- •Оглавление
- •Глава 1. Тематика публицистических эссе Солженицына 8
- •Глава 2. «Открытые письма: диалог с читателем через адресата 22
- •Глава 3. Реакция со стороны деятелей культуры и прессы. 26
- •Введение
- •Биографическая справка.
- •Глава 1. Тематика публицистических эссе Солженицына
- •1. «Не обычай дёгтем щи белить, на то сметана».
- •Нобелевская лекция по литературе.
- •«Мир и насилие»
- •Сборник «Из-под глыб». «Жить не по лжи»!
- •Сборник «Из-под глыб». «Образованщина».
- •Сборник «Из-под глыб». «Раскаяние и самоограничение как основы национальной жизни».
- •Сборник «Из-под глыб». «На возврате дыхания и сознания».
- •Глава 2. «Открытые письма: диалог с читателем через адресата «Великопостное письмо».
- •«Письмо вождям Советского Союза»
- •«Открытое письмо» министру внутренних дел н.А.Щёлокову
- •Глава 3. Реакция со стороны деятелей культуры и прессы. «Открытое письмо Солженицыну» от Дина Рида
- •Письмо в редакцию газеты «Правда» от советских писателей. Статьи н.Н.Яковлева («Продавшийся и простак», «Архипелаг лжи»).
- •Реакция советских газет на высылку Солженицына.
- •Заключение.
Сборник «Из-под глыб». «Жить не по лжи»!
Эта статья была начата Солженицыным ещё в 1972 году, однако писатель планировал опубликовать одновременно с «Письмом вождям Советского Союза», однако осенью семьдесят третьего КГБ изымает последнюю редакцию «Архипелага ГУЛАГ», и писатель решает публиковать книгу за границей. Статья откладывается в сторону с напутствием – в случае ареста публиковать «через сутки, не ожидая подтверждения от автора»19. Солженицына арестовывают 12 февраля 1974 года, и на следующий же день материал появляется в самиздате, а позже и на западе.
В какой-то мере это эссе перекликается с Нобелевской лекцией писателя, поскольку здесь так же затрагивается тема борьбы писателей с режимом, с советской системой как олицетворением насилия через сопротивление лжи. Александр Исаевич здесь упрекает в трусости обывателей, как упрекал он в трусости церковь. И говорит, что возможный, доступный путь борьбы, пусть нелёгкий, но самый простой из всех – «личное неучастие во лжи»20.
В статье он призывает читателей принять некую клятву, отказавшись таким образом от лжи в защиту идеологии СССР. Солженицын требует от обывателя пообещать, что с момент прочтения «Жить не по лжи» он: «впредь не напишет, не подпишет, не напечатает никаким способом ни единой фразы, искривляющей, по его мнению, правду; такой фразы ни в частной беседе, ни многолюдно не выскажет ни от себя, ни по шпаргалке, ни в роли агитатора, учителя, воспитателя»21. Это же распространяется на посещение собраний, митингов, демонстраций, на голосование на каких-либо выборах или покупку прессы.
В противном же случае, делает вывод писатель, нельзя винить кого-то в проблемах внутри СССР – «довольно жаловаться, что кто-то нам не дает дышать - это мы сами себе не даем!»22
Сборник «Из-под глыб». «Образованщина».
Эссе «Образованщина» является одним из трёх, относящихся к сборнику «Из-под глыб», выпущенному в Париже в 1974, почти сразу после эмиграции Солженицына. Однако, несмотря на публикацию уже после эмиграции, оно относится к доэмиграционной прессе, поскольку писалось тогда, когда писатель ещё жил в СССР.
Название статьи – неологизм «образованщина» - после её публикации надолго войдёт в русскую речь. Этим словом Александр Исаевич обозначает интеллигенцию СССР. По мнению писателя, новая власть исказила это понятие – «под этим словом понимается в нашей стране теперь весь образованный слой, все, кто получил образование выше семи классов школы»23.
В своей работе Солженицын также вспоминает сборник статей «Вехи», вышедший в начале XX века и имевший большой общественный резонанс. Несмотря на то, что современники авторов сборника не оценили высоко этот труд, писатель считает, что «пророческая глубина "Вех" не нашла <…> сочувствия читающей России»24. Книга имела подзаголовок – «сборник статей о русской интеллигенции», и Александр Исаевич анализирует все качества интеллигенции ( в большинстве своём отрицательные), описанные авторами сборника, и разделяет их на 4 группы:
- недостатки той интеллигенции, угасшие сегодня (кружковая искусственная выделенность из общенациональной жизни, излишняя мечтательность, негодность к практической работе);
- достоинства предреволюционной интеллигенции (жажда веры, чувство вины перед народом, готовность к самопожертвованию);
- тогдашние недостатки, сегодня ставшие бы достоинствами (психология героического экстаза, мученичество, опьянение борьбой);
- недостатки, унаследованные посегодня (нет сочувственного интереса к отечественной истории, надменное противопоставление себя обывателю, поиск виноватых исключительно в неких внешних факторах и причинах).
Рассматривая все эти качества, Солженицын приходит к выводу, что интеллигенция как таковая измельчала, и потому даже тех достоинств, что были бы недостатками у прошлого поколения, нет у неё.
Рассуждая о корнях интеллигенции, о происхождении этого слова и дефинициях, даваемых ему разными учёными, писатель в конце концов предлагает это слово из русского языка убрать как «давно извращённое и расплывшееся»25. Вместо него народ сам придумает со временем новое понятие, а пока первых кандидатов на роль интеллигентов Солженицын награждает званием «жертвенной элиты». Фильтр же прохождения туда – не лгать. Здесь снова поднимается идея, выраженная ещё в Нобелевской лекции и продолженная в «Жить не по лжи!». Отказ от лжи как первый шаг на пути к спасению.
Опять же, по мнению самого писателя, по сравнению с борьбой за свои права граждан в других странах, отказ от лжи – фильтр нелепый, это просто «признак честного человека, не жулика»26, но «пусть смеются грибы другого кузова, а кто в нашем давится, тот знает: это действительно очень смелый шаг»27.
