
- •Министерство образования республики беларусь
- •Белорусский государственный университет
- •Факультет географический
- •Экологические приоритеты национальной стратегии устойчивого развития беларуси.
- •Оглавление
- •Глава 1. Объективная необходимость устойчивого развития 4
- •Глава 2. Экологические приоритеты национальной стратегии устойчивого развития беларуси 7
- •Введение
- •Глава 1. Объективная необходимость устойчивого развития
- •Модель устойчивого развития Республики Беларусь
- •Экологический императив в развитии стратегии
- •Глава 2. Экологические приоритеты национальной стратегии устойчивого развития беларуси
- •Список использованных источников
Глава 2. Экологические приоритеты национальной стратегии устойчивого развития беларуси
Как и в других европейских странах, России и государствах СНГ, идея устойчивого развития получила широкое признание и заслуженную популярность в Республике Беларусь.
Разделяя основные рекомендации и принципы принятой в 1992 году в Рио-де-Жанейро программы стратегических мер по стабилизации социально-экономического развития с учетом целей сохранения окружающей среды для будущих поколений, Беларусь считает необходимым осуществить переход к устойчивому развитию, обеспечивающему органичное соединение задач социально-экономического и экологического плана [4, c. 3].
Первая Национальная стратегия устойчивого развития (НСУР) Республики Беларусь была разработана в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь № 197 от 20 марта 1996 года в целях обеспечения эффективного участия страны в европейском и мировом хозяйственно-экономическом процессе, исходя из рекомендаций и принципов, изложенных в документах конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992), а также решений Комиссии ООН по устойчивому развитию[2, c. 16].
НСУР была подготовлена Научно-исследовательским экономическим институтом Министерства экономики Республики Беларусь с участием ведущих ученых и специалистов Национальной академии наук Беларуси, Министерства природных ресурсов и окружающей среды, других организаций на основе предложений, представленных министерствами и республиканскими органами управления, Минским городским и областными исполнительными комитетами. Она была одобрена Национальной Комиссией по устойчивому развитию 31 января 1997 г. и Президиумом Совета Министров Республики Беларусь 25 марта 1997 г. [2, c. 16].
Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь 1997 г. заложила комплекс научно обоснованных направлений по решению общенациональных проблем, тесно взаимосвязанных с мировым развитием.
Она определила проблемные поля, глобальные цели и приоритеты долгосрочного социально-экономического и экологического развития страны, потенциал и средства их реализации, содержала целый ряд научно обоснованных рекомендаций правительству, неправительственным структурам, общественным организациям, которые должны их учитывать при принятии и реализации решений.
Главное, что в качестве базовых компонентов содержания обоснованной в ней модели устойчивого развития Республики Беларусь были выделены три фундаментальных блока, имеющих стратегическое значение для разработки последующих национальных и локальных моделей устойчивого развития, поскольку тем самым были определены рамочные положения устойчивого развития страны.
Среди них: «новая цивилизационная стратегия, парадигма общественного прогресса и новые принципы взаимодействия природы, хозяйства и человека; тип создаваемого государства и общества; перспективная модель экономики» [4, c. 5].
Конкретизация первой национальной модели устойчивого развития предполагала выделение важнейших векторов социальной динамики транзитивного белорусского общества.
В качестве таких приоритетных направлений были выделены следующие [4, c. 6–7]. Прежде всего, новая парадигма общественного прогресса, избранная в рамках данной модели, предполагала стратегическую ориентацию на постиндустриальные ценности развития и повышение качества жизни. «Высшей целью научно-технического и социально-экономического прогресса должен стать человек, его духовное и физическое здоровье в благоприятной и безопасной среде» [4, c. 6].
Гуманистический вектор развития Беларуси включал в себе три важнейших условия: новую концепцию социальной справедливости, экономическую эффективность развития и экологическую защищенность. Реализация этого цивилизационного вектора требует совместных заинтересованных усилий всех государств мира.
Следующая значимая цель устойчивого цивилизационного пути Беларуси – построение демократического социального правового государства, открытого гражданского общества со зрелыми демократическими механизмами защиты прав человека, взаимодействия гражданских структур и государства.
Далее, перспективная модель белорусской экономики предполагала формирование эффективной и экологически безопасной социально ориентированной рыночной экономики на принципах конституционных гарантий личных прав и свобод граждан, свободы предпринимательства, равенства всех форм собственности, гарантии ее неприкосновенности и др. При этом Национальная стратегия устойчивого развития предполагала значительное участие государства в развитии экономических институтов белорусского общества, акцентируя внимание на трех наиболее важных функциях государства:
- слежение за социальными индикаторами экономического развития,
включая экологический фактор;
- смягчение экономических проблемных ситуаций;
- содействие экономическому и социальному развитию.
Социально-экологические приоритеты данной стратегии устойчивого развития были сопряжены с акцентуацией следующих стратегических задач.
Во-первых, в рамках модели было обосновано, что существует объективная взаимозависимость экономического благосостояния граждан и экологического благополучия общества. Поэтому экологическая политика государства становится стержневой осью устойчивого социально-экономического развития страны.
Это означает радикальную переориентацию критериев оценки общественного прогресса и эффективности функционирования социально- экономических институтов общества: от принципа «реагирования и исправления» к принципу «активной профилактики».
Во-вторых, комплексная, системная и последовательная экологизация всех видов производства и звеньев экономической системы, подразумевающая качественные технологические и институциональные преобразования, призванные обеспечить создание нового правового и экономического механизма регулирования экологической сферы общественной жизни. Решение этой стратегической задачи должно обеспечить «прогрессивное изменение отраслевой структуры экономики в сторону снижения удельного веса материало- и энергоемких отраслей индустрии, преобразование производственной базы в отраслях-загрязнителях путем перехода на экологически чистые технологические процессы» [4, c. 12], что позволит выстроить структурно-инвестиционную политику на основе экологического императива и осуществить переход производства к стратегии качественного роста под экологическим контролем общества и государства.
В-третьих, всемерное развитие экологической культуры, повышение уровня экологического образования и воспитания населения, обеспечение полной гласности и доступности информации о состоянии окружающей среды [4, c.11].
В соответствии с рекомендациями и принципами, изложенными в документах Конференции ООН (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), первая национальная модель в качестве стратегической цели устойчивого развития Беларуси, ведущей ценностной ориентации ее нового цивилизационного пути, предлагала императив «sustainable development» в следующей редакции: «обеспечение стабильного социально-экономического развития при сохранении благоприятной окружающей среды и рационального использования природно-ресурсного потенциала для удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений населения Беларуси при учете интересов других государств» [4, c. 27].
Таким образом, экономическое и экологическое благополучие мировой цивилизации при устойчивом развитии должно опираться не столько на увеличение объема ресурсных циклов, сколько на интенсификацию духовной, интеллектуальной составляющей общественного бытия. Благополучие предполагает интенсификацию научного прогресса, рост инноваций в области информационных систем и технологий, высвобождение духовно-творческого потенциала личности и переориентацию социально значимых ценностей на духовно-интеллектуальные формы престижеобретения[2, c. 16].