Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
23 декабря. психофизиология.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
316.71 Кб
Скачать

31. Общий адаптационный синдром. Посттравматический синдром. Синдром хронической усталости. «Эмоциональное выгорание».

Определение общего адаптационного синдрома Общий адаптационный синдром - совокупность неспецифических защитных приспособительных реакций, возникающих на фоне действия стрессорных раздражителей, характеризуется фазными изменениями гормонального баланса, соответствующими метаболическими и функциональными сдвигами, направленными на адаптацию организма к действию раздражителя. Стрессорные раздражители вызывают напряжение функциональных систем, направленных на поддержание гомеостаза. Стрессорные раздражители подразделяются на: - эмоциогенные факторы внешней среды (положительные и отрицательные); - физические раздражители (чрезмерная физическая нагрузка или ее отсутствие - иммобилизационный стресс); - биологические раздражители (вирусы, бактерии).

Характер действия стресса По характеру действия: - чрезвычайно сильные раздражители для данного организма; - несильные, но необычные для организма средний и малой силы воздействия. Основоположником учения об общем адаптационном синдроме является канадский ученый Ганс Селье (1907-1982 гг.). Впервые основы концепции стресса были заложены в 1936 г. В статье "Синдром ответа и повреждения". Несмотря на характер стрессорного воздействия организм всегда отвечает классической триадой: атрофией тимуса и лимфоидной ткани, гипертрофией, гиперплазий коры надпочечников (пучковой зоны), множественными кровоизлияниями и изъязвлениями в слизистой желудочно-кишечного тракта. В развитии реакций адаптации на повреждения важная роль отводится соматотропному гормону и глюкокортикоидам.

Синдром эмоционального выгорания

Давайте для начала разберемся, что же такое выгорание и кого оно посещает. Словом «выгорание» (по-английски burnout) на настоящий момент в медицине обозначаются состояния, возникающие у человека, когда он на протяжении длительного промежутка времени отдает слишком много энергии, не восполняя истощенные запасы ресурсов. Современные исследователи подчеркивают, что эмоциональное выгорание может быть причиной развития синдрома хронической усталости.

Проявления синдрома эмоционального выгорания

Ученые выделяют три основных группы проявлений этого состояния:

Эмоциональное истощение (под которым имеется в виду чувство эмоциональной опустошенности, усталости, вызванное выполнением профессиональных обязанностей).

Деперсонализация (ощущение отстраненности, холодности, раздражении по отношению к объектам своей деятельности — пациентам, клиентам, ученикам и т.д.). Очевидно, что рано или поздно такое отношение может привести к конфликтам.

Редукция профессиональных достижений (ощущение собственной некомпетентности в профессиональной сфере, занижение своих профессиональных успехов).

Началу процесса выгорания обычно предшествует слишком высокая активность. Это логично, так как тот, кто выгорает, однажды должен быть подвержен процессу горения (вспомните поговорку «сгорел на работе»). Однако важно, что далеко не каждый человек, который много работает и с увлечением отдается какому-то делу, неминуемо «сгорит на работе». Проблема начинается тогда, когда ресурсов для восстановления утраченных сил, «подзарядки» становится недостаточно. То есть выгорание начинается тогда, когда предъявляемые к человеку требования становятся для него чрезмерными и приобретают форму хронического стресса.

Очевидно, что есть профессии, более подверженные выгоранию: учителя, врачи, менеджеры. То есть это те профессии, в которых люди отдают большое количество энергии и сил для выполнения своих профессиональных обязанностей, чья работа напрямую связана с общением с людьми. Принято считать, что процесс выгорания является результатом взаимодействия нескольких групп факторов. Рассмотрим эти факторы и возможность психологической работы над ними.

Первая группа факторов — это внешние, организационные факторы, к которым относятся условия работы, социальные и психологические особенности деятельности — здесь и высокая ответственность, и нечеткое планирование деятельности и рабочего времени, работа в режиме «аврал», некомфортное рабочее место, неблагополучная атмосфера в коллективе, отсутствие возможности профессионального и карьерного роста, и тому подобные факторы, вызывающие у человека хроническое психоэмоциональное напряжение. Можно ли воздействовать на эти внешние факторы? Среди них есть такие, которые не зависят от человека и с которыми приходится просто мириться, а есть и такие, на которые можно и нужно влиять.

32. Межполушарная асимметрия и стресс. Межполушарная асимметрия (др.-греч. α- — «без» и συμμετρια — «соразмерность») — одна из фундаментальных закономерностей организации мозга не толькочеловека, но и животных[1][2]. Проявляется не только в морфологии мозга, но и в межполушарной асимметрии психических процессов.

В рамках проводимых исследований основное внимание уделяется вопросам связи межполушарной асимметрии с психическими познавательными процессами и влиянию поражений отдельных структур и областей мозга на протекание этих процессов.

С функциями левого и правого полушария у человека связаны два типа мышления — абстрактно-логическое и пространственно-образное соответственно. Эти типы мышления имеют ряд синонимов. По В. Ротенбергу:

Вербальное и невербальное (поскольку абстрактно-логическое мышление левого полушария в отличие от образного мышления правого полушария базируется на способности к продуцированию речи);

Аналитическое и синтетическое (поскольку с помощью логического мышления в левом полушарии осуществляется анализ предметов и явлений, тогда как образное мышление в правом полушарии обеспечивает цельность восприятия);

Дискретное и симультанное (поскольку с помощью логического мышления левое полушарие осуществляет ряд последовательных операций, тогда как с помощью образного мышления правое полушарие приобретает способность к одномоментному восприятию и оценке объекта).

Было показано, что правое полушарие, создающее специфический пространственно-образный контекст, имеет решающее значение для творчества. Так, при органическом поражении (например, при физическом повреждении) левого полушария мозга у художников и музыкантов практически не страдают их артистические способности, а иногда даже повышается уровень эстетической выразительности творчества, но поражения правого полушария способны привести к полной утрате способности к творчеству[3].

Вместе с этим всё ещё не выясненными остаются вопросы соотношения ведущей руки и ведущего речевого полушария, связи межполушарной асимметрии с эмоциональной сферой и такими психическими познавательными процессами, как память и воображение.

33. Отрицательные последствия стресса для организма. Негативные последствия стресса для организма человека

Учащение сердцебиения, повышение иммунитета и свертываемости крови, ускорение заживления ран, обострение внимания, зрения и слуха – все это является результатом резкого изменения работы различных органов вследствие выделения адреналина и других гормонов в кровь при стрессовой ситуации. Организм настроен на борьбу и в силах преодолеть опасность. Неотреагированный стресс может спровоцировать обострение заболеваний, таких как сердечно - сосудистые и эндокринные, заболевания желудка и нервной системы.

34. Психофизиологическая диагностика и профилактика стрессовых расстройств.

35. Проблема определения интеллекта в психофизиологии. В физиологии интеллект рассматривают как биологическое образование, при этом предполагается, что индивидуальные различия в показателях интеллектуального развития объясняются действием ряда физиологических факторов, во-первых, и эти различия в значительной степени обусловлены генотипом, во-вторых.

Другая проблема оценки интеллекта связана с тем, является ли интеллект единым параметром? В начале 20 века С. Спирмен (1904) ввел понятие генерального интеллекта как единого основания самых разных способностей человека. Кроме этого общего показателя есть еще специфические способности, определяющие эффективность человека в конкретной деятельности. Близкая позиция разделялась и Дж. Кэттеллом (1890). Согласно его представлениям, человек имеет два вида интеллекта – потенциальный, или текучий, икристаллический. Потенциальный интеллект представлен врожденной способностью менять стратегию взаимодействия во внешней среде. Он составляет основу способности мыслить, из которой в дальнейшем через успешное или неуспешное решение реальных жизненных задач формируется кристаллический интеллект как совокупность конкретных знаний и навыков. Если кристаллический интеллект можно оценить, то о потенциальном интеллекте можно только строить предположения.

Г. Айзенк выделяет три разновидности интеллекта: биологический, психометрический и социальный.

Биологический интеллект представляет генетически детерминированную биологическую базу когнитивного функционирования и всех его индивидуальных различий. Биологический интеллект, возникая на основе нейрофизиологических и биохимических факторов, непосредственно связан с деятельностью коры больших полушарий.

Психометрический интеллект измеряется тестами интеллекта и зависит как от биологического интеллекта, так и от социокультурных факторов.

Социальный интеллект представляет собой интеллектуальные способности, проявляющиеся в повседневной жизни. Он зависит от психометрического интеллекта, а также от личностных особенностей, обучения, социо-экономического статуса. Иногда биологический интеллект обозначают как интеллект А, социальный – как интеллект Б. Очевидно, что интеллект Б гораздо шире, чем интеллект А и включает его в себя.

 

Френсис Гальтон рассматривал интеллект как биологическое образование, которое нужно измерять с помощью физиологических индикаторов. Экспериментальное воплощение эти идеи нашли в целом ряде работ, в которых в качестве коррелята интеллекта и частично способа его измерения предлагалось рассматривать время выполнения простых заданий.

Наиболее простое решение проблемы связано с оценкой интеллекта по скорости переработки информации нервной системой. В этом случае адекватной оценкой его является скорость разнообразных реакций: продетых моторных, сенсомоторных или скорость проведения импульса.

В этом контексте была сформулирована гипотеза нейрональной эффективности, которая предполагает, что «биологически эффективные» индивиды обрабатывают информацию быстрее, поэтому они должны иметь более короткие временные параметры (латентности) компонентов ВП.

Согласно концепции А. и Д. Хендриксонов, индивиды, безошибочно обрабатывающие информацию, должны продуцировать высокоамплитудные и имеющие сложную форму ВП, т.е. с дополнительными пиками и колебаниями. Низкоамплитудные ВП упрощенной формы характерны для индивидов с низким показателями интеллекта. Эти предположения получили статистическое подтверждение при сопоставлении ВП и показателей интеллекта по тестам Векслера и Равена.

Взгляд на интеллект как на параметр, характеризующий скорость переработки информации в ЦНС, противоречит данным о том, что коэффициенты наследуемости таких физиологических параметров, как ЭЭГ и ВП, всегда меньше, чем коэффициенты наследуемости свойств самого интеллекта (Дружинин, 1999).

Таким образом, вопрос о психофизиологических методах оценки интеллекта остается открытым.

Если интеллект – это способность человека использовать уже имеющиеся знания для решения различных жизненных задач, то креативность (способность к творчеству) – это способность преобразовывать знания, создавая нечто новое. Дж. Гилфорд (1967), наблюдая за тем, как его студенты решали творческую задачу, ввел понятиедивергентное и конвергентное мышление. Конвергентное связано с потребностью найти единственно правильное решение, тогда как дивергентное предлагает неординарные решения, поиск которых возможен в разных направлениях.

При оценке креативности исследователи идут двумя путями. Они либо исследуют особенности мышления и поведения людей, которые приобрели известность как креативные (например, лауреаты Нобелевской премии), либо в процессе решения задач ищут тех, кто делает это нетривиальным способом.