Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ПТГП.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
181.63 Кб
Скачать

54.Пра­ва народов (этносов) на поли­тиче­ское са­мо­оп­ре­де­ле­ние – внеш­нее и внут­рен­нее.

Политиче­ски само­определяю­щийся этнос (суперэтнос) – это суб­станция государства. В про­цессе поли­тического самоопреде­ле­ния этносов (супер­этно­сов) возникают нации, или “государ­ст­во­образующие на­роды”. Именно нация представляет собой суб­станцио­наль­ный элемент государ­ства.

Правовое государство гарантирует права и свободы индивидов независимо от этнических различий.

Право на внешнее политическое самоопределение. Субъектом этого права является любой народ (этнос, супер­эт­нос), компактно проживающий на определенной террито­рии, не рассе­янный по миру. Причем нация (политически самооп­ре­де­лив­шийся, “государствообразующий” народ) – это народ, уже реали­зовав­ший свое право на внешнее поли­тическое са­мо­опре­деление.

Это право этноса либо создавать свое независимое, суве­рен­ное го­сударство, либо не создавать и войти в состав уже суще­ст­вую­щего го­сударства. Следовательно, право на внеш­нее по­лити­ческое самооп­ре­деление особенно акту­ально для тех наро­дов, ко­то­рые еще не создали свое нацио­нальное го­су­дарство. Любой эт­нос, вы­ражающий волю к внешнему по­ли­тическому са­моопреде­лению, вправе создать свое госу­дарство. Не может быть ника­ких юриди­ческих ар­гументов про­тив внешнего поли­ти­ческого само­определе­ния лю­бого, даже ма­ло­числен­ного эт­носа.

Однако осуществление права на внешнее политическое са­мо­опре­деление, как и любого субъективного права, не должно на­ру­шать права других субъектов. Международное право за­щищает территори­альную целостность и суверени­тет государ­ства. Так что стремление этноса стать независи­мой нацией не должно нару­шать права других этносов на политическое са­мо­определение и сувере­нитет сущест­вую­щих государств.

Право на внутреннее политическое самоопределение. Это право этнических меньшинств на политическое само­оп­ре­де­ление без сецес­сии – в рамках того государства, в ко­то­ром они су­ществуют как мень­шинства. Цель такого само­оп­ределе­ния – об­ре­тение этниче­ским мень­шинством регио­нального са­моуправ­ле­ния в рамках сущест­вующего госу­дар­ства. В дан­ном контексте регио­нальное самоуправ­ление оз­на­чает форми­рова­ние этниче­ским меньшинством на тер­ри­тории его ком­пактного проживания орга­нов государст­вен­ной власти, само­стоятель­ных в отношениях с централь­ными органами государ­ст­венной вла­сти. Такая само­стоя­тельность достигается на ос­нове кон­ститу­ционного раз­гра­ни­чения компетенции между центральными го­сударствен­ными ор­га­нами и государствен­ными органами са­мо­управ­ляющегося обра­зова­ния.

55. Федерализм как правовая форма принципиальной децентрализации государственной власти.

Смысл федерализма: разделение властей “по верти­кали”. Принципиальная децентрализация государства происходит посредством конституционного распределения компетенции ме­жду федеральной и региональными подсистемами (уровнями) государственной власти. (Первичным источником федерализма может быть только конституция, так называемая договорная федерация – это фикция). Субъ­екты феде­рации – составные части государ­ства – соз­дают свои законодатель­ные и ис­пол­нительные органы (реже – суды), действующие в со­от­ветст­вии с конституционным и, возможно, договорным (вторичным) разгра­ниче­нием предметов ведения и полномочий между федера­цией и ее субъектами.

Конституционное распределение компетенции в федеративном государстве на­зыва­ется разделением властей “по вертикали”. При этом раз­гра­ни­чиваются, прежде всего, (1) предметы ведения федерации и (2) предметы совместного ведения федерации и субъек­тов фе­дера­ции, а далее разграничиваются полно­мочия федерации и субъектов фе­де­ра­ции по предме­там совместного ведения.

Кроме того, федеральные органы и органы отдельных субъектов федерации вправе заключать уточняющие, конкретизирующие конституцию договоры о разграничении предметов ведения и полномочий в сфере совместного ведения. В исключительных случаях органы отдельных субъектов федерации могут на договорной основе делегировать федеральным органам свои конституционные полномочия по предметам совместного ведения, однако такая практика свидетельствует о неготовности страны к федеративному государственному устройству.

Компетенция разграничивается так, что за­ко­нотворчество осуще­ствляется, главным образом, федеральным законодателем. Ибо почти все предметы государственного законодательства подлежат единообразному регулированию на всей территории одного и того же государства, будь то государство унитарное илифедеративное.

Полномочия же испол­ни­тельной власти (правообеспечительная функция государства) в большей мере осуществляются органами субъектов фе­дерации. Именно в этом и заключается основной момент децентрализации государственной власти: если исполнение федеральных законов возлагается не только на феде­ральные исполни­тельные ор­ганы, но и на ор­ганы испол­нительной власти субъектов фе­дерации. Например, в Германии земли самостоя­тельно испол­няют феде­ральные законы, по­скольку иное не уста­навлива­ется или не допуска­ется Ос­нов­ным закономФРГ.

Система правосудия в федеративном государстве должна быть единой. Единство судебной системы обеспечивает равный доступ к правосудию и рав­ную судебную защиту на всей тер­ритории государства. Поэтому обычно судебная власть осуществляется федеральными су­дами. Если создаются суды субъектов федерации, то, вместе с федеральными, они образуют единую судебную систему. Для разграни­че­ния юрисдикции это означает, что су­ды субъектов федерации не должны обладать исключитель­ной юрисдикцией по каким бы то ни было категориям дел. Подсудность дел судам субъектов федерации не должна исключать апелляционное или надзорное про­изводство по этим делам в соответствующих феде­ральных су­дах. Иначе говоря, должен быть механизм обжалования ре­ше­ний высших судов субъектов феде­рации в верховный или иной ком­петентный феде­ральный суд.

56. Реальные и номинальные монар­хии и республики. Все государства по форме правления подразделяются на монархии и республики. В монархии высшая власть полностью или частично сосредотачивается в руках единоличного главы государства - монарха. Верховная власть монарха обычно не ограничена определённым сроком и передаётся по наследству. В республике все высшие органы государственной власти избираются гражданами или формируются другими органами на определённый срок. Истории известно много разновидностей монархии, разберём лишь основные из них: раннефеодальную, сословно-представительную, абсолютную, дуалистическую и парламентарную монархию (сословно-представительная, дуалистическая и парламентарная монархия являются ограниченными, так как власть монарха ограничена представительным органом). Раннефеодальная монархия характеризуется раздробленностью территории, слабостью центральной власти и власти монарха, непрочностью государственных образований (в каждом княжестве или графстве - свой единоличный правитель и носитель верховной власти). Сословно-представительная монархия - централизованная форма государственного правления, при которой власть монарха ограничена сословно-представительным органом, система сословно-представительных органов функционирует наряду с централизованным аппаратом исполнительной власти. При абсолютной монархии верховная власть всецело принадлежит монарху, отсутствуют органы, ограничивающие его компетенцию. При дуалистической монархии высшая власть рассредоточена между парламентом - носителем законодательной власти, и монархом, формирующим правительство и возглавляющим исполнительную власть. При парламентарной (конституционной) монархии (Великобритания, Япония) монарх остаётся номинальным главой государства, но реально государственную власть он не осуществляет, правительство формируется по принципу парламентского большинства и несёт политическую ответственность перед парламентом, глава правительства является реальным главой государства.

Республики в зависимости от способа организации высших органов государственной власти, (в первую очередь главы государства, парламента и правительства), порядка их формирования и взаимодействия между ними и с населением (по существу - в зависимости от принятой системы разделения властей) подразделяются на несколько разновидностей. Истории известны демократические республики (Древняя Греция), аристократические республики (Древний Рим). Основными разновидностями современной республики являются президентская и парламентская республики, всё большее распространение получает смешанная (президентско-парламентская, полупрезидентская). В президентской республике (США) главой государства, главой правительства и главой исполнительной власти является президент, он избирается внепарламентским путём (прямыми или косвенными выборами), формирует правительство, которое не несёт политической ответственности перед парламентом, и не имеет права распускать парламент. В парламентской (парламентарной) республике (Италия, Германия) президент является номинальным главой государства, его роль в осуществлении государственной власти невелика, исполнительную власть возглавляет глава правительства, правительство формируется по принципу парламентского большинства и несёт политическую ответственность перед парламентом (выражение парламентом недоверия правительству влечёт отставку правительства), вместе с тем в определённых случаях возможен досрочный роспуск парламента главой государства. Существуют и другие республиканские формы правления. Смешанная (президентско-парламентская, полупрезидентская) республика (Франция, Россия) сочетает черты президентской республики - избрание президента населением (или другим внепарламентским путём), формирование правительства президентом, и черты парламентской республики - организационное обособление правительства, наличие главы правительства, ответственность правительства перед парламентом, возможность досрочного роспуска парламента президентом, кроме того, для смешанной республики характерен широкий круг полномочий президента. Суперпрезидентская республика (Белоруссия) характерна для некоторых латиноамериканских, азиатских и некоторых других государств, её основная черта - сосредоточение высшей власти в руках президента, разросшаяся и неконтролируемая президентская власть, огромные полномочия (он может распускать парламент, проводить референдумы, иногда даже изменять законодательство)