технической политики.
3) Демократизация производства и управления становится главным требованием на пути возрождения регионов. Свобода предпринимательства, развитие самоуправленческих структур и желание огромного количества субъектов собственности внести в процесс производства и управления качественно новые мотивы деятельности — закономерность общественного развития территорий.