
- •1. Обзор научной литературы по теме
- •2. Значение и.С. Тургенева в истории русской и мировой литературы
- •2.1 О творческом методе и. С. Тургенева
- •2.2 Формирование эстетических взглядов писателя
- •3. Особенности тургеневского стиля
- •3.1 Объективность повествователя
- •3.2 Диалогичность
- •3.3 Особенности сюжетостроения
- •3.4 Психологический подтекст
- •3.6 Тургеневские характеры
- •3.7 Роль портрета
- •3.8 Тургеневский пейзаж
- •3.9 Художественный язык и. С. Тургенева
- •3.9.1 Музыкальность тургеневской прозы
- •3.9.2 Лексико-семантические особенности
- •3.9.3 Колорит тургеневского рисунка
- •3.9.4 Поэтичность прозы
- •4. Жанровое своеобразие прозы и.С. Тургенева
2.2 Формирование эстетических взглядов писателя
В связи с изучением произведений Тургенева исследователей интересует личность автора, его идеалы, ценности, общественные взгляды, которые нашли свое творческое воплощение в художественных произведениях.
Так, С. В. Протопопов пишет: "Взгляды И. С. Тургенева формировались под воздействием общественной жизни и передовой мысли. Любя Россию, он остро воспринимал неустроенность и кричащие противоречия действительности" [55, с. 116].
Демократические тенденции у Тургенева проявились в постановке злободневных проблем, в развитии "духа отрицания и критики", в чувстве нового, в тяготении к светлым началам жизни и в неустанной защите "святая святых" искусства - его правды и красоты.
Влияние В. Г. Белинского и его окружения, общение с Н. Г. Чернышевским и Н. А. Добролюбовым заставляли, по меткому замечанию М. Е. Салтыкова-Щедрина, "перерабатывать" самого себя. Разумеется, нельзя переоценивать влияние идей революционного демократизма на Тургенева, но недопустимо впадать в другую крайность и видеть в нем лишь барина-либерала, безучастного к нуждам народа.
Тургенев и в старости называл себя человеком 40-х годов, либералом старого покроя.
У П. Г. Пустовойта встречаем рассуждение о том, что ко времени появления в печати романа "Рудин" уже намечалось идейное расхождение с редакцией журнала "Современник". Ярко выраженная демократическая тенденция журнала, резкая критика Чернышевским и Добролюбовым русского либерализма не могли не привести к расколу в "Современнике", отражавшему столкновение двух исторических сил, борющихся за новую Россию, - либералов и революционных демократов.
В 50-х годах в "Современнике" появляется ряд статей и рецензий, отстаивавших принципы материалистической философии и разоблачавших беспочвенность и дряблость русского либерализма; широкое распространение получает сатирическая литература ("Искра", "Свисток").
Тургеневу не нравятся эти новые веяния, и он стремится противопоставить им нечто другое, чисто эстетическое. Он пишет ряд повестей, которые были в какой-то мере антитезой гоголевскому направлению литературы (так, в письме В. П. Боткину 17 июня 1855 г. Тургенев пишет: "… я первый знаю, ou e soulier de Gogol blesse (где жмет сапог Гоголя). - Ведь это на меня Дружинин сослался, говоря об одном литераторе, который желал бы противовесия гоголевскому направлению… все это так"). Тургенев освещал в них преимущественно интимно-психологическую тематику. В большинстве из них затрагиваются проблемы счастья и долга и на первый план выдвигается мотив невозможности личного счастья для глубоко и тонко чувствующего человека в условиях русской действительности ("Затишье", 1854; "Фауст", 1856; "Ася", 1858; "Первая любовь", 1860).
С. В. Протопопов, размышляя о тургеневской эстетике, отмечает, что Тургенев, сосредоточившись на интеллектуальной, нравственной сущности своих любимых героев, на их связи с миром природы, едва касается подробностей быта и домашнего обихода. Вот почему живые, реалистические фигуры крестьян - правдоискателей и особенно образы "тургеневских девушек", кажутся как бы воздушными, насквозь просвечиваемыми. Он всем своим творчеством утверждает прекрасное в человеке. В этом сказалось влияние стихийной оптимистической романтики народа. Но был и другой источник прекрасного. Под влиянием романтики народа. Но был и другой источник прекрасного. Под влиянием эстетики Гегеля Тургенев неоднократно высказывал мысль о вечном и абсолютном значении красоты. В письме к П. Виардо от 9 сентября 1850 года есть такие строчки: "Прекрасное - единственная бессмертная вещь, и пока продолжает еще существовать хоть малейший остаток его материального проявления, бессмертие его сохраняется. Прекрасное разлито повсюду, его влияние простирается даже над смертью. Но нигде оно не сияет с такой силой, как в человеческой индивидуальности; здесь оно более всего говорит разуму" [35, с. 500].
Свой идеал красоты Тургенев строил на земной, реальной основе, чуждой всему сверхъестественному, мистическому. "Я не выношу неба, - писал он П. Виардо в 1848 году, - но жизнь, действительность, ее капризы, ее случайности, ее привычки, ее мимолетную красоту... все это я обожаю. Что до меня - я прикован к земле. Я предпочту созерцать торопливые движения утки, которая влажной лапкой чешет себе затылок на краю лужи, или длинные блестящие капли воды, медленно падающие с морды неподвижной коровы, только что напившейся в пруду, куда она вошла по колено, всему, что херувимы... могут увидеть на небесах" [35, с. 460]. Это признание Тургенева, как заметил С. М. Петров, по материалистической своей основе родственно позиции В. Г. Белинского [52, с. 44-45].
Любовью к "посюстороннему", к подлинно человеческому одержимы и герои Тургенева. "Меня, - рассказывает Н. Н. ("Ася"), - занимали исключительно одни люди… лица, живые, человеческие лица - речи людей, их движения, смех - вот без чего я обойтись не мог... Меня забавляло наблюдать людей... да я даже не наблюдал их - я их рассматривал с каким-то радостным любопытством" [55, с.119-120].
Свои творческие принципы Тургенев выразил в следующих словах: "Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни - есть высочайшее счастье для литератора, даже если эта истина не совпадает с его собственными симпатиями". Писателю, утверждал он, необходимо учиться у природы и добиться простоты и ясности очертаний, определенности и строгости рисунка. В "Современных записках" Тургенев писал о творчестве И. Витали: "… все его фигуры живы, человечески прекрасны… Он в высокой степени одарен чувством меры и равновесия; его художественный взгляд ясен и верен, как и сама природа". Чувство "истины и простоты", "меры и равновесия" [32, с. 304-305] было свойственно самому Тургеневу.
Он резко отзывался о произведениях, которые, как он выражался, "пахнут литературой", "гремят всеми громами риторики" и настойчиво пропагандировал тезис Белинского о том, что с простотой вымысла в подлинно художественном произведении соединяется совершенная истина жизни" [55, с. 57].
Природа, говорил создатель "Записок охотника", раскрывает свои тайны тому, кто смотрит на нее "не с какой-нибудь исключительной точки зрения", а так, как на нее смотреть должно: "ясно, просто и с полным участием". А это значит, что настоящий художник наблюдает "умно, добросовестно и тонко" [39, с. 416]. "Попробуйте понять и выразить, что происходит хотя бы в птице, которая смолкает перед дождем, и вы увидите, как это нелегко", - говорит Тургенев [34, с. 417]. Много лет спустя в письме к Е. В. А. (1878) он ставит подобную же задачу: "…вы едва ли поверите, что правдиво и просто рассказать, как, например, пьяный мужик забил свою жену, - не в пример мудренее, чем составить целый трактат о женском вопросе" [55, с. 96].