Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Atrofia.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
57.34 Кб
Скачать
      1. Макро- и микроскопическая картина

Макроскопическая картина. При атрофии чаще всего весь орган или его часть уменьшены в размерах. Атрофия от сдавления проявляется обычно деформацией органа за счет западения его поверхности в зоне атрофии.

Микроскопическая картина. В тканях, в которых в постэмбриональном периоде пролиферация клеток не происходит, например, в кардиомиоцитах или миоцитах, клетки уменьшаются в размерах за счет уменьшения объема цитоплазмы, при этом объем ядра сохраняется, за счет чего при первоначальном изучении микропрепарата нередко возникает ложное впечатление гиперплазии, поскольку ядра в поле зрения расположены гуще.

В тканях с сохраненной потенцией клеток к размножению их количество уменьшается. В ряде случаев снижение их количества в пределах органа может быть неравномерным. Так, например, дисгормональная атрофия коркового вещества надпочечников происходит преимущественно за счет пучковой зоны: если в норме толщина клубочковой, пучковой и сетчатой зон соотносятся как 1:2:1, то при атрофии – как 1:1:1.

Следует иметь в виду, что поскольку любая атрофия сопровождается снижением интенсивности обменных процессов в клетке, то при ней всегда наблюдается дистрофия «со знаком минус», например, снижение содержания гликогена в атрофичной скелетной мышце.

При ультраструктурном исследовании атрофичной ткани всегда обнаруживается уменьшение количества тех или иных органелл, например, уменьшение в тиреоците при гипотиреозе объема, занимаемого органеллами, обеспечивающими синтез и экзоцитоз тироксина — шероховатым эндоплазматическим ретикулумом, комплексом Гольджи и секреторными гранулами.

В подвергшихся атрофии органах его ткань нередко замещается жировой клетчаткой или рыхлой соединительной тканью.

      1. Клиническое значение

Атрофия органа или ткани всегда сопровождается снижением их функции (рис.57.12а), в силу чего некоторые авторы высказывают сомнения в отношении правомерности отнесения атрофии к компенсаторно-приспособительным процессам: дескать, в чем же тут приспособление, если функция органа страдает, а, с другой стороны, это, мол, процесс пассивный: у органа в соответствующих условиях просто нет иного выхода, кроме как уменьшиться в размерах, никакой другой реакции быть не может. Более того, даже в некоторых солидных изданиях можно прочитать утверждение о том, что «атрофия не может рассматриваться в качестве приспособительной реакции, так как эта реакция не направлена на сохранение жизнеспособности и гомеостаза».

Доказать неправомерность такого утверждения можно на следующем примере. Лысина представляет собой результат атрофии волосяных фолликулов, связанной со снижением кровотока в коже головы. Представим на минутку, что эпителий волосяных фолликулов в этих условиях оказался бы неспособным адаптироваться к существованию в стесненных условиях, а по-прежнему тратил бы энергию и питательные вещества на митотическое деление и синтез кератина. В этих условиях несоответствия объема поставляемых в ткань кислорода и питательных веществ потребностям тканей неизменно развился бы некроз! Здесь можно провести аналогию с человеком, который на последние деньги покупает понравившиеся ему, скажем, дорогие духи, а дальше осознает, что ему совершенно не на что купить хоть какие-нибудь продукты питания. Такую нерациональность поведения еще могут себе позволить некие неразумные молодожены, не научившиеся еще планировать семейный бюджет, но никак не мудрая природа. Потеря волос на голове уменьшает сексапильность, но таким образом предотвращается появление кожных язв, инфицирование которых в условиях невозможности заживления в итоге привело бы к смертельным осложнениям. С позиций ткани жизнь в стесненных условиях лучше, чем некроз. С позиций организма, во-первых, лучше уменьшение органа и снижение его функции, чем его полная потеря в результате некроза, опасного для жизни всего организма, а во-вторых, мы знаем, что атрофию он может компенсировать возместительной гипертрофией или гиперплазией не подвергшихся патологическому воздействию тканей, а для этого необходимо перераспределение объема кровотока и пластических материалов в их пользу, что и осуществляется на практике.

Можно сказать, что атрофия наряду с гипертрофией (гиперплазией) является неотъемлемой составляющей процесса структурного обеспечения колебаний функциональной активности ткани.

Атрофия — процесс обратимый при условии нормализации условий существования ткани. Лечебная физкультура и физиотерапевтические мероприятия после снятия гипса приводят к восстановлению объема атрофировавшихся от бездействия мышц конечности. Исключение воздействия паров формалина на слизистую оболочку носа ведет к восстановлению ее структуры. Постепенная отмена глюкокортикоидов приводит к восстановлению объема и функционирования коркового вещества надпочечников. К сожалению, возможность устранения неблагоприятных влияний на ткань представляется нечасто.

Изменения нейронов, утративших способность к размножению, оказываются необратимыми. При выполнении нейрохирургами у больных с длительно существующей гидроцефалией операций, обеспечивающих восстановление оттока ликвора из желудочков головного мозга, объем желудочков довольно быстро приближается к нормальному. Происходит это, увы, за счет разрастания глиальных, а не нервных клеток, при этом функция утраченных нейронов частично может быть компенсирована за счет гиперплазии ультраструктур и измененного функционирования сохранившихся нейронов.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]