Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Поттер Гарри выгорание госслужащих и совладание...doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
617.47 Кб
Скачать

1.2. Профессиональный стресс и синдром «эмоционального выгорания»

Производственный, или профессиональный, стресс представляет собой многомерный феномен, выражающийся в физиологических и психологических реакциях на сложную рабочую ситуацию. Развитие стресс-реакций возможно даже в наиболее прогрессивных и хорошо управляемых организациях, так как может быть обусловлено не только структурно-организационными особенностями, но и характером самой работы, личностными особенностями сотрудников, а также характером их межличностных взаимодействий.

В психологии и физиологии труда выявлено и изучено большое количество «производственных» стресс-факторов. Среди них выделяют физические факторы (вибрация, шум, загрязненная атмосфера), физиологические (сменный график, отсутствие режима питания) и социально-психологические (конфликт ролей и ролевая неопределенность, перегрузка или недогрузка работников, неотлаженность информационных потоков, межличностные конфликты, высокая ответственность, дефицит времени), структурно-организационные факторы («организационный стресс»). Актуальность изучения производственных стрессов и технологий их преодоления обусловлена особой значимостью вопросов управления фирмой и ее человеческими ресурсами в кризисные периоды, в периоды реструктуризации или инновационных преобразований [34].

«Производственный стресс» является полифакторным феноменом, оказывающим влияние на финансовую и социально-психологическую стабильность фирмы и состояние ее «человеческих ресурсов». Восприятие производственных факторов как стрессоров определяется не столько объективно существующими условиями, сколько индивидуально-психологическими особенностями работников и мотивацией деятельности, иначе любая работа в сложных или экстремальных условиях стала бы в принципе невозможной. В связи с этим забота об уровне «производственного стресса» и профилактике психического «выгорания» персонала становится одной из принципиально важных задач современного менеджмента [14].

Синдром психического выгорания рассматривается многими авторами как следствие производственных стрессов, как процесс дезадаптации к рабочему месту или профессиональным обязанностям. При этом основными предрасполагающими факторами выгорания являются продолжительность и чрезмерная рабочая нагрузка в ситуациях напряженных межличностных отношений. В связи с этим большинство авторов склоняются к мнению, что синдром выгорания наиболее характерен для представителей коммуникативных профессий — профессий системы «человек — человек»: врачей, медицинского персонала, учителей, консультирующих психологов, психиатров, психотерапевтов, представителей различных сервисных профессий, а также всех категорий руководителей-менеджеров. В контексте профессиональной деятельности негативные последствия межличностных рабочих коммуникаций обозначаются понятием «профессиональное выгорание».

В результате «сгорания» человек теряет психическую энергию, у него развиваются психосоматическая усталость (изнурение), эмоциональное истощение («исчерпание ресурсов»), появляются немотивированное беспокойство, тревога, раздражительность, вегетативные расстройства, снижается самооценка, утрачивается осознание смысла собственной профессиональной деятельности [8].

Многие исследователи предпринимают попытки обнаружить связь между производственными стресс-факторами и симптомами выгорания. Обобщение производственных переменных, по данным Б. Перлмана и Е. Хартмана, значимо связанных с выгоранием, представлено в табл. 1.1.

Понятие «выгорание» обычно используют для обозначения переживания человеком состояния физического, эмоционального и психического истощения, вызванного длительной включенностью в эмоционально напряженные и значимые ситуации. Синдром «выгорания» берет свое начало в хроническом повседневном напряжении или эмоциональном переутомлении, переживаемом человеком в личностно значимых ситуациях общения с другими людьми [33].

Таблица 1.1

Переменные, значимо связанные с выгоранием

Характеристики

организации

Организационные

аспекты

Ролевые

характеристики

Персональные

характеристики

Результат

Загруженность

Формализация

Текучесть кадров

Число

работников

Руководство

Коммуникации

Поддержка

сотрудников

Правила и процедуры

Инновации

Административная поддержка

Автономность

Включенность

в работу

Подчиненность

Рабочий прессинг

Обратная связь

Достижения

Значимость

Поддержка семьи / друзей

Пол

Возраст

Стаж

«Сила Я»

Удовлетворенность

Уход с работы

Впервые термин burnout («выгорание») был введен американским психиатром Х. Френденбергером в 1974 г. для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами (пациентами) в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи.

Сравнительный анализ выгорания в различных профессиях затруднен тем, что авторы используют различный инструментарий для оценки психического выгорания. К тому же сопоставление данных зарубежных авторов осложняется различиями в социокультурных (ментальных) особенностях респондентов.

С целью получения сопоставимых данных, позволяющих сравнивать профессиональные группы российских специалистов, было проведено исследование выгорания с помощью единого инструментария — опросника ПВ [7]. Исследование позволило установить, что практически во всех группах специалистов «коммуникативных» профессий имеется достаточно большое количество лиц с высоким и средним уровнем выгорания. Содержание труда всех обследованных профессиональных групп системы «человек-человек» отличает [31]:

  • высокая насыщенность рабочего дня общением;

  • большое количество разных по содержанию и эмоциональной напряженности контактов;

  • высокая ответственность за результат общения;

  • определенная зависимость от партнеров общения: необходимость понимания их индивидуальных особенностей, частые притязания на неформальные отношения при решении их проблем;

  • конфликтные или напряженные ситуации общения, обусловленные недоверием, несогласием и проявляющиеся в различных формах отказа от дальнейшего взаимодействия (общения).

Занимаясь изучением профессиональной дезадаптации учителей, Л. С. Шафранова сформулировала характеристики учительского труда, с помощью которых можно описать специфику деятельности всех профессий, способствующих выгоранию занятых в них людей. Среди них:

  1. постоянно присущее рабочим ситуациям ощущение новизны;

  2. специфика трудового процесса, определяемая не столько характером «предмета» труда, сколько особенностями и свойствами самого «производителя»;

  3. необходимость постоянного саморазвития: так как иначе «возникает ощущение насилия над психикой, приводящее к подавленности и раздражительности»;

  4. постоянное включение в деятельность волевых процессов.

Говоря об эмоциональной насыщенности межличностных контактов, характерной для обсуждаемых профессий, отмечается, что она может не быть постоянно очень высокой, но носит хронический характер, что в соответствии с концепцией «хронических житейских стрессов» P. Лазаруса является особенно патогенным.

В результате проведенного контент-анализа описанных в литературе симптомов выгорания Б.Перлман и Е.Хартман предложили следующее определение выгорания:

Выгорание — это ответ на хронический эмоциональный стресс, включающий три компонента: эмоциональное и/или физическое истощение; снижение рабочей продуктивности; деперсонализацию, или дегуманизацию, межличностных отношений.

Среди наиболее характерных последствий «выгорания» авторы называют: деформацию Я-концепции (повышение негативизма по отношению к «Я»), гневливость, циничность, подозрительность, депрессию, сверхдоверчивость, ригидность и различные формы дезадаптации, которые непосредственно относятся к психо-социальному здоровью личности [45].

К. Р. Маслач, одна из ведущих специалистов по изучению синдрома выгорания, выделила его разрушительные симптомы: чувство эмоционального истощения и изнеможения, агрессивные и упаднические чувства, развитие негативных отношений к клиентам — дегуманизация и деперсонализация, негативное самовосприятие в профессиональном плане — недостаток чувства профессионального мастерства и профессиональной уверенности.

Е. Махер на основе обобщения данных, описанных многими авторами, составил перечень симптомов выгорания: усталость, утомление, истощение; психосоматические недомогания; бессонница; негативное отношение к клиентам; скудность репертуара рабочих действий; злоупотребление химическими агентами: табаком, кофе, алкоголем, наркотиками; отсутствие аппетита или, наоборот, переедание; негативная «Я-концепция»; агрессивные чувства (раздражительность, напряженность, тревожность, беспокойство, взволнованность до перевозбуждения, гнев и др.); упадническое настроение и связанные с ним эмоции — цинизм, пессимизм, апатия, депрессия, чувство бессмысленности и безнадежности; переживание чувства вины и зависимости.

К. Кондо кратко определяет burnout как дезадаптированность к рабочему месту из-за чрезмерной нагрузки и неадекватных межличностных отношений. По его данным, «сгоранию» больше подвержены те, кто работает страстно, с особым интересом и высокой мотивацией. Люди, в течение долгого времени помогающие другим, начинают чувствовать разочарование, если не удается достичь того эффекта, которого они ожидали.

К. Маслач выделила следующие ключевые признаки наличия или отсутствия синдрома «эмоционального сгорания»:

  • индивидуальный предел самосохранности — «потолок» возможностей нашего эмоционального «Я» противостоять истощению, противодействовать «сгоранию»;

  • внутренний психологический опыт, включающий позитивные чувства, конструктивные установки, мотивы, ожидания;

  • негативный индивидуальный опыт, в котором сконцентрированы проблемы, дистресс, дискомфорт, дисфункции и/или их негативные последствия.

После того как феномен выгорания стал общепризнанным, закономерно возник вопрос о факторах его «риска» — потенциальных «виновниках» развития выгорания. По данным ряда авторов [47], можно выделить три группы переменных, оказывающих определенное влияние на развитие синдрома «выгорания» в профессиях типа «человек — человек»: личностные, статусно-ролевые и корпоративные (профессионально - организационные).

К личностным факторам риска выгорания относятся:

  • склонность к интроверсии (низкая социальная активность и адаптированность, социальная несмелость, направленность интересов на внутренний мир и др.);

  • реактивность (динамическая характеристика темперамента, проявляющаяся в силе и скорости эмоционального реагирования);

  • низкая или чрезмерно высокая эмпатия (способность постигать эмоциональное состояние других людей, понимать мир их душевных переживаний, сочувствовать и т. п.);

  • жесткость и авторитарность по отношению к другим; низкий уровень самоуважения и самооценки.

В ряде исследований обнаружено, что выгоранию в большей степени подвержены «трудоголики» — те, кто полностью поглощен работой, постоянно трудится без отдыха, ежедневно работает с полной самоотдачей и ответственностью, с установкой на карьеру, тешит тщеславие в ущерб другим личным интересам и потребностям, чья жизнь заполнена только работой до самозабвения. Наиболее уязвимы те, кто реагирует на стресс по типу А: агрессивно, эмоционально - несдержанно, неконструктивно использует конфликтные ситуации, стремится всегда быть первым (лидером), нетерпим к любым препятствиям на пути достижения поставленных целей.

Статусно-ролевые факторы риска выгорания включают:

  • ролевой конфликт и ролевую неопределенность;

  • неудовлетворенность профессиональным и личностным ростом;

  • низкий социальный статус;

  • ролевые поведенческие стереотипы, ограничивающие творческую активность;

  • отверженность в значимой (референтной) группе;

  • негативные полоролевые (гендерные) установки, ущемляющие права и свободу личности.

К сожалению, многие данные, полученные по вышеперечисленным параметрам, не всегда согласуются друг с другом, что связано, во-первых, с тем, что они получены с помощью различного инструментария измерения синдрома выгорания, а во-вторых, применительно к разным видам профессий.

Согласно авторам теста MBI, синдром психического выгорания представляет собой трехмерный конструкт, включающий в себя: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редуцирование личных достижений. Каждому фактору соответствует одноименная субшкала.

Эмоциональное истощение рассматривается как основная составляющая «профессионального выгорания» и проявляется в переживаниях сниженного эмоционального тонуса, утрате интереса к окружающему, равнодушии или эмоциональном перенасыщении, в появлении агрессивных реакций, вспышках гнева, появлении симптомов депрессии.

Вторая составляющая — деперсонализация — проявляется в деформации (обезличивании) отношений с другими людьми. В одних случаях это может 6ыть повышение зависимости от других. В других случаях — повышение негативизма, циничности установок и чувств по отношению к реципиентам: пациентам, клиентам, подчиненным, ученикам и др.

Третий компонент выгорания — персональные достижения (редуцирование личных достижений). Проявляется в тенденции к негативному оцениванию себя, редукции значимости собственных достижений и успехов, в ограничении своих возможностей, негативизме относительно служебных обязанностей, в снижении самооценки и профессиональной мотивации, в редуцировании собственного достоинства, в снятии с себя ответственности, в отстранении от обязанностей по отношению к другим и своему делу.

Высокие баллы по шкалам эмоционального истощения и деперсонализации соответствуют высокой степени выгорания, а по шкале «личные достижения» ей соответствует низкий балл, т. е. осознание человеком важности своего труда и адекватность самооценки препятствуют выгоранию [7].

Говоря о шкале личных достижений, нельзя не учитывать особенности процесса становления человека в профессии. Начальный период профессиональной адаптации неизбежно связан с осознанием молодым специалистом неадекватности своих знаний и умений требованиям практической деятельности и естественно обусловливает определенное повышение напряженности относительно собственных успехов или достижений. Невнимание к этому явлению приводит к ошибочной интерпретации у начинающих специалистов низких баллов по шкале «персональные достижения» как симптомов выгорания. Между тем выгорание подразумевает не реально низкий уровень профессиональных достижений, а сниженную самооценку значимости действительно достигнутых результатов уже сформировавшимся специалистом и вторичное снижение продуктивности из-за изменения отношения к работе.

Таким образом, в настоящее время нет единого взгляда на структуру синдрома выгорания, но, несмотря на различие в подходах к его измерению, можно заключить, что синдром выгорания представляет собой личностную деформацию вследствие эмоционально затрудненных или напряженных отношений в системе «человек — человек». Последствия выгорания могут проявляться как в психосоматических нарушениях, так и в сугубо психологических (когнитивных, эмоциональных, мотивационно-установочных) изменениях личности.

Многочисленность исследований, посвященных проблеме выгорания, объясняется несколькими причинами. Во-первых, выгорание, как уже было отмечено, представляет собой вариант многофакторного производственного стресса, что позволяет изучать его как системную реакцию в целом. Во-вторых, последствия профессионального «выгорания» оказывают существенное влияние на личную, внеслужебную жизнь «выгоревших». В-третьих, ввиду социальной значимости подверженных ему профессий «выгорание» оказывается взаимосвязанным с социальными проблемами, затрагивая вопросы социальных норм, ценностей и морали.

Обобщив представленные выше эмпирические исследования разных авторов, можно выделить три группы факторов риска синдрома выгорания: личностные, ситуативные и профессиональные требования (табл. 1.2).

Таблица 1.2