Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Крашенинников - Диалектическая психология.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
161.85 Кб
Скачать

3. Психологический анализ в контексте целостного мировоззрения

Мы предложим несколько иное понимание нормативности в рассматриваемую эпоху. Нам представляется, что средневековая христианская культура именно в силу своей нормативности была культурой развивающейся и развивающей человека, позволяющей ему свободно осуществлять интеллектуальный поиск и строить свои взаимоотношения с окружающим миром.

Для того, чтобы выстроить исторически верное понимание реальности, необходимо производить анализ проявлений той или иной эпохи (начиная от трудов известных мыслителей и заканчивая как подвигами характерных для своего времени персонажей, так и повседневными бытовыми проявлениями обыденной жизни), исходя из того целостного мировоззрения, которое было у представителей данной культуры и которое служило базой для их размышлений и поступков. Человек, обладающий некоторой системой взглядов, далеко не всегда перед началом своих дел и рассуждений обозначает своё мировоззрение, особенно в тех случаях, когда оно всем вокруг известно (то есть перед современниками), и поэтому для него и для слушателей понятно, из какого источника проистекают его выводы. Так, например, священник, совершая богослужение, не рассказывает каждый раз более или менее подробно участникам мессы священное писание и решения церковных соборов, и ни у кого из присутствующих не возникают вопросы, почему он в какой-то момент становится на колени, воздевает руки или предлагает принять в себя Бога под видом хлебного опреснока. Но у человека, незнакомого с данной культурой, всё будет вызывать вопросы, и, если у него не будет возможностей свою любознательность удовлетворить, то

он может начать достраивать объяснения поступков этих людей, исходя из каких-то своих представлений. В результате выводы чаще всего не будут иметь никакого отношения к исследуемой ситуации.

К сожалению, при изучении средневековой психологии зачастую производится этот отрыв систем взглядов рассматриваемых авторов от той непроговариваемой основы, на которой базируются их суждения, а в результате психологические концепции средневековых богословов предстают в худшем случае как нелогичные и необоснованные наборы суждений, а в лучшем, как просто представляющие некоторый абстрактный исторический интерес. Равно как и поступки исторических персонажей того времени. Так, например, проваливаются все попытки более-менее связно объяснить историю Жанны д’Арк, если отсутствует предположение, что она была психически здорова и действительно верила в Бога, как верили в Бога (причём конкретного, христианского) и были психически здоровы и окружающие её люди. А как раз утверждение о некоторой ненормальности психических процессов у каких-либо героев исторического процесса основывается всего лишь на непонимании или даже простом незнании современным исследователем взглядов данного человека и рассмотрении его поступков вне реального исторического мировоззрения, а с точки зрения абстрактного современного человека. Особенно показательны историко-психологические штудии современных психологов, изучающих концепции христианских авторов, так как представления о христианстве зачастую черпаются из ангажированных атеистических источников или произвольно выбранных из богословских произведений внеконтекстных цитат.

Если же совершить реконструкцию возникновения психологических концепций средневековья, исходя из христианского мировоззрения авторов, то обнаруживается, что смотрящееся случайно связанным, на самом деле оказывается логичным и закономерным, в результате чего отпадают многие вопросы и кажущиеся противоречия. Этим принципом мы и будем руководствоваться сейчас.