Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ПТГП.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
181.63 Кб
Скачать

52.Признаки (компоненты) правовой государственности.

В общем и целом пра­во­вое го­су­дар­ст­во – это такая модель организации государственной власти, которая дает над­ле­жа­щие (с сегодняшней точки зрения) га­ран­тии правовой свободы, прав человека. Эта модель основывается на исследованиях исторических проявлений права и государственности в наиболее развитых правовых культурах.

Есть три основные характеристики правового го­сударства – (1) господство права, (2) надлежащие формальные и (3) надлежащие институциональные гарантии правовой свободы. Также можно говорить о трех компонентах (призна­ках) правового государства : нормативно-правовой, гуманитарно-правовой и институцио­нально-правовой признаки правового государства. В конечном счете объяснение всех эти компонентов сво­дится к правам человека. Господство права означает приоритет прав человека. Надлежащие гарантии правовой свободы – это конституционное закрепление прав человека и рассредоточение государственной власти (разделение властей) в целях предотвращения тирании, авторитарных ограничений и нарушений прав человека.

Гос­под­ство пра­ва предполагает преимущественно правовой способ соционормативной ре­гу­ляции – за­ко­но­да­тель­ное ре­гу­ли­ро­ва­ние по прин­ци­пу пра­ва, “правление” правовых законов. Такое состояние достигается в развитой правовой культуре – когда высшей ценностью признаются права человека, а задачей государства считается их соблюдение и защита.

Речь идет не о верховенстве закона (необходимое, но не достаточное условие правовой свободы), а о верховенстве правав системе соционормативной регуляции, о приоритете права по отношению к иным способам соционормативной регуляции – уравнительным, силовым, моральным, религиозным.

Господство права достигается при соблюдении следующих принципов и требований.

1. Требование правового характера законов запрещает издавать законы правонарушающие, а критерием правового характера законов служат права человека. Например, ч.2 ст.55 Конституции РФ гласит: “В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина”.

2. Законодательное установление пределов свободы исключительно по принципу формального равенства – обеспечения равной свободы для всех: свобода каждого кончается тогда, когда нарушается свобода других; осуществление прав и свобод не должно нарушать права и свободы других.

3. Из вышесказанного вытекает приоритет прав человека по отношению к иным ценностям, защищаемым в государстве. Законодатель не вправе ограничивать права человека под предлогом защиты других, даже конституционно гарантированных ценностей

4. Верховенство конституции, закрепляющей права человека, по отношению к остальным источникам права. Правовое государство – это конституционное государство, а поэтому неверно приписывать правовому государству верховенство закона. В правовом государстве закон подчинен конституции, и если конституционный суд установит, что закон ей противоречит, такой закон утратит силу.

5. Равное подчинение праву всех, включая органы государственной власти. В правовом государстве властные полномочия существуют как правомочия и осуществляются исключительно в пределах дозволенного конституцией и издаваемых в соответствии с ней законов.

6. Презумпция правомерного поведения. Как уже говорилось, господство права достигается лишь в развитой правовой культуре, когда реально преобладает правомерное поведение людей. Поэтому здесь законодатель (и другие государственные органы) руководствуется презумпцией правомерности, правомерного поведения каждого человека, в частности – презумпцией невиновности.

53. Система прав человека в правовом государстве.

Объем отчужденной свободы эквива­лен­тен объему пра­вомочий го­судар­ственной власти, закреплен­ных в конститу­ции и законах. Остав­шаяся правовая свобода со­стоит из:

1) фундаментальных прав и свобод, которые фор­му­лиру­ются, прежде всего, в конституции и не подлежат от­чу­ж­де­нию;

2) других прав и свобод, существование и значение кото­рых не от­ри­цается и не умаляется перечислением фунда­мен­тальных прав и кото­рые впоследствии также мо­гут быть сформулиро­ваны наряду с перечисленными.

В такой теоретической конструкции правовое положение человека модельно описывается двумя фун­даменталь­ными публично-правовыми отношениями между че­ловеком (индиви­дом, граж­дани­ном) и государ­ством – аппаратом государственной власти, представляющим всю совокупность граждан.

В первом пра­во­от­ноше­нии у человека есть права (права и свободы – основные неотъемлемые права), а у государства – безус­ловная обя­занность при­знавать, со­блюдать и защищать эти права. В этом пра­воотно­шении у госу­дарства нет прав по отношению к человеку, и у по­след­него нет обязан­но­стей по от­ноше­нию к государству, т.е. нет каких-либо обя­занностей человека, ис­полнением которых обусловлена реали­за­ция его прав и сво­бод.

По своей сущности основные права – это без­ус­лов­ные притя­зания индивида на свободную само­реали­зацию в обще­стве и го­сударстве. Это не притязания на предоставление каких-то социальных благ – оплачиваемой работы, жилья по доступной цене, социального обеспечения и т.д. Это требования признавать, соблюдать и защищать равные возможности каждого свободно устраивать свою жизнь и своими усилиями приобретать социальные блага.

Второе правоотношение вытекает из факта суверенной организации власти, которая обла­дает принуди­тель­ной си­лой для защиты правовой свободы. В рамках этого от­но­шения государство выступает как аппарат власти, обла­даю­щий правом на принуждение. В этом от­ноше­нии у го­су­дарства есть право ус­та­навливать за­коны и прину­ждать к их соблюде­нию, к зако­но­пос­лушности, а у человека, как и любого субъекта права, – обя­занность со­блюдать за­коны, быть зако­нопос­луш­ным.

Итак, есть только одна обязан­ность человека по отношению к государству. Это абст­ракт­ная обя­занность выполнять конкрет­ные обязан­но­сти, ус­танов­лен­ные зако­нами.