Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Shpory_psikh.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
216.07 Кб
Скачать

6.Нарушения суждений и умозаключений (сверхценные идеи, навязчивые идеи, бредовые идеи, классификация бредовых идей по фабуле).

Бред — ложное умозаключение, возникающее на болезненной основе, например, он может быть вторичным от измененного настроения, повышенного или пониженного, галлюцинаций, или первичным, в результате формирования особой, понятной лишь самому пациенту логики.

Бредовые идеи не поддаются переубеждению, и к ним отсутствует критика со стороны самого пациента. Когнитивные связи, поддерживающие существование бреда по принципу обратной связи, выглядят следующим образом: 1) формируется недоверие к другим: Я, вероятно, не слишком дружелюбен — другие люди меня поэтому избегают — Я понимаю почему они это делают — усиление недоверия к другим. Стадии формирования бреда по К. Conrad следующие:

— трема — бредовое предчувствие, тревога, обнаружение источника формирования новой логической цепи;

— апофена — формирование гештальта бреда — образование бредовой идеи, ее кристаллизация, иногда внезапное озарение;

— апокалипсис — распад бредовой системы вследствие терапии или аффективного истощения.

По механизму образования бред делится на первичный — он связан с интерпретацией и построением поэтапной логики, вторичный — связанный с формированием целостных образов, например под влиянием измененного настроения или галлюцинирования, и индуцированный — при котором реципиент, будучи здоровым человеком, воспроизводит бредовую систему индуктора, психически больного человека.

По степени систематизации бред может быть несистематизированным и систематизированным.

Фабула бреда- основное содержание бредовой концепции. Классификация фабул бреда включает бред преследования (персекуторный бред), депрессвиный и величия. Различные варианты персекуторного бреда связаны с преобладанием у больных тревоги и страха, нередко определяют агрессивное поведение больных. Особую опасность представляет ситуация «преследуемый преследователь», когда больной выбирает среди окружающих человека, который по его мнению являеся его обидчиком и начинает его преследовать.

Бред преследования заключается в убеждении пациента в том, что воображаемые преследователи ходят за ним по пятам, наблюдают за его жизнью из окон соседних домов,проникают в его квартиру, проверяют деловые бумаги и письма, следуют за ним всюду.

Бред воздействия- преследование осуществляется посредством сложных технических устройств (лучей, аппаратов, ЭМП, микрофонов) или путем дистантного психологического воздействия (гипноз, колдовство)

Бред отравления- больные уверены что им в пищу подсыпают яд или в квартиру подводят ядовитые газы. Нередко сопровождаются вкусовыми и обонятельными галлюцинациями. Встречаются при инволюционных психозах и шизофрении.

Бред материального ущерба- появляется в пожилом возрасте, преследователи якобы воруют продукты, портят вещи, бьют посуду, подтачивают мебель. При этом больные обращаются в различные инстанции с жалобами.

Бред отношения (особого значения) случайные факты действительности воспринимаются как важные символы, несущие в себе большую смысловую нагрузку и имеющие непосредственное отношение к жизни больного.

Бред инсценировки- заключается в уверенности больного, что окружающие его люди пытаются его обмануть, разыгрывают из себя врачей, больных, сослуживцев, хотя в действительноси являются переодетыми работниками спецслужб или родственниками, которых он давно не видел.

— Идеи ревности — заключаются в убежденности в супружеской измене, при этом доводы отличаются нелепостью. Например, пациент уверяет в том, что его партнер осуществляет половое сношение через стенку.

Депрессивный бред непосредственно связан с доминирующим чувством тоски и подавленности у пациента.

Бред самообвинения и самоуничижения- больные утверждают что повинны в смерти родителей, болезни супруга, приписывают себе приступную халатность, недопустимое, оскорбляющее окружающих поведение. Характеризуют себя как ничтожных, недостойных, лишенных каких-либо способностей. Уверены что приносят близким несчастье.

У религиозных пациентов данная симптоматика принимает форму бреда греховности.

— Ипохондрический бред — пациент интерпретирует свои соматические ощущения, парестезии, сенестопатии как проявление неизлечимого заболевания, например — СПИДа, рака. Требует обследования, ожидает смерти.

— Дисморфофобический бред — пациентка (пациент), чаще подросток, убеждена (убежден) в том, что у нее изменена форма лица, существует аномалия тела, уродства (чаще всего гениталий), настаивает на хирургическом лечении аномалий. Могут утверждать что от них исходит неприятный запах. Счиатют постыдным обсуждать свои мысли с окружающими.

Обращаеь на себя внмание неверная оценка собственной внешности, женщины худощавого телосложения утверждают что они толстые, мужчина с правильными чертами лица утверждает что у него уродливый нос. Больные изнуряют себя голодом, обращаються к врачам с требонием провести косметическую операцию.

По содержанию выделяются следующие варианты бредовых идей:

— Бред величия выражаются в убежденности пациента в наличии у него могущества в виде исключительной силы, энергии благодаря божественному происхождению, огромного богатства, исключительных достижений в сфере науки, искусства, политики, исключительной ценности предлагаемых им реформ. Е. Kraepelin разделял идеи величия (парафренные идеи) на экспансивную парафрению, при которой могущество является результатом повышенного (экспансивного) настроения; конфабуляторную парафрению, при которой пациент приписывает себе былые исключительные заслуги, но при этом он забывает реальные события прошлого, заменяя из бредовой фантазией; систематизированную парафрению, которая формируется как результат логических построений; а также галлюцинаторную парафрению, как объяснение исключительности, «подсказанное» голосами или другими галлюцинаторными образами.

— Любовный бред выражается в субъективной убежденности в том, что она (он) является объектом любви политического деятеля, кинозвезды или врача, часто гинеколога. Указанное лицо часто преследуется и принуждается к ответному чувству.

Сверхценное мышление включает сверхценные идеи, которые не всегда являются ложными умозаключениями, развиваются у особых стеничных личностей, однако они доминируют в их психической жизни, вытесняя все остальные мотивы, критика к ним отсутствует. Примерами сверхценных образований являются идеи революционной трансформации мира, изобретательства, в том числе изобретение вечного двигателя, эликсира молодости, философского камня; идеи физического и нравственного совершенства с помощью бесконечного числа психотехник; идеи сутяжничества и борьбы против конкретного лица с помощью судебных разбирательств; а также сверхценные идеи коллекционирования, для реализации которых пациент подчиняет предмету страсти без остатка всю свою жизнь. Психологическим аналогом сверхценного мышления является процесс формирования и становления любви.

Сверхценное мышление характерно для параноидных расстройств личности.

Обсессивное мышление (навязчивые мысли)- возникающие против воли больного чуждые болезненные мысли, появление которых он эмоционально переживает, относится к ним критически, пытается от них избавиться, освободиться, но не может справиться сними самостоятельно. Навязчивые мысли могут выражаться в повторяющихся воспоминаниях, сомнениях, например в воспоминаниях об услышанной мелодии, оскорблении, навязчивых сомнениях и перепроверке выключенного газа, утюга, закрытой двери. Навязчивое влечение также сопровождается навязчивыми мыслями, которые должны быть импульсивно выполнены, например навязчивое воровство (клептомания), поджоги (пиромания), самоубийство (суицидомания). Навязчивые мысли могу приводить к фобиям, то есть навязчивым страхам, например страхам людных мест и открытых пространств (агорафобия), закрытых пространств (клаустрофобия), загрязнения (мизофобия), боязни заразиться конкретным заболеванием (нозофобия) и даже страху страха (фобофобия). Возникновение страхов избегается ритуалами.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]