Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Пособие по истории региона.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
952.32 Кб
Скачать

Тема 1. Восточная Пруссия в средние века Лекция 1 Пруссия до завоевания Тевтонским орденом

"Средние века" как период европейской истории. – Что мы называем Восточной Пруссией. - Пруссы. - Духовно-рыцарские ордена в Средневековой Европе. –

Завоевание пруссов Тевтонским Орденом. - Тевтонский Орден и Восточная Европа в XIII – начале XVI вв.

Материалы к лекционному курсу

  1. "Средние века" как период европейской истории. - Что мы называем

Восточной Пруссией. - Пруссы.

Прежде чем говорить об истории Пруссии в Средние века, следует охарактеризовать содержание самого понятия "Средние века". В отечественной исторической науке это понятие означает период европейской истории от крушения рабовладельческого строя до утверждения буржуазных общественных отношений. В качестве главной черты этого периода в экономике и общественных отношениях рассматривается господство феодальных отношений. Хронологические границы этого периода достаточно приблизительны, так как смена общественного строя происходила не одномоментно, а в целом эволюционно, хотя и сопровождалась потрясениями революционного характера. Нижнюю границу этой эпохи в Европе можно приблизительно определить как VI – VII века, верхнюю границу – XVI-XVII века. Средние века, как особый период европейской истории, впервые были выделены итальянским историком, гуманистом Флавио Бьондо1. Бьондо выделял средние века как период истории между Античностью и Ренессансом.

Термин "феодализм" для обозначения периода европейской истории был введен в научное употребление французским историком XIX в. Франсуа Гизо1, давшим политическое и юридическое определение феодализма. Под феодализмом понимался период исторического развития Европы, характеризовавшийся условным владением земельной собственностью, системой феодальной иерархии, основанной на взаимоотношениях "сеньор – вассал", и территориальной политической раздробленностью. В марксистском понимании феодализм, прежде всего, способ производства материальных благ, основанный на полной собственности феодала на средства производства, главным образом, на землю и частичной – на феодально-зависимого работника.

В данном учебном пособии средние века рассматриваются как период европейской истории от гибели рабовладельческого Рима и образования "варварских" государств в Европе до XVI-XVII веков. Основными чертами этой эпохи являются:

  • господство феодального способа производства в хозяйственной жизни;

  • господство феодальной иерархии в системе социальных отношений как внутри правящего феодального сословия, так и в социальной структуре общества в целом;

  • политическая система, обеспечивавшая монополию на государственную власть светских и духовных феодалов;

  • господство католической церкви и религии в духовной и культурной жизни Европы до начала эпохи Возрождения.

Средневековый период истории Пруссии широко освещен письменными источниками, которые изучены историками. Однако прежде чем его рассматривать, следует кратко охарактеризовать и древнейший период истории этой земли, представленный результатами археологических исследований и первыми краткими письменными свидетельствами. Территория Юго-Восточной Прибалтики была заселена человеком еще в каменном веке. В период неолита (VI – приблизительно III-II тысячелетия до н.э.) в этой области обитали племена, которые ученые относят к археологической культуре гребенчатой керамики. Эти племена занимались охотой, рыболовством и собирательством. Установить их этническую и языковую принадлежность не представляется возможным. Существует точка зрения, что неолитические племена Юго-Восточной Прибалтики являлись древнейшим финно-угорским населением этой области. С начала второго тысячелетия до н.э., в XVIII в. до н.э., в Юго-Восточной Прибалтике распространяется археологическая культура каменных боевых топоров и шнуровой керамики, известная по поселениям и могильникам. Распространение этой культуры историки и археологи связывают с приходом в Прибалтику с юга летто-литовских или балтийских племен. К первому тысячелетию н.э. относится процесс складывания объединений, на основе которых позже сформировались прусские, литовские, латышские и эстонские племена. К этой эпохе относятся и первые письменные упоминания о прибалтийских племенах. Впервые обитателей Прибалтики упоминает в I в. н.э. римский историк Тáцит,1 называя их "эстии". Тацит писал о них: "Эстии почитают матерей-богинь, разводят хлебные злаки и собирают на морском побережье янтарь".2 В этот период среди прибалтийских племен уже широко распространены земледелие, обработка металлов, как бронзы, так и железа, различные ремесла. Такое же название, упоминая об обитателях Прибалтики, используют германские историки VI в. н.э. Кассиодор1 и Иордан,2 франкский историк IX в. Эйнхард3.

В IX в. в Европе по отношению к группе племен Южной Прибалтики начинает употребляться новый термин "пруссы" (лат. – pruzzi). В XI в. о пруссах достаточно подробно упоминает германский хронист Адам Бременский.4 Он дает им весьма лестную характеристику, отмечая, что пруссы, хотя и язычники, но добрые люди, всегда готовые придти на помощь жертвам кораблекрушений или пиратских набегов. В описании Адама Бременского пруссы – голубоглазые люди с густыми светлыми волосами, питающиеся преимущественно кониной и живущие среди болот.5

В начале II тысячелетия н.э. в Европе почти не осталось территорий, которые не были бы включены в состав тех или иных государств или свободны от даннической зависимости. Исключение составляли районы Крайнего Севера, низовья реки Везер в Германии, населенные свободными крестьянами-общинниками – штедингами, и территории Юго-Восточной Прибалтики, в частности, земли пруссов. Племена пруссов населяли территорию между реками Вислой и Неманом, соседями пруссов были славяне и литовцы. Как и ряд других народов Юго-Восточной Прибалтики по языку пруссы относились к балтийским или летто-литовским племенам. По культуре пруссы были наиболее близки литовским племенам, но никогда не входили в состав территориальных племенных и государственных образований литовцев. Пруссы, как и другие прибалтийские племена, не имели государственности и находились на стадии разложения родоплеменного строя, когда из массы общинников выделяется родоплеменная аристократия, устанавливающая власть над соплеменниками. Пруссы были хорошо знакомы с изготовлением и использованием железных орудий труда и оружия, имели развитые ремесла, занимались земледелием и торговлей, чему способствовало географическое положение Пруссии. Через земли пруссов проходили торговые пути, связывавшие Скандинавию, Русь, Литву, Западную Европу. Письменности пруссы, как и другие балтийские племена, не имели.

Пруссы были воинственным народом, с которым постоянно сталкивались Русь и Польша. Полоцким и галицко-волынским князьям периодически приходилось отражать набеги прусских племен. В период усобиц и ослабления княжеской власти в русских землях набеги пруссов и литовцев усиливались. Наиболее серьезным противником русских княжеств были ятвяги. Когда сильная княжеская власть объединяла западнорусские земли, угроза набегов ослабевала. Успешно боролся с пруссами князь Роман Мстиславич Волынский.1 В 1196 г. Роман Мстиславич ходил в поход на ятвягов "отмещеваться" за их набеги. Поход был удачным, "…когда Роман вошел в их землю, то они не могли стать против его силы и бежали в свои тверди, а Роман пожег их волость и, отомстившись, возвратился домой".2 После кончины Романа вновь начались междоусобицы, набеги пруссов и литовцев опять усилились, "…была беда от воевания литовского и ятвяжского".3 Во второй четверти XIII в. с укреплением власти князя Даниила Романовича Галицкого4 ситуация вновь изменилась в пользу Руси. Постоянным занятием пруссов были набеги на соседнюю Польшу, особенно усилившиеся в начале XIII в. Поляки не могли покончить с нападениями, так как страна переживала период феодальной раздробленности, распавшись на несколько фактически независимых владений. Отдельные походы польских князей на пруссов не приносили существенных результатов.

В русских и литовских землях пруссы пользовались репутацией первоклассных воинов. В конце XIII в. галицко-волынские князья по воле Золотой Орды участвовали в походах на Литву. Н.М. Карамзин в "Истории государства Российского", говоря об обороне литовцами в 1275 г. Гродно от монголо-татар и русских, отметил: "Гродненские пруссы в особенности бились мужественно и в нечаянном (неожиданном - Авт.) нападении пленили лучших бояр галицких".5 В Гродно, других литовских владениях и в русских землях пруссы оказались неслучайно. Одной только храбрости оказалось недостаточно, чтобы справится с новым врагом, появившимся в их землях, - крестоносцами. Те, кто не желал подчиниться или погибнуть, ушли с родной земли.

Можно отметить, что в истории России "прусский след" проявился в XVI в. В 20-е годы этого столетия создается "Сказание о князьях Владимирских" – литературно-публицистическое произведение, содержащее концепцию происхождения московской великокняжеской власти от римского императора Августа. Это произведение отражает стремление московской великокняжеской власти, объединившей раздробленную Северо-восточную Русь в единое государство, к укреплению своего политического авторитета. Согласно представлениям того времени, авторитет и значимость правящей династии обуславливались, среди прочего, древностью рода и происхождением от какого-либо выдающегося предка-правителя. Одним из этапов восхождения потомков Августа к московскому престолу, согласно "Сказанию", явились следующие события: после покорения Египта Август отправил своего родственника Пруса управлять далекими северными территориями, "на берега Вислы-реки в города Мальборк, и Торунь, и Хвоини, и преславный Гданьск, и во многие другие города по реке, называемой Неманом и впадающей в море".1 Четыре поколения спустя потомок Пруса – Рюрик – был призван новгородцами, которые "…умолили князя Рюрика…чтобы шел он к ним княжить. И князь Рюрик пришел в Новгород вместе с двумя братьями: один из них был именем Трувор, а второй – Синеус, а третий – племянник его Олег".2 Упоминание о прусском происхождении Рюриковичей в "Сказании о князьях Владимирских" можно рассматривать как свидетельство контактов, существовавших между пруссами и Русью.

В императорской России интерес к "прусской" версии происхождения монархической власти на Руси возрождается в середине XVIII столетия. М.В. Ломоносов в противовес выводам Миллера о скандинавском происхождении Рюрика сформулировал концепцию, согласно которой обладатели высшей государственной власти на Руси и в России имели прусское происхождение. Ломоносову "…никак не хотелось вывести Рюрика из Скандинавии, поэтому он, отовсюду собирая догадки, скомбинировал новую теорию: Рюрик был вызван из Пруссии, пруссы были славяне, Рюрик был варягорусс, значит, варягоруссы – славяне".1

О том, что пруссы – это славяне, упоминалось в нашем Отечестве и после Великой Отечественной войны, когда на территории бывшей Восточной Пруссии была образована Калининградская область. В первые послевоенные годы официальная пропаганда убеждала калининградцев в том, что они проживают не на немецкой, а на славянской земле, которая некогда была захвачена немцами. Например, в сентябре 1947 г. первый секретарь Калининградского обкома ВКП(б) Щербаков, председатель облисполкома Борисов и уполномоченный министерства заготовок Горохов докладывали Сталину о том, что калининградцы "…впервые проводили сельскохозяйственные работы на исконно славянских землях, возвращенных в результате разгрома фашистской Германии ее настоящим хозяевам".2 Впрочем, в те же годы из газеты "Калининградская правда" можно было узнать, что Калининградская область "образована на землях бывшей Восточной Пруссии, которая издавна была населена литовским племенем пруссов".3

В начале 90-х годов ХХ в. вопрос об исторической принадлежности территории, на которой проживали пруссы, давно решенный в исторической науке, вновь был подвергнут сомнению нашими соседями. В этот период в калининградских книжных магазинах появилась напечатанная в Литве историческая карта под названием "Литовская территория Пруссии", изображавшая провинцию Восточная Пруссия по состоянию на XVIII столетие (до разделов Речи Посполитой). Калининград на этой карте именовался "Каралявичюс". Подобные трактовки, в прочем, были и остаются не более чем внутренним делом другого государства.