Альбигойские воины
Следующее значительное увеличение домена произошло за счет южных областей страны. Задачу присоединения юга к домену облегчила сложившаяся там внутренняя обстановка.
Экономическое процветание южнофранцузских городов, их политическая самостоятельность способствовали обострению социальных противоречий в этом регионе. Они проявились в идеологической борьбе, вызванной развитием еретических учений вальденсов и катаров в 12 в. Центр активного распространения ереси на юге Франции — город Альби — дал ей название «альбигойской ереси», вскоре превратившейся в массовое народное движение.
Основную массу альбигойцев составляли горожане и крестьянство. Однако к движению примкнули рыцари и знать. Даже граф Тулузский Раймонд склонялся к альбигойству. Причастность привилегированных слоев к ереси диктовалась желанием использовать земельные богатства церкви, а также политическими расчетами. Они сводились к стремлению сохранить политическую автономию юга, тогда как католическая церковь на этом этапе находилась в тесном политическом союзе с Капетингами. Движение давало удобный повод для вмешательства.
В 1209 г. папе Иннокентию III удалось организовать крестовый поход против альбигойцев с участием северофранцузских феодалов. Их военным предводителем являлся барон Симон де Монфор. После гибели Симона де Монфора в борьбу вмешался французский король Людовик VIII. В итоге он присоединил к домену графство Тулузское и часть земель по Средиземноморскому побережью (1229). Последний оплот альбигойцев — крепость Монтсе-гюр была взята только после 10-месячной осады; оставшиеся в ней 200 еретиков были уничтожены (1244). Война нанесла жестокий удар по экономическому могуществу южных городов, от которого они постепенно оправились, хотя и потеряв прежнюю независимость от королевской власти.
Государственное управление в 13 в.
В сер. 13 в. был создан общегосударственный аппарат управления. Его основу составили центральные органы: Королевский совет — верховный орган управления; Парижский парламент (верховный суд) и финансовое ведомство — Палата счетов. Королевский совет как постоянный орган при короле состоял из приближенных к нему крупных феодалов, принцев крови, а также отдельных чиновников. Во главе административных округов, на которые был разделен домен, стояли бывшие управляющие королевскими поместьями. Чиновники короля соединяли в своих руках административную, судебную и военную власть. Король назначал их из числа крупных феодалов, стремясь обрести в них политических союзников.
Постепенно королевская власть становится наследственной. Государство не считается теперь личной собственностью короля, которая могла быть разделена между наследниками. Король перестает рассматриваться как частное лицо, он становится законодателем. Укореняются понятия о священной природе королевской власти и государственной измене.
Наиболее крупные и важные реформы внутреннего управления были проведены в царствование Людовика IX (1226-1270). Парижский парламент становился верховной судебной инстанцией королевства. Наиболее важные дела, в первую очередь уголовные, были только в ведении королевского суда. Запрещено было вести частные войны на территории домена. В королевском домене была введена единая монетная система; королевская монета получила право хождения по всему государству наряду с местными монетами сеньоров. Право чеканки собственной монеты имели тогда около 40 сеньоров. Постепенно королевская монета стала вытеснять из обращения местную монету. Отличаясь высоким содержанием серебра или золота, она широко использовалась как во внешней, так и во внутренней торговле. Это содействовало экономическому единству страны.
Людовик IX, снискавший себе имя «Святого», пытался реализовать идеал «христианнейшего государя», объявив целями своей внутренней и внешней политики мир и справедливость. Он выступил организатором VII и VIII крестовых походов против «неверных» и добился мира с соседями в Европе. Неоднократно Людовик IX выступал в роли арбитра в спорных европейских делах. Современники считали время Людовика IX «золотым веком» в истории Франции.
