 
        
        - •Лебедев н. В., Изд-во «Пищевая промышленность» 1967
- •Глава I
- •, У ряпушки озера Виннипег (Hewson, 1959), у наваги (Пробатов, 1936), у сардины (Оватори Фурия, 1953).
- •Глава V
- •Сравнение роста и развития мальков карпа (по у Си-цзаю)
- •Стадии половой зрелости крупные икринки, закончившие трофоплазматн- ческий рост, очень мало поглощали метионина s35.
- •Состав скоплений и стаек воблы в ильмене Гранушном и ерике Мокром в июне — июле 1956 г. И 18 июня 1959 г.
- •На 22 июля с двухчасовыми перерывами между уловами. По данным в. С. Тапасийчук (1941), в темное время суток молодь скатывается интенсивнее, чем днем.
- •Симпатрическом видообразовании. Надо заметить, что ори акклиматиза
- •О н. В. Лебедев
- •90 100 110См визуальных наблюдениях нельзя получить вариационный ряд размеров рыб в стайке, а следовательно, и нельзя иметь статисти
- •16 Июля 1959 г. В отличие от рис. 57 здесь имеется «пик» питания (в 17 ч) и резкий подъем питания от 4 до 7 ч. Эти аномалии легко объясни-
- •Элементарные популяции и изучение процесса роста рыб в природных условиях
- •Элементарные популяции рыб и возможность длительного наблюдения за одними и теми же группировками рыб в море
- •Q н. В. Лебедев
- •Мечение рыб на основе элементарных популяций
- •Общие замечания
- •Промысловая разведка рыб в свете теории элементарных популяций
- •Теория элементарных популяций рыб и задача повышения эффективности рыбхозов
- •Характеристика молоди леща, вывезенной в прорезях из рыбхоза „Ладейный" в авандельту Волги
- •Недели перед нерестом оптимальные условия питания производителей рыб в прудовом рыбоводстве, можно значительно повысить качество икры, а следовательно, и потомства.
- •Многие виды рыб живут и передвигаются элементарными популяциями.
- •Бюллетень Всекаснийской научной рыбохозяйственной экспедиции № 5—6 Баку. 1932, с. 122—124.
- •Популяций рыб
Элементарные популяции рыб и возможность длительного наблюдения за одними и теми же группировками рыб в море
Метод различения элементарных популяций позволяет осуществить длительное наблюдение за группировками рыб не только в период нагула, но и во время миграции. Впервые это было доказано А. К. Токаревым, которому удалось проследить за передвижением одной и той же элементарной популяции хамсы в период миграции на зимовку из Азовского моря в Черное.
В середине сентября 1947 г. в специальном рейсе на исследовательском судне «Академик Зернов» мы совместно с А, К. Токаревым начали наблюдения за хамсой в южной части Азовского моря. Работы проводились к северу от мыса Зюк с 14 по 16 сентября (рис. 62). Здесь же в рейсе мы производили анализ пойманной хамсы и в зависимости от результатов анализа выбирали место последующих станций. В табл. 40 приводятся данные о составе хамсьг в группировке и на соседних с ней станциях.
Руководствуясь приведенными признаками, а также характером вариационных кривых (рис. 63), мы обнаружили, что на станциях 14, 15, 16 и К хамса была однородной по всем исследованным признакам и хорошо отлн-
 
 
чалась от хамсы, пойманной на других станциях рассматриваемого района. Поэтому мы считаем, что она относится к одной и той же группировке.
С западной и южной сторон границы группировки наметились довольно точно, а с севера и с востока из-за отсутствия времени нам не удалось сделать дополнительных стаиций, поэтому границы группировки проведены условно.
	 
Длина, мм Длина, мм
Рис. 63. Размерный состав рыб в группировках азовской хамсы 1947 г. Римскими циф- р?ми обозначены наблюдения.
Если мы сравним по этим признакам соседние станции, между которыми проведены границы, то увидим, что состав хамсы на соседних с нашей группировкой станциях иногда очень резко отличается, особенно по характеру вариационных рядов. При сравнении вариационных рядов линейных размеров рыб они давали реальное различие (М<шг>3).
165
Дальнейшие наблюдения за выявленной группировкой проводились А. К. Токаревым. 3 октября эта же группировка обнаружена в центральной части Азовского моря, в северо-восточном направлении от того места, где
Q н. В. Лебедев
она была найдена впервые. Здесь ее южные границы удалось установить достаточно точно; оконтурить же полностью не удалось в связи с недостатком времени. Отмеченная вторично группировка отличалась по своему составу от хамсы станций за пределами границ группировки (табл. 41, рис. 64).
	 
Таблица 41
Показатели хамсы, пойманной на соседних станциях, отличаются от показателей хамсы, составляющей группировку, что особенно заметно по средним размерам рыб, а также ио вариационным кривым линейных размеров.
Сравнивая данные табл. 40 и 41 по группировкам, мы видим, что имеется несомненное сходство показателей хамсы в группировке первого и второго наблюдений.
Через несколько дней наблюдения были продолжены. Однако на прежнем месте «нашей» группировки не оказалось. Она не была обнаружена также и в районе Керченского пролива, и только 7 октября А. К. Токарев нашел ее в западном районе моря, где она отмечена на пяти станциях (рис. 64, табл. 42).
К сожалению, четвертое наблюдение произведено после длительного перерыва, вызванного ремонтом судна. Для продолжения наблюдения после третьего рейса была использована авиаразведка. На основании анализа карт распределения хамсы, составленных по данным авиаразведки, А. К. Токарев предположил, что «наша» группировка вышла из Азовского моря в период 11—12 октября и 15—16 октября в районе Железный рог — Панагия. Были исследованы уловы аламанов. Как показал анализ этих уловов, облавливалось скопление хамсы, относящееся к наблюдаемой группировке.
 
По средним размерам, массе и упитанности, а также и по характеру вариационного ряда хамса наблюдаемой группировки четко отличалась от соседних и каждый раз легко обнаруживалась. Признаки ее изменялись вполне закономерно. Если первоначально средние размеры хамсы в группировке колебались в пределах 80,3—80,8 мм, то в конце наблюдения — в пределах 80,9—81,7 мм, т. е. хамса несколько увеличилась в размерах. Если при
 
первом наблюдении средняя масса хамсы во всех пробах была равна 5,4 г, а коэффициент упитанности по Фультону колебался от 1,03 до 1,05, то к концу наблюдения средняя масса и упитанность рыб несколько снизились за счет потери энергетических запасов во время миграции.
В период нагула рыбы не совершают далеких перемещений, и длительное наблюдение за ними может быть осуществлено гораздо проще. Эти наблюдения уже были описаны выше, когда мы говорили о различении элементарных популяций. Важно подчеркнуть, что ни в одном случае мы не потеряли те группировки, за которыми устанавливалось наблюдение. Мы не теряли их и тогда, когда по условиям работ прерывали наши наблюдения на 2—3 недели. Во всех случаях продолжительность отдельных наблюдений
определялась только возможными сроками наших полевых исследований, а не исчезновением или потерей группировки. Мы уверены в том, что при наличии времени и соответствующих средств можно проводить наблюдение за одними и теми же группами рыб по крайней мере в течение года, а может быть и больше. Если бы представилась такая возможность, то годовой жизненный иикл рыбы был бы изучен с гораздо большими деталями, чем нам известно до сих пор. При наличии современных технических средств, таких, как эхолот, самолет, подводное телевидение, подводное фотографирование и пр., возможность длительного наблюдения за одними и теми же группировками рыб значительно упрощается, особенно для пелагических рыб.
Длительные наблюдения за одними и теми же рыбами как в период нагула, так и в период миграции чрезвычайно важны как для решения практических задач рыбного хозяйства, так и для познания биологии рыб. Такие наблюдения дают возможность прежде всего изучать различные процессы жизнедеятельности. Современная ихтиология уже не может далее обходиться без изучения роста, питания, полового созревания в природных условиях, Особенно важно наблюдение за одними и теми же рыбами в предмиграцион- чый период, в момент возникновения миграции и в продолжении самой миграции. Можно точно установить, например, те факторы, которые непосредственно вызывают миграцию рыб, и проследить истинные пути, по которым перемещалась рыба, как это сделал отчасти А. К. Токарев.
