- •I. Актуальность исследования
- •1.1 Объект исследования
- •1.2 Предмет исследования
- •1.4 Методы исследования
- •1.5 Структура работы
- •Глава 1 взаимодействие понятий «национальный характер» и «стереотип»
- •Глава 2 классификация стереотипов и социокультурное взаимодействие
- •2.1 Автостереотипы и гетеростереотипы
- •2.1.1 Русское пьянство
- •2.1.2 Русская лень
- •2.1.3 Улыбка
- •2.1.4 Непунктуальность и необязательность
- •2.1.5 Нечистоплотность
- •2.2 Поверхностные и глубинные стереотипы
- •Глава 3 гендерный аспект стереотипов.Русская женщина
- •Глава 4 стереотипы в художественном тексте. Особенности употребления и восприятия
2.2 Поверхностные и глубинные стереотипы
Исследователи выделяют ещё две категории стереотипов: поверхностные и глубинные [1, c.17].
Поверхностные стереотипы – это те представления о том или ином народе, которые обусловлены исторической, международной, внутриполитической ситуацией или другими временными факторами. Эти стереотипы меняются в зависимости от ситуации в мире и обществе. Продолжительность их бытования зависит от общей стабильности общества. Это, как правило, образы-представления, связанные с конкретными историческими реалиями. Поверхностные стереотипы представляют несомненный интерес прежде всего для историков, а также всех, кто интересуется социально-политическими процессами, происходящими в обществе.
В послевоенный период мировой истории, 1945–1991 годы, Россия предстала в новом качестве. До Второй мировой войны СССР был одной из десятка «великих держав». После – в мире противостояли друг другу только две сверхдержавы: США и СССР.
В годы Второй мировой войны СССР был для США и Британии ценным союзником. Но грянула «холодная война», и появились новые черные мифы о России, а также новые стереотипы о русском народе.
В формировании стереотипов особенно велика роль американского кинематографа. С 1930-х годов Голливуд отличается зрелищностью, спецэффектами и примитивизацией сценических характеров. Это позволяет максимально распространять свои идеи и широко охватить аудиторию, доносить свои представления до всего населения.
Образ России в кинематографе США с 1950-х годов активно демонизировался, а в 1960-е годы миф о России как тюрьме народов приобрел новые, мировые масштабы: «сработал» Карибский кризис 1963 года. Образ врага в лице России культивировался на Западе во времена «холодной войны» и провоцировал страх. Много их, этих русских… Непонятные… Страшные… В любую секунду могут напасть… Подобное восприятие врага означает признание его силы и могущества.
На помощь политическому мифу приходят бытовые мифы – они позволяют представить врага не только опасным и жестоким, но и нелепым и смешным. Враг страшен – но вместе с тем и отвратителен, да еще и смешон. Смешное не так сильно пугает.В 1960–1970-е годы вырабатывались два стереотипных образа: тупого, неправдоподобно огромного Ивана, увешанного оружием, и вставшего на дыбы, оскаленного медведя, тоже с карабином за плечами и со всевозможными топориками-ножами и пистолетами за поясом.
В отличие от поверхностных глубинные стереотипы неизменны. Среди глубинных стереотипов в особую группу выделяются внешние, связанные с атрибутами жизни и быта народа, в русском языке их часто именуют словом “клюква”. Несмотря на постоянные перемены в быте народов, подобные стереотипы меняются очень незначительно. Меха, самовары, огромные шали, матрешки считаются неотъемлемой частью русской жизни вот уже несколько веков. Некоторые из этих атрибутов действительно сохраняются до сих пор. Некоторые атрибуты русской жизни ушли в небытие естественным путем, однако культивируются в нашей стране или из коммерческих соображений, так как хорошо покупаются иностранцами, или чисто обрядово.
Глубинные стереотипы не меняются в течение времени. Глубинные стереотипы обладают удивительной устойчивостью, и именно они представляют наибольший интерес для исследователя особенностей национального характера: сами стереотипы дают материал для изучения того народа, который является объектом стереотипизации, а оценки характеризуют особенности той группы, в которой они распространены.
