Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Крашенинников - Диалектическая психология.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
161.85 Кб
Скачать

2. Сенсуализм процесса познания

Фома Аквинский пишет, что любой процесс познания начинается с ощущений, с пяти внешних чувств, которые поставляют человеку весь материал для его душевной жизни. В душе человека не может быть никакого иного содержания, кроме того, которое проникло туда с помощью органов чувств. Итак, Фома Аквинский в данном случае является представителем сенсуализма, что и отмечалось многими исследователями. А.Ф.Лосев отмечает: «Удивительным образом за 400 лет до Локка и английского эмпиризма Фома прямо выставляет тезис, гласящий: «Всякое наше интеллектуальное познание начинается с чувственного восприятия (sensus)». Об интеллекте Фома прямо говорит, что это «чистая доска» (tabula rasa) и что в нём не существует ровно никаких априорных форм. Мало того, по Фоме, «всякое познание возникает благодаря уподоблению познающего познанному». Следовательно, гносеология и эстетика Фомы основаны на принципе отражения» (Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. – М.: Мысль, 1978. – 623с.).

Правда, некоторые авторы указывают на то, что, согласно высказываниям Аквината, в душе всё же есть некоторые первопринципы, и поэтому её нельзя считать «чистой доской». Но утверждение о существовании некоторых принципов, имеющихся в душе изначально, не противоречит положению о том, что содержание сознания возникает только из материала, поставляемого органами чувств. Ведь истинным в концепции Аквината является только то, что есть – конкретные, реальные объекты, а принципы, по которым устроено сознание, всего лишь соответствуют этой реальности. Глаза тоже существуют у человека до начала процесса познания, но, так как

они отражают реальный мир, а не создают для каждого воспринимающего такой свой зрительный образ, что один видит дерево, а другой – дом, то мы не говорим о том, что из-за этого идёт речь о чём-то врождённом в содержании человеческого восприятия мира. Так же и данные принципы (например: «первый… принцип: нельзя одновременно нечто утверждать и отрицать… и на этом принципе основываются все другие принципы» (Сумма теологии, II-I, 94, 2)) являются принципами устройства познающей души, соответствующими законам мира и позволяющими воспринимать именно то, что есть, не привнося в душу никакого специфического, иного содержания. Содержанием же всегда является только нечто конкретное, имеющееся в природе, будь то реальная вещь или общий принцип объединения этих вещей на основе реальных, существенных свойств. Всё, что есть в душе, берётся только из окружающего мира. Если в душе возникает нечто, противоречащее окружающему миру, то это ложно.

Итак, принцип сенсуализма в описании познавательной деятельности является для Фомы непреложным и системообразующим.

3. Интеллектуализм процесса познания

Но, согласно другому мнению исследователей, теория человеческого познания у Фомы Аквинского является интеллектуалистской, когда интеллект становится главной структурной познавательной способностью. Интеллектуальное познание, по Фоме Аквинскому, является высшей формой познания. «Блаженство… состоит в самой превосходной человеческой деятельности – деятельности теоретического разума, в познании истины и, значит, прежде всего – в познании абсолютной истины…» (Сумма теологии, II-I, 3, 8). Здесь важно утверждение о том, что именно с помощью разума познаётся истина.

Вторым, что характеризует интеллект и выделяет его среди других познавательных форм, является то, что он не имеет органической основы. То есть, если зрительные ощущения зависят от наличия зрительных органов, слуховые – от органов соответствующей модальности, то познание интеллектуальное не зависит ни от каких телесных свойств. И поэтому оно становится абсолютно свободным. Дело в том, что, согласно Фоме, познание реального мира происходит в процессе уподобления воспринимающего органа воспринимаемому объекту. А интеллект, не имеет никакого материального субстрата, но ведь при этом участвует в познании, и, значит, по мысли Аквината, это происходит потому, что он уподобляется любой внешней форме. Интеллект есть свободная форма, способная воспринять форму любой вещи.

Но тогда, во-первых, отпадает надобность в ощущениях вообще, если их функции может выполнять интеллект. Во-вторых, с помощью ин-

теллекта человек может воспринимать те объекты мира, которые не имеют материальной основы, которые полностью идеальны – чистых духов (ангелов и Бога, в существовании которых Фома Аквинский не сомневается). Предметом интеллекта является бытие в целом, а не отдельные свойства этого мира. В-третьих, так как интеллект неорганичен, то он должен для восприятия телесных объектов освободить их от пространственно-временных свойств, то есть воспринять не то, что есть в реальном мире, а предоставить свою картину этого мира. «…в части интеллекта мы должны установить некую силу, делающую вещи познаваемыми путём абстрагирования умопостигаемых образов из материальных условий» (Сумма теологии, I, 79, 3). Но ранее Фома утверждал, что истинны только эти реальные объекты, причём именно такие, какие они есть, а узнаётся это с помощью пяти внешних чувств. А здесь же он пишет, что как раз самая важная информация, получаемая в процессе познания, поставляется человеку интеллектом: «…умные понятия, непосредственно познаются в свете действующего интеллекта через образы, абстрагированные от чувственных предметов» (Об истине, 11).