- •Тема 1. Краткая история возникновения науки.-2часа
 - •Дисциплинарное оформление технических наук во второй половине XIX— первой половине xXв.
 - •Предпосылки к созданию приборов.
 - •Тема 2. Наука и техника в Древней Греции-2часа.
 - •Заключение
 - •Тема 3. Александрия - центр науки и образования
 - •3.1. Ученые Александрийской школы
 - •3.2. Механика и медицина в Мусейоне
 - •3.3. Александрийский Мусейон и династия Птолемеев
 - •Тема 4. Наука и техника в Риме, арабском мире, -2часа.
 - •Средневековая западная европа
 - •Технические знания эпохи Возрождения (XV—XVI вв.).
 - •Становление и развитие представлений об электричестве и магнетизме.
 - •Становление и развитие радиоэлектроники и приборостроения Опыты Генриха Герца
 - •Виборатор Герца. Открытый колебательный контур.
 - •Результаты опытов Герца
 - •Начало ламповой радиотехники
 - •Развитие приборостроения в россии
 - •Современное положение и перспективы развития приборостроения в россии
 - •Основные понятия об изделии, производственном и технологическом процессах. Понятие о качестве приборов. Виды изделий.
 - •Виды конструкторских документов.
 - •Основные этапы проектирования приборов.
 - •Основные понятия об изделии, производственном и технологическим процессах. Понятие о качестве приборов. Виды изделий.
 - •Виды конструкторских документов.
 - •Основные этапы проектирования приборов.
 
Начало ламповой радиотехники
Огромное значение для развития радиотехники имело создание электронных ламп. В 1883 г. Томас Эдисон обнаружил, что стеклянная колба вакуумной лампочки накаливания темнеет из-за распыления материала нити. Впоследствии было установлено, что причиной данного "эффекта Эдисона" является испускание электронов раскаленной нитью накаливания лампочки (явление термоэлектронной эмиссии). Это открытие было подробно изучено в 1887 г. профессором Московского университета А. Г. Столетовым, что привело уже в конце 19 столетия к появлению фотоэлементов - электронных приборов, нашедших широкое применение в технике связи. Позднее они были существенно усовершенствованы проф. П. В. Тимофеевым.
В 1904 г. английский ученый Дж. Э. Флеминг (1849-1945 гг.) изобрел вакуумный диод (двухэлектродную лампу) - выпрямитель переменного электрического тока и применил его в качестве детектора в радиотелеграфных приемниках. В 1906 г. американский конструктор Ли де Форест (1873-1961 гг.) создал трехэлектродную вакуумную лампу - триод, которую можно было использовать не только в качестве детектора, но и как усилитель слабых электрических колебаний. В 1913 г. немец А. Мейснер (1883-1958 гг.) открыл способность триода генерировать электромагнитные колебания. Благодаря этому был построен первый ламповый радиопередатчик, способный передавать как телефонные, так и телеграфные сигналы.
Переход от детекторных приемников к ламповым явился также исключительно важным шагом в совершенствовании техники радиоприема. Это был скачок в развитии радиоприемной техники. Благодаря применению ламп удалось значительно улучшить все качественные показатели радиоприемных устройств.
Первые радиолампы в России изготовил Н. Д. Папалекси (1880-1947 гг.) в 1914 г. в Петербурге. Из-за отсутствия совершенной откачки они были не вакуумными, а газонаполненными (с ртутью).
Внедрение электронных ламп в радиотехнику очень сильно стимулировалось военным значением радиосвязи. С началом войны в 1914 г. российское военное командование принимает решение в спешном порядке построить две мощные передающие искровые станции (в Царском Селе и на Ходынском поле в Москве), а в Твери - приемную стационарную радиостанцию для связи с союзниками, французами и англичанами, и для слежения за передачами немецких радиостанций. Последняя получила название Тверская радиостанция международных сношений. На ней работала команда военных инженеров под началом штабс-капитана В. М. Лещинского, его помощниками были М. А. Бонч-Бруевич (1888-1940 гг.) и П. А. Остряков.
В ту пору своих электронных ламп в русской армии почти не имелось, подавляющее большинство фронтовых армейских радиостанций были искровыми.
На тверской же станции для приема дальних сигналов использовались ламповые усилители, в которых применялись весьма несовершенные французские лампы со сроком службы не более десяти часов и стоимостью до 200 рублей золотом каждая. Поэтому М. А. Бонч-Бруевич решил сэкономить на импортных закупках. Начались опыты по изготовлению отечественных радиоламп. В 1916 г. удалось собрать первую электронную лампу, "Бабушку", и с ее помощью "поймать" заграничные станции. Всего таких ламп сумели сделать около трех тысяч штук. Эти лампы работали месяцами и стоили всего 32 рубля. Маленькая "внештатная" радиолаборатория, размещавшаяся в двух комнатах, мало-помалу начала снабжать лампами радиосредства Петрограда и радиостанции фронтов.
Из-за сложной фронтовой ситуации тверская радиолаборатория вместе с личным составом переехала в Нижний Новгород. Летом 1918-го Нижегородский губисполком срочно подыскивал помещение для главной радиолаборатории страны. Выбор сначала пал на Вдовий дом на Монастырской площади (пл. Лядова). Но для радиолаборатории он оказался великоват. В конце концов ее поселили на Откосе, в трехэтажном здании бывшего общежития духовной семинарии. Разработку в Нижегородской радиолаборатории отечественных усилителей и генераторных радиоламп возглавил М. А. Бонч-Бруевич. Тогда и был создан первый в стране научно-радиотехнический институт широкого профиля, привлекший к работам в области радио многих талантливых ученых и молодых энтузиастов радиотехники. Нижегородская лаборатория стала подлинной кузницей кадров радиоспециалистов, в ней зародились многие направления радиотехники, в дальнейшем ставшие самостоятельными разделами радиоэлектроники. И уже 7 ноября 1918 г. первая партия электронных ламп, как и было обещано, поступила в Москву, что обеспечило возможность начать выпуск ламповых радиоприемников. А перед лабораторией встала новая задача - создать в стране радиопередающую сеть, связать Москву с городами России, а также с Европой и Америкой.
Нижегородская радиолаборатория, справедливо называемая колыбелью отечественной радиотехники, объединила вокруг себя лучших радиоспециалистов, сыграла выдающуюся роль в развитии радиотехники не только в нашей стране, но и во всем мире.
Лампа "Бабушка"
В 1920 г. М. А. Бонч-Бруевич закончил разработку первых в мире генераторных ламп с медным анодом и водяным охлаждением мощностью до 1 кВт. П. А. Остряков, один из старейших советских радиоспециалистов, в своих воспоминаниях о М. А. Бонч-Бруевиче пишет: "Мощная лампа конструкции Бонч-Бруевича приобрела небывалый вид. Она установила новые во всем мире принципы конструирования мощных генераторных электронных ламп... Это был результат работ радиоинженера, охваченного чувством долга, ученого-новатора, пробивавшего новый путь в технике" (П. А. Остряков, "Михаил Александрович Бонч-Бруевич", Связьиздат, 1953 г.).
Лампа М. А. Бонч-Бруевича с водяным охлаждением
Организованное затем в радиолаборатории производство этих мощных радиоламп позволило уже в 1920 г. установить первый радиотелефонный передатчик мощностью в 2 кВт. В 1923 г. М. А. Бонч-Бруевич построил 25-киловаттную лампу, в то время самую мощную в мире, а еще через два года - 100-киловаттную лампу. На базе отечественных радиоламп создавались радиоприемные и усилительные устройства. И действительно, после нескольких успешных опытов уже 17 сентября 1922 г. был передан первый концерт по радио, а в 1924 г. началось регулярное радиовещание через Московскую центральную радиотелефонную станцию им. Коминтерна, строительство которой осуществлялось под руководством сотрудника Нижегородской радиолаборатории П. А. Острякова.
Непрерывно и быстро растущую потребность нашей страны в радиопередающих и радиоприемных устройствах длинных, средних и коротких волн одна Нижегородская радиолаборатория уже не могла удовлетворить, поэтому еще с 1922 г. советским правительством были приняты меры по созданию электрослаботочной промышленности и объединению всех заводов слабого тока в единый трест. В 1923 г. в Ленинграде была образована Центральная радиолаборатория (ЦРЛ) треста заводов слабого тока, сыгравшая значительную роль в развитии техники радиоприема в нашей стране.
В дальнейшем электронные радиотехнические лампы постоянно совершенствовались, и каждый год приносил что-нибудь новое в этой области. Так, в 1924 г. была изобретена четырехэлектродная (с двумя сетками) электронная лампа, или тетрод, в 1930 г. появилась пятиэлектродная (с тремя сетками) - пентод. Кроме того, в те годы были созданы комбинированные (имеющие две-три ламповые системы в одном баллоне) и многосеточные лампы. К 1929 г. число типов приемно-усилительных ламп настолько возросло, что была введена единая система их наименования. Процесс усложнения электронных ламп продолжается и до настоящего времени.
В области телевидения следует отметить научные идеи проф. Б. Л. Розинга, который еще в 1907 г. разработал значительную часть телевизионных систем, нашедших применение впоследствии и используемых в наше время.
Электронно-лучевые трубки для осциллографирования, т. е. записи быстропеременных электрических явлений, были впервые задействованы в начале прошлого столетия, и одной из первых таких трубок была разработанная проф. Д. А. Рожанским в 1910-1911 гг.
Из ионных приборов первым был внедрен ртутный выпрямитель (1908 г.), современный вид которому еще при его создании придал В. П. Вологдин. Позже были разработаны газотрон (1928-1929 гг.), тиратрон (1931 г.), стабилитрон, неоновые лампы и т. д.
Дисциплинарное оформление технических наук во второй половине XIX— первой половине XXв.
В этот период формируется система международной и отечественной научной коммуникации в инженерной сфере: возникают научно-техническая периодические изданиея, создаются научно-технические организации и общества. Все это способствует дисциплинарному оформлению классических технических наук: технических наук механического цикла, теории механизмов и машин, системы теплотехнических дисциплин, системы электротехнических дисциплин, теоретических основ радиотехники и радиоэлектроники, теории автоматического регулирования.
В начале XX в. завершается становление классической теории сопротивления материалов. Формирование теории паровых двигателей приводит к созданию научных расчетов паровых турбин и развитию научно-технических основ горения и газификации топлива. Развитие экспериментальных аэродинамических исследований и создание теоретических основ полета авиационных летательных аппаратов (К.Э. Циолковский, Ф.А. Цандер, Ю.В. Кондратюк и др.) приводят к разработке научных основ космонавтики. Успехи отечественного самолетостроения (C.B. Ильюшин, А.Н. Туполев, С.А. Лавочкин, A.C. Яковлев, H.H. Поликарпов, А.И. Микоян, П.О. Сухой и др.) способствуют развитию сверхзвуковой аэродинамики.
В начале XX в. исследованиями в области технических наук и их применения в России занимались главным образом высшие учебные заведения. Большие работы выполнялись в вузах Санкт-Петербурга: Горном училище (основано в 1773 г.), Институте корпуса инженеров путей сообщения (1809), Технологическом институте (1828), Строительном училище (1832), Электротехническом институте (1886) и Политехническом институте (1899). Крупным центром развития научно-технических знаний был Томский технологический институт (1900). Широкие исследования проводились в Императорском Московском техническом училище (1830), где сформировались крупнейшие отечественные научно-технические школы: машиностроения, аэродинамики, теплотехники, электротехники, строительного дела. Были созданы научно-технические общества, учреждены периодические издания по различным отраслям инженерных знаний, установилась практика регулярного проведения всероссийских съездов Императорского русского технического общества (основано в 1866 г.).
После Октябрьской революции развитие технических знаний становится частью государственной политики. В тяжелейших экономических условиях изыскиваются средства для организации сети технических исследовательских институтов. В 1918 г. создаются Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) и Научный автомобильный и автомоторный институт (НАМИ), в 1921 г. — Государственный экспериментальный электротехнический институт (ГЭЭИ), впоследствии Всесоюзный электротехнический институт им. В.И.Ленина, и Государственный теплотехнический институт. Мощный импульс развитию технических наук дал курс на индустриализацию страны.
Всего за три года - с 1928 по 1931 г. - число исследовательских институтов технического профиля возросло с 30 до 205. Были созданы такие крупные НИИ, как: Центральный котлотурбинный институт им. И.И. Ползунова (ЦКТИ, 1927), Центральный научно-исследовательский институт технологии машиностроения (ЦНИИТМАШ, 1928), Энергетический институт (ЭНИН, 1930), Всесоюзный институт авиационных материалов (ВИАМ, 1932), Экспериментальный научный институт металлорежущих станков (ЭНИМС, 1933), Институт машиноведения (ИМАШ, 1938), Институт металлургии (ИМЕТ, 1938).
К середине XX в. завершается формирование фундаментальных разделов технических наук; разрабатываются методы расчета, общие для фундаментальных разделов различных технических наук, чему способствуют математизация технических наук, развитие физического и математического моделирования. Эволюция технических наук во второй половине XXв. В этот период в развитии технических наук углубляются системно-интегративные тенденции, что проявляется в масштабных научно-технических проемах (освоение атомной энергии, создание ракетно-космической техники), в проектировании больших технических систем, формировании системы фундаментальные, исследования-прикладные, исследования-разработки.
Возникают новые области научно-технического знания: ядерная физика, ядерное приборостроение, теоретическое и экспериментальное материаловедение, теория создания искусственных материалов. Появляются новые технологии и технологические дисциплины.
Зарождается квантовая электротехника и развиваются теоретические принципы лазерной техники. Создание научного обеспечения пилотируемых космических полетов (С.П. Королев, М.В. Келдыш, А.А.Микулин, В.П. Глушко, В.П. Мишин, Б.В. Раушенбах), разработка проблем автоматизации и управления в сложных технических системах обусловили развитие теории автоматического управления, теории информации, а также средств и систем обработки информации.
