- •Лекции по философии техники
- •Лекция 1. Предмет философии техники и технических наук.
- •Лекция 2. Философские вопросы современной техногенной цивилизации
- •Лекция 3. Взаимосвязь науки и техники
- •Лекция 4 Естественные и технические науки
- •Лекция 5. Особенности технической теории
- •Лекция 6. Современное научно-техническое знание
- •Лекция 7. Инженерная деятельность и техническое творчество
- •Лекция 8. Научно-техническая политика и проблема управления научно-техническим прогрессом
Лекция 8. Научно-техническая политика и проблема управления научно-техническим прогрессом
1. Прогнозирование научно-технического развития и управление им.
2. Социальная оценка техники и социальная ответственность деятельности инженера.
1. В современном обществе научно-техническая политика является важным фактором социально-исторической динамики. Говоря об изменениях природы, общества и самой техники, необходимо обратить внимание на отличие результатов технической деятельности от ее последствий. Результат – это реализованная цель, т.е. полное или частичное достижение того положения вещей, которое мыслилось изначально. Помимо результата, с течением времени выявляется также серия последствий, из которых одну часть можно было предвидеть в замысле целесообразного действия, а другую часть можно охарактеризовать как непредвиденные, иначе говоря, побочные последствия такого действия.
Понятия «результат» и «последствия» выражают такие важнейшие аспекты технической деятельности, как ее целенаправленность, рациональность и коммуникативность, которую следует рассматривать в плане воздействия технического развития на процессы социальной коммуникации. Техника понимается здесь как связующая «ткань», воспринимающая исходящие от различных подсистем общества или от отдельных общественных субъектов импульсы и способная их аккумулировать, преобразовывать и ретранслировать, придавая новое качество социальной коммуникации и всему развитию общества.
Технике присуща динамика, создающая впечатление об автономном характере ее развития. Однако это только впечатление, поскольку технические объекты, абстрагированные от социального контекста, – всего лишь потенциальные функции техники, тогда как ее реальные функции всегда связаны с социально обусловленным способом их создания и применения.
В этом контексте научно-техническая политика представляет собой важную сферу стратегически ориентированной деятельности, в основе которой лежит стремление принимающих решения органов и лиц достичь тех или иных социально значимых целей. Принятие решений в рамках этой политики предполагает, во-первых, оценку реального развития науки и техники, их перспектив и последствий для общества и, во-вторых, учет при этом интересов различных социальных институтов и групп на основе их диалога и различных форм государственного и общественного участия.
Со стороны государства, исповедующего рыночные принципы развития экономики, научно-техническая политика должна проводиться и соответствующими этим принципам методами. Это, прежде всего: 1) совершенствование налогового и таможенного законодательств, 2) выбор в качестве приоритетных тех направлений научно-технического развития, которые обеспечивали бы высокий уровень производства и на этой базе – экономическую, военную и технологическую безопасность страны, а также их поддержку, в том числе и инвестиционную.
Со стороны общества – это консультационное участие социальных институтов, организаций и компетентных лиц в выработке государственной научно-технической политики, общественный контроль за ее осуществлением и общественная экспертиза научно-технических проектов, которая включает социальную оценку развития техники и последствий ее применения.
К сожалению, в нашей стране такая внятная и эффективная научно-техническая политика на обоих ее уровнях представляет собой скорее насущную потребность и почти нереализованную возможность, чем существующую реальность.
Как известно, изначальная цель инженерной деятельности – служить удовлетворению общественных и индивидуальных человеческих потребностей. Однако, если инженеры, проектирующие и создающие технику, не предусмотрели того, что, наряду с экономическими и техническими требованиями ее эксплуатации, должны быть соблюдены требования безопасного и удобного применения технических объектов, то из средства служения людям и обществу техника может стать враждебной им. Эта особенно характерно для современного научно-технического развития. А это выдвигает на первый план проблему профессиональной этики инженера и его социальной ответственности.
Еще в начале нашего столетия П. К. Энгельмейер писал: «Инженеры часто и справедливо жалуются на то, что другие сферы не хотят признавать за ними то важное значение, которое должно по праву принадлежать инженеру... Но готовы ли сами инженеры для такой работы?... инженеры по недостатку общего умственного развития, сами ничего не знают и знать не хотят о культурном значении своей профессии и считают за бесполезную трату времени рассуждения об этих вещах... . Отсюда возникает задача перед самими инженерами: внутри собственной среды повысить умственное развитие и проникнуться на основании исторических и социологических данных всею важностью своей профессии в современном государстве». Эти слова не потеряли актуальности и сегодня.
Сегодня человечество находится в такой ситуации, когда невнимание к проблемам последствий внедрения новой техники и технологии может привести к необратимым негативным последствиям не только для отдельного человека или групп людей, но также стран и целых регионов Земли и даже для всей цивилизации. К тому же мы находимся на той стадии НТР, когда такие последствия необходимо и возможно предусматривать и минимизировать, хотя бы частично, уже на стадии разработки новой техники. Перед лицом реальных экологических и техногенных катастроф, которые могут быть результатом технологической деятельности человечества, необходимо переосмысление самого представления о научно-техническом и социально-экономическом прогрессе.
Конечно, такие последствия, как последствия чернобыльской катастрофы, не всегда возможно предсказать полностью. Но необходимо, хотя бы пытаться это сделать, проводя соответствующие исследования, выслушивая и принимая во внимание мнения оппозиционеров еще до принятия окончательного решения, создавая и постоянно совершенствуя правовые механизмы, регулирующие все эти вопросы. Это связано с так называемой «социальной оценкой техники». В нашей стране работа в этом направлении фактически только начинается, поэтому рассмотрим, как решаются проблемы, связанные с оценкой техники на примере других, передовых в техническом плане стран.
В США Закон об оценке техники был принят Конгрессом и подписан Президентом в 1972 году. Он предусматривал создание Бюро по оценке техники при Конгрессе США, задачами которого стали «…выработка на ранних этапах указаний на возможные позитивные или негативные следствия технических применений, а также сбор и обеспечение дальнейшей информации, которая могла бы поддержать Конгресс в генерации и координации решений». одной из основных конструктивных задач Бюро было определено как можно более раннее предупреждение негативных последствий техники.
Для решения этих задач Бюро должно: 1) идентифицировать уже имеющие место или предвидимые следствия технических и технологических программ; 2) устанавливать, насколько это возможно, причинно-следственные отношения между ними; 3) разрабатывать альтернативные технические методы для реализации таких программ; 4) показывать альтернативные программы для достижения требуемых целей; 5) производить оценку и сравнение следствий реализуемых и альтернативных им методов и программ; 6) представить результаты законченного анализа ответственным органам законодательной власти; 7) указывать области, в которых требуется дополнительное исследование или сбор данных, чтобы предоставить достаточную поддержку для оценки того, что обозначено в пунктах 1 – 5; 8) осуществлять дополнительные родственные виды деятельности, определяемые ответственными органами обеих палат Конгресса.
Бюро имеет три оперативных отдела, каждый из которых курирует выполнение одной из трех центральных программ: 1) отдел энергетики, ресурсов и интернациональной безопасности, курирующий такие программы, как «энергетика и ресурсы», «промышленность, технология и занятость», «международная безопасность и торговля»; 2) отдел здравоохранения и наук о жизни, курирующий такие программы, как «пищевые продукты и возобновимые ресурсы», «здравоохранение», «прикладная биология»; 3) отдел естествознания, информации и возобновимых ресурсов, курирующий программы: «информационные и коммуникационные технологии», «океан и окружающая среда», «естествознание, воспитание и транспорт».
Управляется Бюро Советом по оценке техники Конгресса США, в состав которого вошли 6 конгрессменов и 6 названных Президентом США сенаторов, что делает его достаточно независимым от исполнительной власти. Наряду с этим, указанный выше Закон предусматривал создание Совещательного совета по оценке техники, состоящего из десяти представителей общественности, который должен выполнять консультационные функции.
В Германском Бундестаге аналогичная комиссия для оценки техники и создания рамочных условий технического развития была создана в 1986 г. с акцентом на обсуждение проблем охраны окружающей среды. Позднее там же было создано Бюро по оценке последствий техники, в котором работает междисциплинарная группа ученых. Задача этого Бюро состоит, в частности, в информационной поддержке принимаемых решений и интенсификации взаимодействия между государством, наукой и обществом.
Значительный интерес для нас представляют инициативы Союза немецких инженеров, принявшего в 1991 г. директивы «Оценка техники: понятия и основания», которые демонстрируют еще один важный путь влияния на повышение чувства социальной ответственности инженеров. Они адресованы инженерам, ученым, проектировщикам и менеджерам, т.е. людям, которые создают и определяют новое техническое развитие, а их цель – способствовать единому пониманию терминов, методов и областей оценки современной техники.
2. Техническая деятельность всегда содержит как необходимую свою компоненту оценку техники, согласно которой не всё, что технически осуществимо, должно быть обязательно создано. Таким образом, согласно вновь формулируемой теории оценки технической деятельности, техника не является ценностно нейтральной, а должна удовлетворять, наряду с требованиями технической функциональности, целому ряду ценностных требований, соответствующих определенным критериям. Это – экономичность, улучшение уровня жизни, безопасность и здоровье людей, качество окружающей природной и социальной среды и ряд других.
Социальная оценка техники означает, таким образом, планируемые и систематически проводимые мероприятия, в ходе которых: 1) анализируется состояние техники и возможности ее развития; 2) оцениваются непосредственные и опосредованные технические, хозяйственные, экологические, гуманитарные, социальные и другие последствия этого развития и возможные его альтернативы; 3) высказывается суждения на основе определенных целей и ценностей, или выдвигаются требования к дальнейшим удовлетворяющих этим ценностям разработкам; 4) вырабатываются деятельностные и созидательные возможности для создания необходимых условий принятия соответствующими институтами обоснованных решений, а в случае их принятия – для их реализации.
Таким образом, социальная оценка техники (иногда ее называют социально-гуманитарной, социально-экономической или экологической экспертизой технических проектов) становится сегодня составной частью инженерной деятельности.
Социальная оценка техники является междисциплинарной задачей и требует, несомненно, подготовки специалистов широкого профиля, обладающих не только научно-техническими и естественнонаучными, но и социально-гуманитарными знаниями. Однако это не означает, что ответственность отдельного проектировщика и инженера при этом уменьшается. Напротив, коллективная деятельность должна сочетаться с индивидуальной ответственностью. А это означает необходимость развития самосознания инженеров в плане повышения их персональной ответственности за свою деятельность.
Развивая эту тему, следует сказать, что если человек не создан Творцом, а является всего лишь произведением природы, он все равно оказывается созидателем искусственного окружающий мир и собственного жизненного пространства, производя могущественные технические устройства, процессы и системы. В связи с этим возникают вопросы: является ли он действительно «господином природы», как полагали в начале Нового времени такие выдающиеся мыслители, как Р. Декарт и Ф. Бэкон, и может ли он, будучи мельчайшей частичкой в измеряемом миллиардами световых лет Космосе, чувствовать себя «венцом творения»?
В ходе истории западной науки человек вынужден был пережить несколько серьезных «поражений», ограничивших его центральное положение и самоуверенность, к которым, прежде всего, относятся потеря астрономически центрального местоположения в мире, а также установки на то, что он является «целью творения» и занимает особое положение по отношению к животным.
Тем не менее, человек и сегодня занимает в порядке природы особо выделенную позицию, поскольку только он познает «природу», т.е. может успешно продуцировать на основе своих теорий ее объяснения и предсказания. Используя свои познания, он способен успешно манипулировать природными частями и предметами, приспосабливать их к своим целям. Эта власть – даже если она представляет собой негативную разрушительную власть над природными подсистемами – все равно является выражением его особого положения.
Однако власть и знания порождают ответственность. Эта ответственность людей простирается не только на себе подобных и их будущее, но и на весь жизненный мир, включая природные системы (экосистемы) «космического корабля Земля». Позволительно ли ему и может ли он объявить себя «всемогущим» в малом – с фантазией всемогущества в большом? Успехи в области техники и генной инженерии не должны стать предлогом для новой переоценки человеком самого себя, поскольку, как мы видим, именно из-за вмешательства человека становятся все более отчетливыми нежелательные побочные результаты и ущерб, принесенный природным системным связям. Но данная человеку относительная власть над природой (и именно потому, что она является в значительной степени разрушительной силой) делает человека ответственным как за себя, так и за другие существа и системы, которые зависят от его технических воздействий (или невоздействий).
1 от лат. «инжениум» – изобретательный, хитроумный.
2 Аппроксимация (лат. «аппроксимо») – замена одних математических объектов другими, но в том или ином смысле близкими к исходным (напр., кривых линий близкими к ним ломаными).
3 Диссипативная структура (лат. «диссипатио» - рассеиваю разрушаю) – устойчивое состояние системы, возникающее при улови диссипасии, т.е. рассеивания энергии, поступающей извне
4 Точка бифуркация (лат. «бифуркус» - раздвоенный) – смена установившегося режима работы системы.
5 Модель, демонстрирующая простейшие колебания, похожие на экспериментально наблюдаемые, не способная, однако, показывать более сложные тины колебаний.
6 Адсорбция (лат. «ад» - на, при; «сорбео» - поглощаю) – повышение концентрации одного вещества у поверхности раздела двух фаз, одна из которых является твердым телом.
7 Фрактал (лат. «фрактус» - дробленый, сломанный) – сложная геометрическая фигура, обладающая свойством самоподобия, т.е. составленная из частей, каждая из которых подобна всей фигуре целиком.
