Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Фоменко Г.Ю. - Личность как субъект бытия в экс...doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
314.88 Кб
Скачать

На правах рукописи фоменко Галина Юрьевна личность как субъект бытия в экстремальных условиях

Специальность 19.00.01 – общая психология,

психология личности, история психологии

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора психологических наук

Краснодар 2006

Работа выполнена на кафедре психологии личности и общей психологии Кубанского государственного университета

Научный консультант: доктор психологических наук, профессор

Рябикина Зинаида Ивановна

Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор

Знаков Виктор Владимирович

доктор психологических наук, профессор

Скрипкина Татьяна Петровна

доктор психологических наук, профессор

Гурьянов Юрий Николаевич

Ведущая организация: Черноморская гуманитарная академия

Защита состоится 23 декабря 2006 г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.101.06 при Кубанском государственном университете по адресу: 350040, г. Краснодар, ул. Ставропольская, д.149.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Кубанского государственного университета по адресу: 350040, г. Краснодар, ул. Ставропольская, д. 149.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат психологических наук, доцент А.Н. Кимберг

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Современная психология переживает этап методологического обновления, связанного с новыми подходами к разработке проблемы человека. В то же время ситуация, сложившаяся в отечественной психологии в последние годы, квалифицируется и как методологический кризис, особенно остро проявляющийся в её прикладных отраслях (Е.Д. Хомская, В.П. Зинченко, А.В. Юревич и др). Подчёркивается углубляющийся разрыв между теоретической и практической психологией (А.В. Юревич, Ф.Е. Василюк). Однако решение проблем прикладного характера в различных сферах социальной жизни невозможно без глубокой проработки их методологических оснований.

Предпринимается попытка распространить предметную область психологии на проблемы бытия личности. Психология человеческого бытия рассматривается как новое перспективное направление развития психологической науки (В.В. Знаков, В.С. Мухина, З.И. Рябикина, В.И. Слободчиков и др). Становление этого направления неразрывно связано с размышлениями об интегративных тенденциях в психологической науке и с интересом к комплексным проблемам, взгляды на оптимальные пути разрешения которых в последнее время тоже претерпевают существенные изменения. В частности, к концу ХХ в. смещается акцент с познавательной парадигмы исследования на экзистенциальную (Б.С. Братусь, В.В. Знаков, Д.А. Леонтьев).

Расширение предметной сферы психологии и рассмотрение проблемы «личность и её бытие» отражают качественно иной масштаб и уровень собственно психологического мышления «в смысле соотнесения себя с философскими мировоззренческими горизонтами» (А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, М.С. Гусельцева).

С.Л. Рубинштейн, выдвигая в качестве методологического основания гуманитарного знания идею субъекта, полагал, что для гуманитарных наук методологически ключевой является также идея онтологии, и представлял систему онтологической структуры бытия, в которой субъект рассматривался как центр перестройки бытия.

По мнению ряда исследователей (К.А. Абульхановой-Славской, Л.Н. Анцыферовой, А.В. Брушлинского, В.В. Знакова, З.И. Рябикиной, А.Н. Славской и др.), сегодня есть все основания утверждать, что психология субъекта уже обрела методологический статус: её следует рассматривать в качестве методологической основы исследования проблем психологии человеческого бытия.

Психология человеческого бытия как направление развития психологии субъекта возникла с появлением постнеклассической парадигмы. Психология человеческого бытия дала учёным возможность расширить ценностно-смысловые контексты, в которые включались классические психологические проблемы, выйти за рамки категории деятельности и обратиться к понятию существования, от бытия перейти к становлению, непрерывному развитию психики субъекта (В.В. Знаков).

Исследователи обращают внимание на то, что практика индивидуального совершенствования тесно слилась с практикой социального преобразования (А.Г. Асмолов, В.П. Зинченко, В.В. Майков, Д.А. Леонтьев и др.). Учёт реального бытия человека в его познании способствует в конечном счёте пониманию закономерностей духовного роста, трансцендентной потребности человека выйти за пределы самого себя, собственной личности. Соответственно потенциал субъектности становится понятным лишь в том случае, если учитывается многообразие связей человека с жизненными ситуациями, а через них – с окружающим миром (Б.С. Братусь, А.А. Деркач, Е.Ю. Коржова). Обоснование необходимости распространения предметной области психологии на проблемы бытия личности исследователи связывают с тем, что даже такие интегративные «реализации», как стиль жизни, образ жизни, реализованный жизненный сценарий и пр., не оставляют впечатления конечной интеграции, воплощающей всю полноту внешней проявленности личности, возникает потребность в более общем понятии. И таким максимально интегрированным выражением рассмотрения личности как целостности предстаёт «бытие личности» (З.И. Рябикина).

Обращение к категории «бытие» в рамках субъектного подхода, формирование предметного поля «личность и её бытие» позволяют на качественно ином уровне, более широко, не ограничиваясь узкими рамками и привязанностью к собственно психотравмирующим воздействиям, рассмотреть проблему личности в экстремальных условиях жизнедеятельности. Последние также в настоящее время получают расширительное толкование, поскольку само российское общество рассматривается учёными в качестве предельного случая нестабильного состояния развивающейся социальной системы (А.Н. Дёмин). Эти явления способствуют тому, что существование большинства наших сограждан становится экстремальным.

В настоящее время в связи со сложными социально-экономическими реалиями и политическими процессами актуальным становится вопрос о модусе бытия личности в экстремальных условиях и личностной ресурсности, обеспечивающей не простое выживание в этих условиях, а полноценное аутентичное бытие.

Существуют сферы профессиональной деятельности, где эти проблемы приобретают особую остроту и злободневность. Это прежде всего касается сотрудников силовых ведомств, которые в процессе своей профессиональной деятельности часто соприкасаются с негативными проявлениями общественной жизни и рассматривают экстремальность как норму социального существования. Применительно к профессиональной сфере (правоохранительные органы, силовые структуры), изначально предполагающей наличие условий экстремальной жизнедеятельности, мы столкнулись с диаметрально противоположными явлениями. На этапе мотивации профессионального выбора и системы ожиданий от будущей службы у части кандидатов и молодых сотрудников преобладает потребность в комфортном, социально защищённом, стабильном существовании, а у другой категории лиц – потребность в высоких сверхэкстремальных нагрузках как условии оптимальной самореализации и «полноте бытия».

В самом общем виде эти две группы военнослужащих различаются по их субъект-объектным ориентациям, что соответствует выделяемым С.Л. Рубинштейном двум способам существования. В работе выявляется и конкретизируется их специфика применительно к функционированию личности в экстремальных условиях. Указанные два модуса личностной бытийности обозначены как «экстремальный» и «предельный».

В предпринятом исследовании анализируются психологические феномены применительно к каждому из них.

Проблема предельного и экстремального модусов бытия личности конкретизируется применительно к двум выборкам:

1) проблемы бытия сотрудников силовых ведомств, в частности, спецподразделений, профессиональная деятельность которых осуществляется в сверхэкстремальных условиях;

2) модусы бытия личности в контексте проблем нездоровья (больные сахарным диабетом и пациентки с проблемами женского бесплодия).

Итак, актуальность данной темы определяется необходимостью прояснения специфики бытия личности в экстремальных условиях жизнедеятельности.

В более узком смысле актуальность темы обусловлена потребностью общества в повышении профессионального и личностного потенциала сотрудников силовых структур, их боеспособности.

Таким образом, рассмотрена проблема самоопределения личности по отношению к внешним и внутренним ограничениям, обусловливающего модус личностной бытийности.

Объект исследования – особенности личностной бытийности в экстремальных условиях.

Предмет исследования – особенности личности как субъекта бытия, обусловливающие её модус бытия в экстремальных условиях.

Цели и задачи исследования. Основная цель исследования – теоретическое и эмпирическое выделение модусов личностной бытийности в экстремальных условиях, характер обусловливающих их факторов и порождаемые ими психологические феномены.

В соответствии с этой целью в работе решались следующие теоретические задачи:

  1. создать методологические и теоретические основания для изучения, классификации, интерпретации модусов бытия личности в экстремальных условиях;

  2. дать концептуальное обоснование дифференциации модусов бытия личности в экстремальных условиях на предельный и экстремальный;

  3. выделить и проанализировать психологические основания аутентичного бытия личности в случае предельного модуса её бытия в экстремальных условиях;

  4. выявить особенности личности как субъекта предельного модуса бытия;

  5. установить психологические основания типологии личностной субъектности через уточнение содержания понятий истинной и навязанной субъектности.

Кроме того, были поставлены эмпирические задачи:

  1. определить личностные особенности субъектов предельного модуса бытия в ракурсе специфики профессионализации сотрудников силовых ведомств (особенности мотивации; специфика профессионализации; характер отношения к командировкам в районы со сложной оперативной обстановкой; особенности посттравматической реадаптации);

  2. выделить основные проблемы и противоречия личности, актуализируемые в экстремальных условиях, в зависимости от модуса бытия (предельного или экстремального) и определить направления психологической поддержки;

  3. доказать зависимость психосоматической проблематики от модуса бытия личности в условиях болезни (на примере больных с женским бесплодием); разработать программы психологической поддержки этих пациентов в соответствии с модусом их личностной бытийности;

  4. выявить влияние приоритетного модуса бытия больных сахарным диабетом на качество их жизни.