Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебно-методический комплекс ИГПБ рус..doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
500.74 Кб
Скачать

Вопрос 16. Уголовное право по Статуту 1588 г.

Законодательство ВКЛ значительное внимание уделяло уго­ловному праву, которое было направлено на защиту жизни, здо­ровья и имущества в первую очередь привилегированных со­словий.

В зависимости от характера преступной деятельности и ее результатов, преступления назывались по-разному: гвалт, крив­да, шкода и др. Субъектом преступления признавался только человек. Уголовная ответственность наступала по Статуту 1566 - с 14 лет, а по Статуту 1588 г. - с 16 лет (р. 14. арт. 11). В каче­стве субъектов преступления могли привлекаться как отдельные лица, так и группы лиц. Вместе с тем, провозглашался принцип персональной ответственности только виновного. Но на практи­ке это право в отношении простых людей часто не применялось,

особенно это касается преступлений против государства, рели­гии и церкви.

В уголовном праве различалась вина умышленная и неосто­рожная. В случае неосторожной вины виноватый не привлекал­ся к уголовной ответственности, а только платил штраф (р. 11, арт. 23).

Прогрессивным в уголовном праве XVI в. было введение уголовной ответственности шляхтича за убийство простого че­ловека (р. 12, арт, 1). Однако процессуальный порядок опреде­ления вины был настолько сложным, что сделать это было прак­тически невозможно. В Статуте 1588 г. говорится о том, что презумпция невиновности относится не только к шляхте, но и к простым людям: Необходимость защиты и крайняя необходи­мость признавались обстоятельствами, которые освобождали от уголовной ответственности.

Уголовное право XVI в. четко не разграничивало стадии преступной деятельности, хотя и отличалось уже злостное на­мерение, подготовка и покушение, которые наказывались толь­ко в случаях, предусмотренными законом. Например, заговор против великого князя наказывался как законченное преступле­ние (р. 1, арт. 3).

В уголовном праве различалось простое соучастие в престу­плении, при котором все соучастники были исполнителями пре­ступления, и сложное соучастие, при котором одни действовали как подстрекатели, другие - как исполнители, и третьи - т"ак со­участники.

Неоказание помощи при задержании преступника могло при­вести к ответственности в виде возмещения убытков или штрафа. Самостоятельным видом преступления считаюсь укрывание пре­ступника, при этом наказание определялось такое же, как и пре­ступнику (р. 11, арт. 36).

В зависимости от объекта преступления делились на сле­дующие группы:

- государственные;

- , против порядка управления и правосудия:

- воинские;

против христианской религии и церкви; против моральности;

против жизни, здоровья, чести людей; имущественные;

- преступления феодально-зависимых людей против панов.

В феодальной теории права и судебной практике XVI в. счи­талось, что лучшим средством для предупреждения преступле­ния является угроза и публичное применение жестоких наказа­ний с целью устрашения. При определении наказаний особенно ярко проявлялся классово-сословный характер феодального уголовного права. Например, если шляхтич ранил простого че­ловека, то приговаривался к штрафу, а если простой человек ранил шляхтича, то наказывался отсечением руки (р. 11. арт. 16, 39. 49). В государственных судах наиболее часто применялись следующие наказания:

  • имущественные; смертная казнь;

  • телесные;

выдача преступника потерпевшему;

тюремное заключение не более чем 1 год и 6 недель,

изгнание и объявление вне закона,

лишение чести;

покаяние;

- лишение должности.

Отмечая жестокость уголовных наказаний согласно уголов­ного права периода феодачизма на Беларуси, необходимо отме­тить, что в сравнении с правом других европейских стран того времени, оно было более гуманным. Идеи гуманизма нашли свое отражение в неприменении смертной казни к беременным женщинам, наступлении уголовной ответственности с 16 лет, в уголовной ответственности шляхтича за убийство простого че­ловека, в более высокой ответственности за преступление про­тив женщины, сравнительно небольших сроках тюремного за­ключения.