Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ROMA.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
998.91 Кб
Скачать

6. Гибель Нерона и конец династии Юлиев-Клавдиев

В марте 68 г. в Галлии Лугдунской (римская провинция на территории современной Франции с центром в Лионе (античный Lugdunum - Луг-дун)) началось движение против Нерона. Во главе его оказался пред­ставитель романизированной галльской знати Юлий Виндекс. Очень скоро число его сторонников достигло ста тысяч. Хотя главную силу движения составляли галлы, а его лидер возводил свое происхождение к роду аквитанских царей, это было движение не против Рима, но, как уже было сказано, против Нерона.

Виндекс установил связь с испанским наместником Луцием Серви-ем Гальбой, который приходился дальним родственником Ливии, супру­ге Октавиана Августа. Гальба провозгласил себя «легатом сената и римского народа» (legatus senatus populique Romani), выйдя тем самым из подчинения Нерона. Слабость движения Гальбы, как, впрочем, и вос­стания Виндекса, заключалась в отсутствии на стороне повстанцев до­статочного количества регулярных войск: основные силы римской ар­мии на западе были сконцентрированы в Британии и вдоль Рейна, в провинциях Верхняя и Нижняя Германии.

В это время сработал механизм, созданный некогда Августом для защиты от галльских восстаний: отряды Виндекса были разбиты легио­нами наместника Верхней Германии Вергиния Руфа. Однако положения Нерона это не улучшило, так как легионеры провозгласили Вергиния Руфа императором. Он, правда, отказался, но вслед за Гальбой также объя­вил себя «легатом сената и римского народа».

Состояние Нерона в последние месяцы пребывания у власти лучше всего передает Светоний, автор «Жизнеописания двенадцати Цезарей». Император то впадал в уныние, то вдруг без всякого серьезного повода переходил от отчаянья к радости и ликованию, словно его враги были уже повержены и брошены к его ногам. Неспособный долго удерживать свою мысль на одном предмете, он мог в любую минуту забросить важ­ные государственные дела и отправиться смотреть какую-нибудь дико­винку, вроде хитроумно устроенного водяного органа. В этой обстановке префект претория Нимфидий Сабин, сменивший на этом посту казнен­ного Фения Руфа, осуществил государственный переворот. Преториан­цы присягнули на верность Гальбе, а сенат объявил Нерона врагом оте­чества. Тот сначала пытался бежать и уже выбрался из Города, но затем передумал и покончил с собой неподалеку от Рима. Со смертью Нерона летом 68 г. Династия Юлиев-Клавдиев прекратила свое существование.

7. Усиление императорской власти в правление Флавиев

После непродолжительной гражданской войны (68-69 гг.), в ходе кото­рой у власти сменилось несколько эфемерных правителей (Гальба, Отон, Вителлий), престол прочно заняла новая династия - Флавии. Первым императором из дома Флавиев был Тит Флавий Веспасиан (69-79 гг.), человек незнатного происхождения, выходец из сабинского городка Ре-ате. К власти Веспасиана привели войска, посланные под его командо­ванием в Иудею для подавления антиримского восстания в этой провин­ции в конце принципата Нерона (так называемая Первая Иудейская война), и примкнувшие к ним дунайские легионы Антония Прима, выиг­равшего для Веспасиана сражение при Кремоне, известное так же, как вторая битва при Бедриаке (69 г.). Веспасиану наследовали сыновья: Тит (79-81 гг.) и Домициан (81-96 гг.).

Веспасиан и Тит

Подобно Августу, Веспасиан должен был позаботиться о стабилиза­ции ситуации после окончания гражданской войны. Было необходимо в спешном порядке пополнить казну, восстановить пошатнувшуюся дис­циплину в армии, укрепить границы, охрана которых заметно ослабла из-за отвлечения массы войск от защиты внешних рубежей. Кроме того, иудеи, поднявшие восстание в конце правления Нерона (66 г.), все еще продолжали сопротивляться. В галльских провинциях набирало силу дви­жение за отделение от Империи во главе с Юлием Цивилисом, в недале­ком прошлом офицером римских вспомогательных войск. Движение Цивилиса называют иногда восстанием батавов, так как его главной силой были римские вспомогательные части, укомплектованные представи­телями этого племени и поднявшие оружие против Рима. Наконец, еще одним объектом заботы императора должен был стать город Рим, сильно пострадавший в ходе уличных боев в декабре 69 г.

Все эти задачи были успешно решены императором. Веспасиану уда­лось пополнить казну за счет жесткой экономии средств, отмены нало­говых льгот, предоставленных его предшественниками ряду греческих областей (Ахайя, Ликия, Родос, Византий, Самос), а главное - за счет введения новых податей и налогов, в изобретении которых он проявлял подлинные чудеса находчивости и выдумки. Налогом были обложены, в том числе, и общественные уборные. За это принцепса ядовито высме­ивали в высшем римском свете, и даже сын Веспасиана, Тит, критико­вал финансовую политику отца, убеждая его отменить пресловутый на­лог, ставший объектом насмешек. Тем не менее, надо признать, что эта

64

115

и другие столь же непопулярные меры принесли свои плоды: Веспасиа-ну удалось покрыть колоссальный дефицит бюджета, образовавшийся после расточительного правления Нерона и бедствий гражданской вой­ны. Точных цифр мы не знаем, но, по свидетельству Светония, сам им­ператор говорил, что ему нужно сорок миллиардов сестерциев, чтобы поставить на ноги римское государство. Судя по всему, состояние им­перских финансов при Веспасиане кардинально улучшилось, по сравне­нию с предшествующим периодом, несмотря даже на большие затраты, связанные с восстановительными работами в Риме и начавшемся стро­ительством Колизея - колоссального амфитеатра Флавиев.

Не менее успешен был Веспасиан в отражении военных угроз. В нача­ле осени 70 г. после полугодовой осады пал главный центр иудейского со­противления город Иерусалим, и в руках у восставших остались только несколько изолированных крепостей, которые были одна за другой захва­чены римлянами. Побежденные иудеи должны были выплачивать налог в пользу храма римского бога Юпитера из тех денег, которые они прежде вносили в казну храма Яхве в Иерусалиме. В Галлии Цивилис был оттес­нен на нижний Рейн, после чего с ним было заключено перемирие. Его дальнейшая судьба неизвестна из-за лакуны в источниках; ясно лишь, что римская власть на Западе была восстановлена в полном объеме.

Реорганизовав войско, разложившееся за годы гражданской войны, Веспасиан восстановил дисциплину в армии. Ненадежные части были расформированы, а служившие в них солдаты - распределены по дру­гим подразделениям. Легионы, которые во время беспорядков в Галлии и на нижнем Рейне примкнули к восставшим, были распущены и замене­ны новыми (IV и XVI Флавиевы). Преторианские и городские когорты, к тому времени сильно возросшие в числе, были сокращены до размеров, установленных в свое время Августом: соответственно, девять прето­рианских и три городские когорты.

Императорская власть была укреплена Веспасианом и с точки зре­ния ее правовых основ, и в том, что касается ее социальной базы. До наших дней частично сохранилась важная надпись, содержащая так на­зываемый «Закон о власти Веспасиана» (lex de imperio Vespasiani). За­кон объединил разрозненные компоненты императорских полномочий в единый правовой комплекс, все части которого (империй, трибунская власть и т. д.) были прочно связаны между собой. Важно отметить, что счет времени своего правления Веспасиан, в отличие от своих предше­ственников, вел не с того момента, когда он был утвержден сенатом, но со дня провозглашения войском 1 июля 69 г., что соответствовало реша­ющей роли армии в избрании нового правителя. Сенат впервые после Клавдия пополнился значительным количеством выходцев из италийс­ких муниципиев и провинций, ставших надежной опорой новой династии. Многие провинциальные города получили при Веспасиане и его преем­никах римское или латинское право.

Во многом благодаря изменению состава сената, Веспасиану не при­ходилось сталкиваться со сколько-нибудь значительной оппозицией. Едва ли не единственным человеком, чья непримиримая враждебность выну­дила принцепса сначала отправить его в изгнание, а затем в 75 г. отдать приказ о его убийстве, был Гельвидий Приск, зять Тразеи Пета, известно­го диссидента времен Нерона. Впоследствии Веспасиан не раз высказы­вал сожаление по поводу этого своего приказа; если верить Светонию, он даже пытался отменить его в последний момент, но к тому времени Гель-видия уже не было в живых. Зато в отношении другого своего оппонента, философа Деметрия, император ограничился тем, что выслал его вместе с прочими киниками из Италии (72 г.), да в придачу обозвал псом (слово киник по-гречески и значит «пес»). Вместе с киниками, этими «античны­ми анархистами», были изгнаны приверженцы стоической школы, нахо­дившиеся в своего рода «моральной оппозиции» принципату.

Во всех своих начинаниях император мог положиться на своих бли­жайших соратников: Гая Лициния Муциана, в недалеком прошлом - ле­гата Сирии и главного союзника Веспасиана в ходе гражданской войны 68-69 гг., и своего старшего сына Тита, после его триумфального воз­вращения в Рим с востока назначенного префектом претория. Муциан, вплоть до своей смерти в 75 или в 77 г., оставался главным советником принцепса, тогда как Тит в должности командира гвардии отвечал за его личную безопасность. Отец разделил с ним проконсульский империй и трибунскую власть; вместе они семь раз избирались на должность кон­сулов, а в 73-74 гг. исполнили обязанности цензоров, произведя перепись населения и составив новый сенаторский список. Эти и другие почести были призваны подготовить общественное мнение к тому, что преемни­ком Веспасиана станет его старший сын. Потенциальные претенденты на власть за пределами императорской семьи - Цецина Алиен, бывший сторонник Вителлия, перешедший на сторону Флавиев, и Эприй Мар-целл, известный доносчик (delator) времен Нерона, пользовавшийся боль­шим влиянием при дворе Веспасиана в последние годы его жизни, -были устранены Титом незадолго до смерти отца. Когда летом 79 г. Веспасиан умер в своем сабинском имении, застудив себе внутреннос­ти от чрезмерного купания в холодной воде, на престол вступил Тит, не встретивший на своем пути никаких препятствий.

65

117

Недолгое правление Тита известно, главным образом, двумя крупными катастрофами: пожаром Рима, сравнимым по величине с аналогичным бед­ствием при Нероне, и извержением вулкана Везувий, стершим с лица земли города Помпеи и Геркуланум (24 августа 79 г.). Несмотря на это, древние авторы отзываются о наследнике Веспасиана весьма восторженно, вели­чая его «утешением человеческого рода», но оценить скрывающиеся за этой явно преувеличенной похвалой реальное содержание не представляет­ся возможным по двум причинам. Во-первых, при жизни отца Тит, жестоко подавлявший малейшее сопротивление власти Флавиев, пользовался исклю­чительно дурной славой: от него ожидали самого худшего, но когда эти ожи­дания не оправдались, ему обрадовались тем больше, чем сильнее прежде боялись. Во-вторых, правление Тита было уж слишком кратким, и невоз­можно даже предположить, как изменилось бы суждение римлян о нем, проживи он подольше: многие императоры до него (Тиберий, Калигула, Не­рон) начинали свое правление с либеральных заявлений, с обещаний во всем следовать примеру Августа, но в дальнейшем переходили к куда более жесткому курсу, вызывавшему негативную реакцию со стороны обществен­ного мнения. Как бы то ни было, в сентябре 81 г. Тит скончался в том самом имении в земле сабинян, в котором двумя годами раньше умер его отец. По преданию, перед смертью он сожалел лишь об одном - о том, что не отдал приказ убить своего брата, Домициана, и не предотвратил бед, грозящих от него римскому государству.

Домициан

Третий представитель династии Флавиев, Домициан, продолжил поли­тическую линию отца и старшего брата в том, что касается провинциаль­ной и внешней политики. Он столь же щедро раздавал провинциалам граж­данские права, жестко контролировал чиновников, привлекая к суду виновных в коррупции, заботился о безопасноти рейнской и дунайской гра­ниц, и провел серию оборонительных войн с хаттами и даками. В его прав­ление римляне занимают территорию между верховьями Рейна и Дуная -так называемые Декуманские или Десятинные поля, по-латыни - agri decumani. Название данного региона происходит от налога в одну деся­тую часть всех доходов, который должны были выплачивать в пользу Рима местные жители. Оккупация Декуманских полей обеспечила связь между рейнской и дунайской группировками римских войск: с этой целью здесь была построена военная дорога и прикрывавший ее укрепленный рубеж (лат. limes). В Британии полководец Домициана Гней Юлий Агрико-ла, тесть историка Тацита, провел ряд успешных операций против мест­ных племен, а его флот даже обогнул северную оконечность острова.

Вместе с тем, в отношениях с римским обществом Домициан вернулся к террористическому курсу Юлиев-Клавдиев, возобновив процессы об ос­корблении величия (83 г.). Репрессии стали особенно сильными после мяте­жа Сатурнина (88 г.), не повлекшего, впрочем, никаких осложнений ни для Империи, ни лично для Домициана, так как лидер восстания был убит са­мими легионерами. Тем не менее, волна террора нарастала, а вместе с ней росла и оппозиция Домициану в высших римских кругах. Потеряв опору в верхах, император стремился заручиться поддержкой рядовых легионеров, увеличив им жалованье до 300 динариев в год, и столичной черни, привле­кая толпу на свою сторону устройством зрелищь и игр. Дважды, в 89 и 94 гг., из Италии изгонялись стоики и киники, рессматривавшиеся Домицианом как главные выразители идейного протеста против его власти.

В правление Домициана более резко, чем это имело место при его пред­шественниках, проявился характерный для Флавиев абсолютизм. Преем­ник Веспасиана и Тита официально именовался «господином и богом» (dominus et deus). Сенат, пополнившийся новыми людьми и жестко контро­лируемый Домицианом, превратился в чисто управленческий орган, рас­теряв те остатки политического значения, которые еще сохранялись у него в век Юлиев-Клавдиев. Символом императорского контроля над сенатом стал титул пожизненного цензора, принятый Домицианом в 84 г.

Репрессивная политика последнего Флавия настроила против него не только римские верхи, но и собственное окружение. Приближенные им­ператора составили заговор, в который была вовлечена в том числе и императрица Домиция. 18 сентября 96 г. Домициан был убит, и правле­ние Флавиев завершилось.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]