Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
вся Книга ИУР (4).doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
3.03 Mб
Скачать

3.1.4. Индекс реального прогресса

С точки зрения теоретической корректности привлекателен Индекс реального прогресса (ИРП) (Genuine Progress Indicators), который агрегирует социальные, экологические и экономические компоненты. Он является попыткой создать адекватный измеритель экономического благосостояния, скорректировать показатель ВВП с учетом экстерналий (внешних эффектов) (Talberth, 2007; Cobb, 1995). (Кратко экстерналии можно определить как некомпенсируемые воздействия (положительные или отрицательные) одной стороны на другую). Попытка включить величину таких воздействий в интегральные индикаторы представляется чрезвычайно важной, так как существующая в экономической теории проблема «провалов рынка» (market failures) принципиальна для понимания причин современной «антиэкологичности» сложившейся в мире модели экономики, развивающихся неустойчивых трендов и деградации окружающей среды. Ясная в теории необходимость интернализации (замыкания) экстерналий в конкретной экономической действительности порождает сложную проблему реализации принципа «загрязнитель платит», связанную с оценкой и компенсацией экологического ущерба.

Индекс реального прогресса отражает следующие слагаемые:

  • преступность и распад семей;

  • домашняя и добровольная работа;

  • распределение дохода;

  • истощение ресурсов;

  • загрязнение;

  • долгосрочный экологический ущерб;

  • изменение свободного времени;

  • расходы на оборону;

  • срок жизни предметов длительного пользования;

  • зависимость от зарубежных капиталов.

Среди экологических показателей ИРП выделены: истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды и долгосрочный экологический ущерб.

Важной целью ИРП является отражение тех аспектов экономики, которые лежат вне монетарного обращения. Суровое и примитивное правило рыночной экономики «то благо (услуга), которое не имеет цены/оценки, не существует в экономической реальности» искажает показатели, на которых базируется процесс принятия решений. В ИРП цены строятся на затратах по замещению в случае утраты связанных с ними функций. Так, авторы уменьшают ВВП на величину потерь от неравномерного распределения доходов в обществе, от совершенных преступлений, автомобильных катастроф, распада семей, недостаточного свободного времени, от безработицы, на величину внешнего долга. Вычитается ущерб от загрязнения окружающей среды и исчерпания невозобновимых природных ресурсов. В то же время авторы увеличивают ВВП на цену времени, затраченного на домашнюю работу, на уход за детьми, на общественные работы. В настоящее время ИРП рассчитан для США,

Сопоставление динамики ВВП и ИРП показывает значительное расхождение. Например, ВВП на душу населения в США постоянно возрастал - с 11762 долл. в 1950 г. до 36596 долл. в 2004 г в ценах 2000 г. (верхняя линия на рис. 3.1). По расчетам авторов индекс реального прогресса увеличился незначительно и остается на неизменном уровне 15000 долл. с 1978 г. (нижняя линия на рис. 3.1). Таким образом, бурный рост материального благополучия последних 30 лет нивелируется потерями от увеличения имущественного неравенства, истощением природного капитала, углублением экологических проблем, негативными социальными последствиями, т.е. экономический рост вступает в противоречие с качеством жизни. Это важный вывод для лиц, принимающих решения. Он очень актуален для России, где последние 15 лет приоритет роста материального благосостояния отодвигал на задний план социальные и экологические проблемы.

Рис. 3.1. ВВП на душу населения и ИРП на душу населения (США, 1950 – 2004 гг., в долларах 2000 г.) (Talberth, 2007).