Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Оксамытный_В_В_Общая_теория_государства_и_права...rtf
Скачиваний:
6
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
4.45 Mб
Скачать

2.2. Эволюция юридических понятий и их закрепление в современном праве

Правовая наука зиждется на категориальном фундаменте, апробированном временем и юридическими традициями. Определенное место среди них занимают, в частности, греческие, латинские, церковно-христианские лексилогические элементы в языке права, понятия, вошедшие в отечественный юридический язык из галлицизмов, германизмов, англицизмов и иных прижившихся лингвистических корней права. Юридическая терминология органически связана с происхождением и развитием самого общества, государства и права. Однако исторические основы отнюдь не остаются раз и навсегда законсервированными в своей неизменности. Право, как и его терминология, не стоит на месте, отвечая возникающими общественным потребностям. Закономерно появляются новые понятия, отходят в небытие старые, возрождаются несправедливо и давно забытые, соответственно меняются определения.

В этом процессе немало и субъективного, наносного, что нередко связано с авторитетом и компетентностью тех, кому дано фиксировать в праве тенденции и фактически сложившиеся отношения и результаты. Вспомним виднейшего немецкого мыслителя Иммануила Канта (1724-1804), который иронично писал более 200 лет тому о современниках, что все еще продолжают поиски определений для собственного понятия права. И спустя столетия так же ломаются копья теоретиков, пытающихся отстаивать именно свое концептуальное видение права, давать собственную трактовку многих других понятий и категорий сегодняшней юридической теории.

В то же время важно подчеркнуть именно закономерность процессов объективных перемен в юридических понятиях. Они неизбежны, поскольку истинным критерием корректирования традиционных образцов юриспруденции всегда служила практика, т.е. в конечном результате изменяющиеся общественные отношения, которые требовали и нового правового регулирования.

Представляется очевидным выделение следующих групп понятий, закрепленных современным правом.

- Юридические понятия, которым возвращен первоначально заложенный в них смысл.

Понятийный аппарат юридической науки во многом связан со словами, восходящими к терминологии предыдущих эпох. Но далеко не всегда первичный юридический смысл слова или выражения оставался неизменным. Примечательна в этой связи эволюция одного из наиболее принципиальных понятий права, а именно - закона. Так, в Риме первоначально латинский термин "lex" означал всякое правило, которое римский гражданин устанавливает для себя или вместе с другими (например, при составлении завещания или договора), т.е. в законе закрепились взаимные права и обязанности сторон, его подписавших. Позднее рамки понятия значительно расширяются, поскольку действие закона распространяется на широкий круг лиц, повинующихся его предписаниям "в силу разных оснований, по словам знаменитого афинского оратора Демосфена (ок. 384-322 гг. до н.э.), но главным образом потому, что всякий закон есть мысль и дар бога, решение мудрых людей... и общее соглашение общины, по которому следует жить находящимся в ней".

А в Законах XII Таблиц записывается положение о том, что любое решение народного собрания должно иметь силу закона. Последний таким образом обретает форму юридической регламентации, установленной народом и потому обязательной для исполнения. Институции Гая закрепляют определение закона, звучащее весьма современно и сегодня: "Закон есть то, что народ римский одобрил и постановил".

В условиях перераспределения верховной власти в государстве в пользу правителя исключительная законодательная прерогатива народа вначале совмещается с правотворческими полномочиями монарха, поскольку, как утверждается в Кодификации Юстиниана, "и то, что решил император, имеет силу закона", а затем и нередко переходит к нему полностью. Закон признается нормой, исходящей от высшего авторитета в государстве, и в силу этого на долгие столетия размывается его первичное понимание как акта народной воли.

С появлением конституционных или парламентарных государств, строящихся на принципе разделения властей, создание законов вновь становится единоличной функцией представительного (законодательного) органа, который лишь в особых случаях может делегировать свои законотворческие полномочия исполнительной власти. Закрепившиеся тенденции отражаются и в определении самого законодательного акта, который вновь рассматривается как важнейшее правило поведения в обществе, принимаемое и утверждаемое парламентом - носителем первичной воли народа.

Если же воспринимать закон в качестве основы системы современных источников права, то на сегодня он предстает обладающим высшей юридической силой нормативным правовым актом, принятым в особом порядке непосредственно народом путем референдума или его представительным (законодательным) органом, и регулирующим важнейшие стороны общественной и государственной жизни.

- Юридические понятия, которые приобретают новое смысловое значение при современном использовании.

Смысл слова или словосочетания становится совершенно иным либо им придают ограничительное или расширительное толкование, в любом случае отличное от того, каким оно было при введении понятия в правовую лексику.

В качестве примера сошлемся на широко известное понятие "юрисконсульт". В Риме iurisconsultus (правовед) являлся юристом в широком смысле как знаток правовой теории и практики, который давал также консультации и заключения. В современном понимании юрисконсульт - работник правовой службы организации, в функции которого входят: контроль за законностью приказов и распоряжений администрации; участие в составлении договоров и соглашений организации с иными субъектами правоотношений; оказание правовой помощи членам трудового коллектива; ведение дел в суде, по которым организация выступает как истец или ответчик, и т.п. Налицо ограничение первично заложенного в юридическое понятие смыслового содержания.

- Юридические понятия, которые не изменяли содержания, адекватно соответствуя своему первоначальному значению.

К таковым можно отнести понятие, определяемое термином "презумпция невиновности". В него вложено положение, согласно которому "каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты" (ст. 11 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.). В правовой истории юридическая теория и правоприменительная практика различных государств нередко позволяли себе игнорировать эту основополагающую идею законности и правопорядка в цивилизованном обществе, пренебрегать ею, ложно истолковывать. Однако истинный смысл презумпции невиновности оставался тем же, что и при начальном формулировании. Еще римский юрист Домицилий Ульпиан восклицал в своих "Институциях": "Лучше оставить преступление безнаказанным, чем осудить невиновного!". Ныне презумпция невиновности повсеместно признана важнейшим принципом права и в качестве таковой присутствует в подавляющем большинстве современных конституций.

- Юридические понятия, которым вновь придается общепринятое значение в результате их терминологического очищения.

Подобное определение следует отнести к терминологии, имевшей двусмысленное значение и избавленной от дополнительной смысловой нагрузки, от идеологических и политизированных наслоений.

В частности, в условиях господства социалистической идеологии официальная правовая доктрина переписывала общие юридические понятия и категории, включая в них обязательную для классового понимания государства и права атрибутику. Теоретически обосновывались и закреплялись законодательно словосочетания с идеологической "привязкой": "социалистическое правосознание", "социалистическая законность", "социалистический правопорядок" или "социалистическое правовое государство". Крах идеократии привел помимо прочего и к восстановлению прежнего смысла многих, в том числе юридических понятий, избавленных от сочетаемости с навязанными ценностями и идеалами.

- Возрожденные юридические понятия, вновь вошедшие в лексикон права после многолетнего забвения.

В отечественной государственно-правовой теории и практике таковыми являются, например, губернатор, казенное предприятие, судебный пристав, мировой судья, суд присяжных и т.п. Использование подобной терминологии в действующем законодательстве прекратилось с крушением Российской империи и возобновилось лишь в самом конце прошедшего тысячелетия в иных общественно-политических условиях.

- Юридические понятия, заменяющие традиционно использованную терминологию, которая ныне противоречит международным требованиям.

Примером может служить понятие "сильнодействующие вещества", доставшееся российскому праву от старой нормативной системы. Сейчас в связи с требованиями международного права новый статус "психотропных" или "наркотических" получили около 30 наименований контролируемых веществ, действующих на психику человека, которые фиксируются в российском законодательстве.

- Юридические понятия, которые закрепляются в процессе отражения в праве современных отношений и связей.

Они фиксируются в нормативных источниках в основном в силу возрастающего значения для общества и государства тех действий, которые составляют их содержание. Закрепление, в частности, в уголовном законодательстве (ст. 358 УК РФ) термина "экоцид" как совокупность действий, способных вызвать экологическую катастрофу, непосредственно соотносится с актуальностью создания юридических преград массовому уничтожению растительного и животного мира, масштабному отравлению атмосферы или водных ресурсов. Термин "рейдерство", означавший ранее "недружественный захват предприятий", ныне в силу своей асоциальной значимости оперативно вводится в юридический оборот законодательством многих стран. А компьютерное право, само являясь порождением современной технологической революции, оперирует понятиями, которые еще несколько лет тому назад вообще отсутствовали в каком-либо лексиконе (среди них, например, "хакер", "кракер", "киберск-ваттер", "кардер" и т.п.).

- Устаревшие юридические понятия, которые уже не отражают действующее право, но остаются в юридическом языке как исторический феномен.

Примером может служить понятие "спекуляция", входившее в уголовно-правовую терминологию в качестве отражения реально существовавшего состава преступления в период функционирования так называемой социалистической экономики. Так, Уголовный кодекс РСФСР до 1991 г. сохранял статью о спекуляции как скупке и перепродаже по повышенным ценам товаров в целях наживы. Ныне подобные действия уже не подпадают под юридическую оценку и расцениваются как поведение в рамках дозволенного обществом и государством в условиях рыночных отношений. Примечательно, что составители современных универсальных справочных изданий по праву (Большая юридическая энциклопедия, Российская юридическая энциклопедия, Большой юридический словарь) обошли вниманием это понятие, некогда служившее олицетворением сущности карательной политики государства.