Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
5 ЛЕКЦИЯ. ДРИ.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
209.92 Кб
Скачать

14

Архитектура северо-восточной руси

Вторая половина XII – первая треть XIII в.

Самостоятельная и очень яркая владимиро-суздальская архитектурная школа сложилась в Северо-Восточной Руси. Этот район, называвшийся обычно Залесской землей, после монгольского вторжения не только не потерял политической независимости, но, наоборот, позднее стал тем ядром, вокруг которого формировалось централизо­ванное Московское государство. Естественно, что древние памятники зодчества, олицетворявшие здесь престиж и традиции великокняжеской власти, не только не раз­рушали, но тщательно поддерживали и ремонтировали.

Благодаря этому в Северо-Восточной Руси сохранилось относительно большое количество древних памятников, что позволяет достаточно детально изучать развитие владимиро-суздальской архитектуры по этапам.

-это княжеская культура изначально

- в 11 в. христианство сюда еще проникало слабо, известия о восстаниях язычников,

- в 12 в. – Владимир Мономах – первые сооружения в киевской традиции

        После того как в самом начале XII в. в Суздале и Владимире по распоряжению Мономаха были построены кирпичные соборы, строительство монументальных храмов здесь прекратилось, поскольку возводившие эти здания мастера возвратились в Южную Русь, а собственных кадров строителей в Залесской земле еще не было. Но вскоре быстрый рост политического значения Суздаль­ского княжества вызвал насущную необходимость в орга­низации монументального строительства. Между тем непрерывные военные столкновения суздальского князя Юрия Долгорукого с Киевом не давали ему возможности получить оттуда строителей. И князь Юрий обратился за помощью к своему военному союзнику - галицкому князю Владимиру. Руководство строительством в Галиче перешло тогда к вновь прибывшим венгерским мастерам, и князь Владимир без существенного ущерба для строи­тельства в Галиче смог отправить в Суздаль часть работавших здесь ранее мастеров. Произошло это, по-ви­димому, в конце 40-х гг. XII в. Так силами галицких зодчих в Северо-Восточной Руси началось монументальное строительство.

! необычность строительной техники.

Как известно, подавляющее большинство храмов домонгольской Владимиро-Суздальской земли возведено из белого камня. Рядом – в Киевской, Черниговской, Смоленской, Рязанской, Новгородской землях – все строительство велось из кирпича (плинфы) или в смешанной технике. Кроме Суздаля (так обычно именовали Северо-Восточную Русь, а «Русью» – только центральные и южные территории), из камня строили только в далеком западнорусском Галиче.

Белый камень (органические отложения «карбона» – каменноугольного периода палеозойской эры), как известно, добывается в каменоломнях. Последние находятся далеко не везде, но зато камень «готов к употреблению».

Кирпич надо обжигать в печах, но зато глину можно добывать практически в любом месте. Например, в городе Суздале были выходы хорошей глины, и в начале XII века там стояла большая печь для обжига кирпичей (производительностью около 5000 кирпичей за один цикл), которую использовали для строительства мономахова храма39.

На геологической карте видно, что и теоретически ближе к Владимиру качественного известняка быть не могло. Отложения каменноугольного периода полукольцом окружают Москву с юга и запада, нигде не подходя к Владимиру ближе, чем на 200-250 км по прямой.

А вокруг Владимира – отложения только юрского периода и немного мелового, т.е. не палеозойской, а мезозойской эры. Как правило, качество известняка тем ниже, чем меньше его геологический возраст – например, «камень» юрского периода не является камнем в полном смысле слова, имеет серо-землистый цвет и настолько мягок, что построить из него ничего нельзя.

Узкий пласт каменноугольных отложений к юго-востоку от Владимира (выходящий к городу Коврову Владимирской области). Это залежи туфа (строго говоря, туфообразного известняка, тоже относящегося к каменноугольному периоду, но гораздо более низкого качества, чем белый камень).

Туф обычно использовался в кладке сводов и куполов. Исключения – владимирский детинец 1164 года и собор в Суздале 1222-1225 годов, частично построенные из туфа.

Вероятно, что там же, в районе Коврова, были и каменоломни, где вместе с туфом добывали низкокачественный белый камень, использовавшийся в строительстве ростовского Успенского собора и мощении соборной площади в Ростове при Андрее Боголюбском. Но от Коврова до Ростова по рекам тоже очень далеко – около 250 км (и до Владимира около 100 км).

А высококачественный камень, использовавшийся для облицовки храмов Долгорукого и большинства построек его потомков, по всем признакам относится к «мячковскому горизонту» и, следовательно, его приходилось возить за 500 км.

Еще один «штрих к портрету» белого камня. В.В.Кавельмахер, в пятидесятые годы XX века работавший белокаменщиком, рассказывал об огромной сложности ломки и обработки этого материала. В каменоломнях чередуются твердые и мягкие пласты, и поиск хорошего сорта – работа очень тяжелая. Слишком твердый камень не пилится и ломается, а слишком мягкий можно резать ножом. Бывает и настолько пористый камень, что сквозь него льется вода – такой тоже не годится на строительстве54.

Н.Н.Воронин по этому же поводу вспоминал присказку из «Слова» Даниила Заточника: «лепши есть камень долотити нежели зла жена учити»55.

Да и вообще, каменный собор – не предмет обихода, который можно купить по десятикратно завышенной цене, исходя из каких-либо личных пристрастий. В XII веке капитальное строительство требовало напряжения сил и мобилизации ресурсов всего княжества, а получается, например, что вместо четырех белокаменных храмов Юрий Долгорукий при тех же трудовых и финансовых затратах мог бы построить сорок кирпичных.

ПЛЮС – красота белого камня.

В Византии строили из кирпича либо в технике «opus mixtum», то есть повлиять на выбор Долгоруким белокаменной техники византийский опыт не мог.

Значит, остается только влияние «Священной Римской империи». Опыт последней мы смело можем называть европейским: каменным было храмовое романское зодчество не только Империи (Германии и Северной Италии), но и соседних с ней Франции, Англии и Испании.

Подавляющее большинство романских соборов и замков – каменные, из кирпича в это время строились только второстепенные постройки гражданского характера.

Следующий важнейший признак влияния романики на владимиро-суздальскую архитектуру – скульптурный декор.

Обращают на себя внимание и вытянутые вверх барабаны храмов Юрия, что в сочетании с относительно небольшим четвериком дает «башнеобразную» – вполне европейскую – форму постройки.

Использование перспективных порталов

??? Определенное архитектурное влияние Польши на Галич вполне могло иметь место. А Польша была страной с вполне европейской культурой и со своими формами романской архитектуры.

От Суздаля до Галича очень далеко, причем путь лежал через несколько княжеств, союзных Изяславу. А до Германии – центра Империи – соответственно, было еще дальше: с запада с Галичем граничили только Венгрия, Богемия и Малопольша.

Зато с Суздальской землей имел общие границы Великий Новгород, с которым после последнего военного противостояния в 1148 году207 был установлен мир208, а в 1155 году сын Долгорукого Мстислав занял новгородский стол209. Да и в любом случае специфика Новгорода состояла в том, что торговля имела высший приоритет и войны, которые вели новгородцы, практически ей не мешали. Следовательно, никогда не прекращался и «культурный обмен».

А Новгород через своих северогерманских торговых партнеров был со «Священной Римской Империей» связан напрямую. Значит, Долгорукий мог контактировать со всей Европой, минуя и Венгрию, и Польшу, и Галич, и многочисленные враждебные княжества.

Поэтому говорить о том, что авторитет Империи повлиял преимущественно через Малопольшу и Галич, вряд ли правомерно. Для проникновения в Суздальскую землю романской архитектуры были и другие, куда более короткие пути.

-Южная Германия или Северная Италия – центр Священной Римской империи

Из построек, возведенных в 50-х-гг. XII в., две дошли до наших дней. Целиком сохранился Спасский собор в Переславле-Залесском.

СТРОИТЕЛЬСТВО ЮРИЯ ДОЛГОРУКОГО

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]