- •Вопрос 5 7
- •Вопрос 6. Вызванные потенциалы. Потенциалы, связанные с событием. Компьютерное картирование мозга. 9
- •Вопрос 17 19
- •Вопрос26. 28
- •1.История развития психофизиологии. Физиологическая психология и психологическая физиология, психобиология. Психофизиология и нейронауки.
- •3. Основные направления фундаментальной психофизиологии.
- •4 Методологические подходы (стратегии исследования) в психофизиологии: «классическая психофизиология», «Человек-Нейрон-Модель» (векторная психофизиология), «системная психофизиология».
- •Вопрос 5
- •Вопрос 6. Вызванные потенциалы. Потенциалы, связанные с событием. Компьютерное картирование мозга.
- •7. Расчет локализации эквивалентного диполя. Экстраклеточная и внутриклеточная регистрация активности нейронов.
- •10.Способы кодирования информации в нейронных сетях (паттерн разряда, детекторный и ансамблевые принципы). Векторное кодирование информации.
- •11. Межсенсорное взаимодействие. Взаимодействие сенсорных, когнитивных и исполнительных систем мозга в целенаправленном поведении. Координация движений руки, головы и глаз.
- •12. Генетические факторы и внешняя среда в формировании свойств сенсорных нейронов. Врожденное и приобретенное в механизмах перцептивных процессов.
- •16 Условный ориентировочный рефлекс и произвольное внимание. Отражение произвольного внимания в компонентах вп
- •Вопрос 17
- •18. Базальная холинергическая система переднего мозга. Стриопаллидарная система. Гамма-ритм и внимание. Системы «верхнего» и «нижнего» внимания.
- •19. Методы локального мозгового кровотока, позитронно-эмиссионной томографии, функциональной магнитно-резонансной томографии в изучении мозговых механизмов внимания.
- •20. Кратковременная и долговременная память. Формы кратковременной памяти. Процедурная и декларативная память. Рабочая (оперативная) память.
- •23Синаптические механизмы научения. Пластичный «синапс Хебба». Пластичные перестройки идентифицированного синапса между сенсорными и командными нейронами.
- •25. Роль медиальных частей височных долей в декларативной памяти.
- •24. Клеточные механизмы ассоциативного научения. Ионные механизмы пластичности. Роль активирующей системы мозга в пластических изменениях синапсов.
- •Вопрос26.
- •28 Модуляция нейронов рабочей памяти дофаминергической системой. Экспрессия ранних и поздних генов.
- •Вопрос 29
- •30.Биологически и социально значимые стимулы как источник эмоций. Потребностно-информационные факторы возникновения эмоций. Когнитивные процессы в генезе эмоций.
- •32. Межполушарная асимметрия и эмоции. Нейроанатомия эмоций. Центры положительных и отрицательных эмоций. Самораздражение.
- •34.Проблема определения интеллекта в психологии. Символьное отображение стимула. Категоризация стимулов.
- •35. Коммуникативная функция знаковых систем. Формирование семантических единиц на базе долговременной памяти. Внутренняя речь.
- •38.Половые различия.
- •40. Измененные состояния сознания. Межполушарная асимметрия и сознание. Сознание и расщепленный мозг. Речь и сознание. Нейробиологические теории сознания.
32. Межполушарная асимметрия и эмоции. Нейроанатомия эмоций. Центры положительных и отрицательных эмоций. Самораздражение.
Есть немало фактов, говорящих о том, что в обеспечении эмоциональной сферы человека левое и правое полушария головного мозга вносят разный вклад. Более эмоциональным является правое полушарие. Так, у здоровых людей обнаружено преимущество левой половины зрительного поля (т.е. правого полушария) при оценке выражения лица, а также левого уха (тоже правого полушария) – при оценке эмоционального тона голоса и других звуковых проявлений человеческих чувств (смеха, плача), при восприятии музыкальных фрагментов. Помимо этого выявлено также более интенсивное выражение эмоций (мимическое проявление) на левой половине лица. Существует также мнение, что левая половина лица в большей степени отражает отрицательные, правая – положительные эмоции. Эти различия (по некоторым данным) проявляются уже у младенцев, в частности в асимметрии мимики при вкусовом восприятии сладкого и горького. Из клиники известно, что эмоциональные нарушения при поражении правого полушария выражены сильнее, при этом отмечается избирательное ухудшение способности оценивать и идентифицировать эмоциональную экспрессию в мимике. При левосторонних поражениях у больных часто возникают приступы тревоги, беспокойства и страха, усиливается интенсивность отрицательных эмоциональных переживаний. Больным с поражениями правого полушария более свойственны состояния благодушия, веселости, а также безразличия к окружающим. Им трудно оценить настроение и выявить эмоциональные компоненты речи других людей. Клинические наблюдения за больными с патологическим навязчивым смехом или плачем показывают, что патологический смех часто связан с правосторонними поражениями, а патологический плач – с левосторонними. Функция восприятия эмоций по выражению лица у больных с поврежденным правым полушарием страдает больше, чем у людей с поврежденным левым полушарием. Право- и левосторонние поражения по-разному влияют на временные аспекты эмоциональных явлений: с поражением правого полушария чаще связаны внезапные аффективные изменения, а с поражением левого – долговременные эмоциональные переживания. Каждое из полушарий обладает собственным эмоциональным «видением» мира. При этом правое полушарие, которое рассматривается как источник бессознательной мотивации, в отличие от левого, воспринимает окружающий мир в неприятном, угрожающем свете, но именно левое полушарие доминирует в организации целостного эмоционального переживания на сознательном уровне. Таким образом, корковая регуляция эмоций осуществляется в норме при взаимодействии полушарий.
Самораздражение, инструментальный двигательный условный рефлекс, при котором животное активно (с помощью педали) раздражает электрическим током нервный субстрат положительных эмоций (так называемой зоны «поощрения», «награды», «удовольствия») в собственном мозге. Феномен С. был обнаружен у крыс американским учёным Дж. Олдсом и канадским — П. Милнером в 1954, а затем воспроизведён у кошек, собак, дельфинов, обезьян и других животных. В ряде случаев удалось показать связь С. с мотивациями голода, жажды, половой потребностью, что позволило рассматривать С. как искусственное (мнимое) «насыщение». В других случаях такой связи не наблюдалось, что свидетельствует об известной морфофизиологической самостоятельности нервного аппарата положительных эмоций в гипоталамусе и других отделах мозга. При раздражении глубоких отделов головного мозга человека в лечебных и диагностических целях пациенты нередко сообщают о возникновении у них сильных положительных переживаний, чувства удовольствия, душевного подъёма, что окончательно подтвердило связь феномена С. с мозговым субстратом положительных эмоций. Как специфическая форма поведения С. обладает характерными особенностями. Первые раздражения «центров удовольствия» электрическим током вызывают у животных поисковые движения, обнюхивание, усиленное исследование окружающей среды; в дальнейшем быстро вырабатывается навык С.: надавливание на педаль, замыкающую электрическую цепь. Продолжительное раздражение «центров удовольствия» делает это воздействие эмоционально отрицательным, и животное активно прерывает его, отходя от педали. При полном выключении электрического тока условный рефлекс С., как правило, быстро угасает: после нескольких проб животное перестаёт нажимать на педаль. Т. о., при С. не наблюдается симптомов стойкого привыкания, прекращение С. животные переносят спокойно. Изменения электрической активности мозга и деятельности внутренних органов (дыхание, пульс, кровяное давление и т. д.) при С. существенно отличаются от последствий раздражения «центров» отрицательных эмоций страха и боли, что позволяет говорить об особом состоянии эмоционально положительной активации высших отделов центральной нервной системы. С. — ценная экспериментальная модель для изучения физиологии положительных эмоций, их влияния на деятельность мозга и всего организма.
