Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
L5.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
51.2 Кб
Скачать

Восстановление Византийской империи

Однако Византия всё же была воссоздана правителями Никейской империи. Они разгромили союзную армию эпирских прави­телей и морейского князя. В 1261 г. почти без сопротивления отряды никейского императора Михаила VIII Палеолога заняли Константинополь. Латинская империя прекратила свое существование.

Восстановленная Византия была лишь подобием некогда огром­ной державы. В нее вошли западная часть Малой Азии, часть Фра­кии и Македонии, острова в Эгейском море и ряд крепостей на Пелопоннесе. Михаил VIII Палеолог (1259—1282) был опытным политиком. Еще накануне захвата Константинопо­ля он предоставил большие торговые льготы генуэзцам, рассчи­тывая на поддержку их флота против венецианцев и Карла Анжуйского. В 1274 г. он пошел на заключение унии с папством, чтобы расколоть враждебную коалицию, что ему и удалось сде­лать. Против болгар Михаил VIII стремился использовать орды монгольского хана Ногая. Казалось бы, внешнеполитическая уг­роза была устранена. Однако резко выросла внутренняя оппози­ция Михаилу VIII из-за непопулярности его униатской политики у греческого населения и его пособничества крупным феодалам в ущерб городам и основной массе сельских жителей.

Византийский город в 13-15 вв.

В 13-15 вв. большинство городов Византии испытывало упадок. Он был вызван засильем феодалов в экономике и управлении городов, слабостью самих торгово-ремесленных слоев, утратой городами их аграрной пери­ферии, демографическим спадом, произошедшим вследствие опус­тошения многих городов завоевателями и оттока из них населе­ния. Все глубже в систему товарообмена внедрялись генуэзские и венецианские купцы. Расширение ввоза более дешевых и качественных западноевропейских сукон и шелковых тканей подрывало ткацкое ремесло византийских городов.

Упадок городской жизни особенно рельефно проявился в Кон­стантинополе, где целые кварталы находились в запустении. Но и там экономическая жизнь полностью не заглохла, а временами даже оживлялась. Более благоприятным было положение крупных портовых городов, например Трапезунда. Купцы Трапезундской империи сотрудничали с итальянскими коммерсантами, перенимали у них более передовую коммерческую технику, становились их младшими торговыми партнерами.

Большинство средних и мелких городов Византии превращалось в центры местного обмена товарами с весь­ма ограниченным ремесленным производством. Некоторые из них оставались только церковно-административными центрами или резиденциями крупнейших феодалов.

Византия в кон. 13 — 1-ой пол. 14 в.

Широкая раз­дача земель, расширение налоговых иммунитетов, предоставляемых феодалам, и торговых привилегий — итальянским купцам, а также местным монастырям, оскудение крестьян и го­рожан резко сократили поступления в государственную казну. Об­ширные траты на армию и флот, на содержание двора и нужды дипломатии уже при Михаиле VIII быстро исчерпали наличные средства. В поисках выхода из создавшегося положения импера­торы увеличивали налоги, прибегали к систематическому сниже­нию золотого содержания монеты, что приводило к росту цен. Нарастала турецкая угроза.

К нач. 14 в. большая часть Малой Азии уже была в руках турок. Попытка отразить их с помощью наемного каталонского войска в 1303—1305 гг. закончилась провалом. В 1320—1328 гг. в Византии вспыхнула междоусобная война между императором Андроником II и его внуком Андрони­ком III, стремившимся захватить престол. В 20—30-е гг. 14 в. Византия вела изнурительные и бесплодные войны с Болгарией и Сербией, В 1341-1355 гг. Византия вошла в полосу гражданской войны и восстания зилотов.

После смер­ти Андроника III в 1341 г. власть в империи оказалась в руках регента его малолетнего сына Иоанна V — знатнейшего и богато­го землевладельца Фракии Иоанна Кантакузина. Оппозиционные ему силы сплотились в борьбе против Кантакузина вокруг матери Иоанна V — Анны Савойской. Пользуясь временным отсутствием Кантакузина в Константинополе, оппозиция взяла власть в сто­лице в свои руки. Имущество Кантакузина и его сторонников было разграблено или конфисковано, сам он был лишен должно­стей. Феодалы провинции в ответ провозгласили Кантакузина им­ператором. Однако ненависть народа к магнатам вылилась в ши­рокое народное движение против кантакузинистов. Крестьяне гро­мили поместья феодалов. Дома феодалов разрушали, их самих убивали или отправляли под конвоем в Константинополь. Движение набирало силу. Стихийно складывался союз городов с императорской вла­стью, поддержанный крестьянами и направленный против про­винциальной знати, сил децентрализации.

В 1342 г., после того как Кантакузину не удалось захватить Фессалонику, власть во вто­ром по значению городе империи перешла к зилотам (“ревните­лям”). Во главе зилотов стояла зажиточная городская торговая вер­хушка, чиновная администрация. Основную их военную силу составляли корпорация моряков и, возможно, ремесленники. На первом этапе движение не отличалось радикализмом и имело в основном лишь антикантакузинистскую направленность. В 1345 г. городская верхушка и часть оставшихся в городе феода­лов попытались достичь компромисса с Кантакузином и сдать ему город. Их заговор был раскрыт. Народ восстал и уничтожил более ста знатных заговорщиков. Три дня плебейские массы громили дома богачей.

Однако победа зилотов не привела ни к широким социальным реформам, ни к изменению формы правления. Вожди зилотов не пошли далее полумер, не выдвинули собственной программы, ориентируясь на константинопольское правительство. К 1347 г. перевес был уже на стороне Кантакузи­на, который использовал для борьбы с противниками турецкие, отряды, безжалостно опустошавшие византийские земли. В 1347 г. император Иоанн VI Кантакузин овладел Константинополем. Восстание зилотов было по­давлено. Городское население попало в еще большую, чем ранее, зависимость от феодалов. Страна была разорена.

Кантакузины и Палеологи делили ее на уделы, принадлежав­шие тем или иным представителям императорской фамилии. В 1348 — 1352 гг. Византия проиграла войну с генуэзцами. Черно­морская торговля и даже снабжение Константинополя хлебом бьши сосредоточены в руках итальянцев, зависимость от которых Ви­зантии все возрастала.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]