Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ПТГП.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
181.63 Кб
Скачать

44.Механизм государственно-правового регулирования в легистской и юридической интерпретациях.

Механизм государственно-правового регулирования.

Регулирование – подчинение правилу. Правовое регулирование: подчинение поведения нормам права.

Механизм правового регулирования:

– институционально-функциональный аспект: государственно-правовое регулирование, системное единство правоустановительной, правообеспечительной и юрисдикционной деятельности государства;

– нормологический аспект: системное взаимодействие правовых норм, обеспечивающее выполнение юридических обязанностей

Легистская интерпретация: внешнее властное воздействие, логическая и онтологическая первичность регулирующей системы; принудительное “наложение” общеобязательных норм на регулируемые отношения, превращение их совокупности в систему, соответствующую законодательной модели (трансформация абстрактно-должного правопорядка в реальный правопорядок)

В сфере частного права. Норма складывается в форме обычая:

– суды признают “ненормальные” договоры;

– в групповом правосознании утверждаются представления о нормальности новых разновидностей отношений, договоров.

Если новая практика демонстрирует не только некий типичный, но и иные варианты отношений, которые, однако, не противоречат праву, то законодатель может установить диспозитивное законоположение, тем самым фактически заявляя, что обычно происходит так, как описано в законе, но стороны свободны определять содержание договора по принципу “незапрещенное разрешено”.

2. Норма устанавливается на основе закона (властного предписания). Публичное право.

Регулирование как властвование. В общем и целом: государственные институты предназначены для того, чтобы формулировать правовые нормы и обеспечивать их действие принудительной силой, здесь проявляются функции государства – правоустановительная, правообеспечительная и юрисдикционная.

На основе правовой доктрины, выявляющей потребности правового регулирования, происходит создание и систематизация в процессе правоустановительной деятельности официальных юридических (нормативно-правовых) текстов, устранение коллизий.

Реализация права, включая “самореализацию”, предполагает:

– полицейское обеспечение правовых запретов (пресечение правонарушений и преследование правонарушителей), надзор за законностью; без такой правообеспечительной невозможна “самореализация” права;

– административное правоприменение;

– судебное разрешение споров о праве, установление субъективных прав и юридических обязанностей сторон;

– полицейское принуждение к исполнению правоприменительных решений;

– изучение доктриной процесса и результатов правового регулирования, ее рекомендации для практики.

С социально-психологической точки зрения есть еще один аспект механизма правового регулирования – правосознание, его регулирующая и другие функции.

45. Критерии различения исторических типов права и государства.

Историческая типология права и государства – это их основ­ная классификация. Она объясняет исторические проявления сущности права и государства. Все остальные классификации (по форме права, по форме государства, в зависимости от поли­ти­ческого режима или социальной структуры и т.д.) касаются от­дельных сторон права и государственности.

Теоретические представления об историческом развитии права и государства, как и концепции их происхождения, опре­деля­ются соответствующими понятиями права и государства.

В основу либертарной типологии положено учение о всемирно-историческом прогрессе сво­боды: прогресс свободы есть усло­вие и критерий прогресса права и государственности. В этом процессе сущность права и государ­ства как необходимых форм свободы остается неизменной. Следовательно, смена исто­риче­ских типов права и государства демонстрирует различие исто­рических проявлений одной и той же сущности. (Если же счи­тать, что сущность явлений, обозна­чае­мых как право и госу­дар­ство, исторически меняется, то речь должна идти не о смене типов одного и того же социального регулятора, а о разных предметах, об исторической смене раз­ных по своей сущности типов социальной регуля­ции).

В легистских конструкциях исторической типологии, с од­ной стороны, тоже говорится, что сущность “права” (т.е. принуждение) неизменна, а меня­ется лишь его историче­ское содержа­ние. С другой стороны, почему-то до­пуска­ется, что “право” может быть не только выражением деспотиче­ского произвола, но и формой свободы

Поэтому ис­торический прогресс собственноправа есть прогресс свободы – переход от меньшей правовой свободы к большей правовой свободе. Переход от не­свободы к свободе – это не прогресс права, а переход от доправового способа к правовому способу социальной регу­ляции.

В первом приближении различаются два этапа исторического прогресса свободы – нера­венство в свободе (этническое, сословное), при формальном ра­венстве внутри больших групп, и всеобщее формальное равенство.

Правовое неравенство характерно для пра­вовых культур доиндустриаль­ного (аграрного) общества, в кото­ром не было и не могло быть равной правовой свободы всех. Всеобщее формальное равенство соответствует индустриаль­ному обще­ству Нового времени, когда постепенно достигается равная свобода всех, независимо от социально-сословных, ре­лигиозных, имущественных, половых и других фактических различий между людьми.