
- •Роль исламского права в формировании исламских государств
- •Характер правопониманий в различных правовых систем
- •Формирование современных правовых систем африканских государств
- •Множественность и различие правовых систем
- •История формирования и развития исламского права.
- •Источники романо-германского права.
- •Понятие и особенности африк обычного права.
- •Источники совр африк права.
- •Специфика англ общего права.
- •Формирование и становление скандинавского права.
- •1939–1945 Гг. Ознаменовались затмением сравнительного права.
- •Российская прав система на юр карте мира.
- •Французский центр сравнительного права
- •Особенности исламского судопроизводства.
- •Формирование и становление сп (1900—1945).
- •Источники латиноамериканского права.
- •Латиноамериканское право как смешанный тип права.
- •Структура англ общего права.
- •Социалистич модус прав систем: историч прошлое и совр состояние.
- •Источники исламского права.
- •Африканское традиц правосудие.
- •Значение доктрины в различ прав семьях.
- •Эволюция частн права во Франции.
- •Смешанные правовые системы бывают:
- •Смешанные правовые системы национального и наднационального действия.
- •Эволюция част права в Германии.
- •Структура судов общей юрисдикции по уголовным делам:
- •Классификация постсоветс прав систем.
- •Значение процессов глобализации для совр юр географии
- •Причины выделения совр типа прав глобализации.
- •Африк обычное право в колониал период.
- •Источники скандинавского права
- •Роль и рецепция Римского права в формировании Романо –Германского права
- •Прецедент и другие источники английского общего права
- •2) К важнейшим источникам английского общего права относится право справедливости.
- •История формирования и развитие Романо германского права
Билет 1
Понятийный аппарат СП
Систему понятий и терминов, составляющих понятийный аппарат СП, условно можно разделить на несколько групп.
Первая группа состоит из понятий, выработанных в рамках самого СП. Некоторые из них:
Компаративистика, отождествляемая с понятием сравнительного правоведения, определяется как отрасль юридической науки, изучающая правовую панораму мира, складывающуюся из правовых систем различных государств, путем сопоставительного анализа различных государственно-правовых явлений.
Геоправовое пространство — система устойчивых правовых реалий и представлений, формирующихся на определенной территории в результате сосуществования, взаимодействия и столкновения различных правовых культур, традиций и норм, ценностных установок.
Правовая аккультурация — это усвоение и использование правовых ценностей, норм, институтов, процедур, решений, форм и видов юридической деятельности, заимствованных у других правовых культур, правовых систем, правовых семей.
Правовая рецепция рассматривается как разновидность правовой аккультурации (глобальная правовая аккультурация), выраженная в заимствовании компонентов чужого правового наследия, при котором происходит принципиальное изменение своей правовой культуры.
Под понятием «правовая панорама мира» имеются в виду все существующие на земном шаре национальные правовые системы. Для обозначения данной совокупности в компаративистской литературе используются различные термины: «правовая картина мира» (Ю.А. Тихомиров); «правовая карта мира» (В.А. Туманов); «юридическая география мира» (В. Кнапп); «сообщество правовых систем» (Ж. Сталев) и т.д. Некоторые компаративисты представляют правовую панораму мира как наднациональное мировое право.
Вторую группу формируют те понятия, термины и категории, которые разрабатываются в рамках общей теории государства и права и других теоретических наук. Некоторые из них:
Правовые традиции — это совокупность глубоко укоренившихся в сознании людей и исторически обусловленных отношений к роли права в обществе, природе права и политической идеологии, а также к организации и функционированию правовой системы.
Кодекс — сводный законодательный акт, в котором объединяются и систематизируются правовые нормы, регулирующие сходные между собой однородные общественные отношения. По общему правилу кодекс относится к определенной отрасли права (напр., гражданский, уголовный, семейный, трудовой и др.).
Кодификация — это деятельность правотворческих органов государства по созданию нового, систематизированного нормативно-правового акта, осуществляемая путем глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства. В процессе кодификации отбрасывается устаревший нормативно-правовой материал, формируется структура кодифицированного акта со своим специфическим содержанием. Кодификация всегда носит официальный характер.
Судебный прецедент — это вынесенное судом по конкретному делу решение, обоснование которого становится правилом, обязательным для всех судов той же или низшей инстанции при разбирательстве аналогичных дел. В некоторых государствах (в Англии, США, Канаде, Австралии и др.) судебный прецедент признается основным источником права и лежит в основе всей правовой системы.
К этой же группе понятийного аппарата СП можно отнести те понятия и термины, которые разрабатываются в рамках философии права. Некоторые из них:
Правовая аксиология — это учение о ценности права и правовых ценностях, их иерархии и видах.
Собственная ценность права находит свое выражение в том, что право ценно само по себе как антипод произвола и синоним свободы, как альтернатива несправедливости.
Социальная ценность права — это элемент социальной системы, наделяемый в индивидуальном или общественном сознании особым значением и служащий регулятором поведения людей. Социальные ценности, служащие мерой оценок тех или иных предметов (явлений), обретают качество социальных норм.
В третью группу понятийного аппарата СП входят понятия, заимствованные СП у отраслевых юридических наук. Количество этих понятий огромно. Некоторые из них:
Доверительная собственность (траст) — в англо-американском праве особая форма собственности, сущность которой заключается в том, что одно лицо (доверительный собственник) управляет имуществом, переданным ему другим лицом (учредителем траста). При этом происходит как бы «расщепление» правомочий, заключенных в праве собственности.
Договор доверительного управления имуществом — это договор, по которому одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, при этом другая сторона обязуется управлять этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя).
Административная юстиция — система специальных судебных и квазисудебных органов, осуществляющих контроль за соблюдением законности в сфере государственного управления, а также (в более узком смысле) — особый процессуальный порядок рассмотрения административных дел и разрешения административно-правовых споров между гражданином или юридическим лицом, с одной стороны, и органом государственного управления — с другой.
Четвертая группа - Понятийный аппарат СП обогащается и за счет тех понятий, терминов и категорий, которые разрабатываются в рамках международного права. Некоторые из них.
Гармонизация законодательства представляет собой деятельность по согласованию национальных законодательств различных государств с нормами международного права, являющиеся весьма сложной и трудоемкой.
Унификация правовых норм означает либо единообразное регулирование общественных отношений взамен несовпадающих национальных законодательств, либо создание основы для их единого регулирования. Унификация права может проводиться путем заключения международных договоров, путем применения примерных договоров международных организаций и использования международных обычаев.
Роль исламского права в формировании исламских государств
Необходимо разграничивать два близко стоящих друг к другу, но не тождественных понятия «исламское право» и «правовая система исламских государств». Исламское право является правом исламской общины, т.е. соблюдение его норм рассчитано на людей, исповедующих ислам, независимо от места проживания. Правовые системы исламских государств носят территориальный характер. Нормы, содержащиеся в правовых системах национального права, рассчитаны на всех граждан, проживающих на территории исламского государства независимо от религиозной принадлежности.
Ни в одной национальной правовой системе исламских государств нормы классического исламского права не функционируют в чистом виде. Они дополняются с помощью обычаев, договоров, соглашений, административных решений и других нормативных актов, содержащих нормы позитивного права, а также на основе заимствований правовых положений у других правовых систем.
Для правовых систем современных исламских государств характерен дуализм права, который заключается в одновременном сосуществовании правовых норм, различных по содержанию и специфике, — норм классического исламского права и норм, заимствованных из других правовых систем.
Направления действия исламского права и правовых систем исламских государств различны. Как правило, нормы исламского права охватывают преимущественно отношения личного статуса, но могут и выходить за эти рамки, включая гражданские, конституционные, административные и уголовные отношения. Последнее характерно для стран Аравийского полуострова.
Вместе с тем, классическое исламское право по-прежнему является определяющим в функционировании правовых систем исламских государств. Это проявляется в следующем.
- Конституционно закреплено признание ислама в качестве государственной религии. Одним из таких конституционных положений, существующих в 28 государствах, отображающим влияние исламских институтов и норм на государственное право и одновременно выступающим правовой основой такого влияния, является признание ислама государственной религией. Такие положения содержатся в конституциях Иордании, Объединенных Арабских Эмиратов, Туниса, Катара, Пакистана и т.д.
- Функционирует исламский институт шуры — совещательности, в рамках которого соизмеряется деятельность государства с основополагающими принципами исламского права. Институт шуры предоставляет народу возможность участвовать в выработке важнейших государственных решений. С юридической точки зрения решение шуры может и не нести обязательного характера, однако ни один правитель, как показывает практика, не игнорирует их в силу ее религиозного и общественного авторитета.
- Можно обнаружить влияние классического исламского права на все составляющие структуры правовой системы исламских государств, хотя и проявляется это в разной степени. Классическое исламское право определяет правовой менталитет, правовое сознание, правовую культуру и правореализацию в этих государствах. Оно играет определяющую роль в формировании не только содержательных элементов правовой системы, но и формальных.
В качестве содержательных элементов необходимо рассматривать, прежде всего, правовую идеологию, под которой подразумеваются основополагающие принципы, определяющие все сферы правовой реальности в обществе. Правовая идеология, господствующая в исламских государствах, носит сугубо религиозный характер, поскольку берет свое начало, прежде всего, в основополагающих источниках исламской религии и исламского права — Коране и сунне, а также она была сформулирована в ходе доктринальной разработки исламского права.
В зависимости от степени влияния классического исламского права на формирование и функционирование правовых систем исламских государств приводим следующую классификацию правовых систем современных исламских государств.
1-ая группа объединяет правовые системы тех исламских государств, в которых формирование и функционирование правовых систем происходит под прямым влиянием принципов и норм классического исламского права, оказывающего глубокое влияние не только на регулирование в сфере частного права, но и на публичное право, например, на конституционное законодательство и на сложившуюся в данном государстве форму правления. Она была воспринята такими государствами, как Саудовская Аравия, Иран и Пакистан, где претворяется в жизнь главное требование исламской концепции права, т. е. полное соответствие всех действующих норм, всех отраслей права основополагающим принципам классического исламского права.
Правовые системы современных исламских государств, входящие во 2-ой группу, характеризуются более умеренным подходом к применению норм классического исламского права в рамках современной правовой системы исламского государства. Это правовые системы таких государств, как Йеменская Арабская Республика, Ливия, Судан, Объединенные Арабские Эмираты, Бахрейн, Кувейт, Бруней. Исламское право здесь не имеет такой сферы действия, как, например, в Саудовской Аравии и Иране, но все же продолжает играть существенную роль, а в последние десятилетия даже наблюдается тенденция к его расширению.
Наибольшее влияние принципы и нормы исламского права оказывают на конституционные нормы, на структуру и деятельность государственного механизма этих государств. Так, в Ливии в 1977 г. Коран был объявлен «законом общества», заменяющим обычную конституцию.
Для 3-ей группы исламских государств характерно ограниченное применение норм классического исламского права на уровне общих принципов, определяющих характер функционирования этих правовых систем, куда входят правовые системы Египта, Сирии, Марокко, Иордании, Алжира, Сомали, Афганистана и др. Ислам всегда являлся важной частью официальной идеологии этих государств, но не был фактором, определяющим общественно-политическую жизнь.
4-ая группа правовых систем исламских государств отражает наименьшее влияние и воздействие норм и принципов классического исламского права на их функционирование. Наиболее характерно это проявляется в таких государствах, как Турция, Тунис и Марокко.
Необходимо отметить, в правовых системах постсоветских государств с мусульманским населением исламское право носит декларативный характер и реально не влияет на функционирование этих правовых систем. Иными словами, исламское право не играет какой-либо значительной роли в общественно-политической и государственно-правовой жизни этих государств. Однако подавляющее большинство населения этих государств исповедует ислам, а исламское право, как право исламской общины, может регулировать различные стороны жизнедеятельности мусульман, преимущественно, сферы их личного статуса. Это государства Средней Азии Узбекистан, Казахстан, Таджикистан, Киргизстан и Туркменистан и Азербайджан.
Заслуживает особого внимания характер взаимоотношений исламского права и правовых систем «неисламских» государств, где мусульмане составляют меньшинство населения. Исламское право в этих государствах входит в структуру их правовой системы и регулирует сферы личного статуса мусульман. Это относится к правовым системам таких государств, как Индия, Танзания, Мали, Чад, Филиппины, Нигерия и др.
Например, в Индии некоторые вопросы семейно-правовых отношений регулируются нормами исламского права. Законы, принятые в 1937 и 1939 гг. еще в колониальной Индии, регулируют брачно-семейные отношения мусульман, проживающих в этой стране.
Таким образом, влияние исламского права на правовые системы исламских государств проявляется в каждом исламском государстве по-разному, в зависимости от исторических закономерностей развития данного государства, культурных особенностей людей, населяющих его, и от его геополитического расположения.
Билет 2
понятие методологических принципов сравнительно-правовых исследований
Методология сравнительно-правовых исследований состоит из методологических принципов как основополагающих познавательных установок, в рамках которых проводятся сравнительно-правовые исследования. Они формируются в рамках и под влиянием концептуальных подходов (идей).
Принцип объективности относят к основным ,так как в сравнит. правоведении нет и не должно быть места религиозным или культурным предубеждениям по отношению к той или иной прав. системе либо против определенного народа. «Гл. цель сравнительного анализа прав. систем, — отмечает К. Осакве, — не хвалить одну систему и опорочить другую, а понять исторические предпосылки формирования каждой из них». В рамках данного принципа выходит на первый план соблюдение оптимального разнообразия правовых систем и подсистем при их классификации, в соответствии с кот. необходимо избегать хаотического загромождения системы ненужным разнообразием и определения реальной ценности правовых преобразований в прав. системе по общему результату правотворческой и правоприменительной практики.
Принцип всестороннего учета историч, национ, эконом, соц-полит условий предполагает установление не только общих черт и признаков сравниваемых прав.систем, но и их особенностей, а также специфических признаков, свойственных отдельным системам; выделение главных и второстепенных признаков и черт сравниваемых систем; сравнительное исследование правовой материи не только в статике, но и в динамике.
Принцип функционализма предполагает, что прав.система обладает системообразующими атрибутами и общесистемными закономерностями, рассматривающими прав.систему не просто как условие жизни людей в государственно организованном обществе, или как комплекс связей между индивидуумами, а скорее как достаточно самостоятельное цельное образование, основной задачей которого является самосохранение и самовоспроизводство в разновременном аспекте существования системы.По К. Цвайгерту и X. Кётцу сравнимо в праве лишь то, что выполняет одну и ту же функцию. Прав.система является функциональной системой, а по отношению к своей конкретной среде, к обществу — подсистемой, основной задачей которой является достижение внутр.стабильности общества. Соблюдение принципа функционализма позволяет объяснить те или иные тенденции в развитии правовых систем различных типов и предположить возможные направления их эволюции.
Принцип сравнимости рассматриваемых явлений и институтов, который вытекает из предыдущего методологического принципа, суть которого сводится к тому, что в процессе подготовки и проведения сравнительно-правовых исследований необходимо строго соблюдать требование, согласно которому объекты сравнения должны быть «сравнимыми», иначе между ними в обязательном порядке должна существовать прямая связь. Данный принцип предполагает наличие у различных явлений, институтов и учреждений общих черт, признаков принадлежности их к одному и тому же роду или виду, наличия у них сходных структур, функций, общей сферы приложения, сходных задач и целевых установок. Главная функция сравнения заключается в сведении сравниваемых государственно-правовых институтов к определенному единству, благодаря чему они становятся качественно сравнимыми и количественно соизмеримыми.
Таким образом, использование методологических принципов, наряду с концептуальными подходами, позволяет более объективно и всесторонне исследовать предмет сравнительного правоведения.