Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебное пособие (ред).rtf
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
2.07 Mб
Скачать

Глава 2. Органическое действие

2.1. “Сверхзадача” школы: искусство перевоплощения, но первое требование в школе на первом курсе… запрет на перевоплощение! Искусство быть собой в сценическом действии в знакомых предлагаемых обстоятельствах

Основой сценического творчества и любого зрелищного искусства является искусство актера-человека, владеющего мастерством ведения театральной игры, умеющего воплотить на сцене драматический характер и образ. “Все без исключения артисты – творцы образов – должны перевоплощаться и быть характерными” (91.3.224), - пишет К. С. Станиславский в “Работе актера над собой” в главе “Характерность”.

“Сверхзадача” или цель предмета “Мастерство актера” - овладение таким исполнительским мастерством, когда на сцене появляется живой, убедительный, правдивый сценический образ, неразрывный с самим существом артиста. Действуя в образе, актер уже не может четко разделить, что в его сценическом поведении принадлежит ему, а что роли и персонажу, «где образ, а где он сам».

Однако требование образа появляется в программе обучения школы только к последнему этапу, когда наступает неминуемое решение проблемы актерского перевоплощения в образ в курсовых и дипломных спектаклях. Разнообразие жанров дипломных работ ставит педагогов и студентов перед насущной необходимостью характерности, перевоплощения и образа. Образ должен иметь характер, быть убедительным и существовать в жанре.

Выпускники театральной школы выходят на сцену, чтобы овладеть образом, “слиться с ним, стереть грани между “я” и “он”. И если выпускник театральной школы вспомнит, какие перед ним стояли сценические задачи на самом первом этапе обучения, то он вправе заявить, что в полной мере постиг на себе те художественные парадоксы, на которых зиждется сценическое искусство. Эти законные парадоксы искусства лежат в основании школьного обучения. Если задача актера-дипломника в его квалификационной работе – создание художественного образа, воспроизведение на сцене поведения и действия какого-либо персонажа, то первым требованием, которое ему предъявляют на первом курсе и на первом занятии, является требование быть… собой, самим собой! Быть на сцене таким же простым, естественным, органичным, каким он как человек бывает в жизни. Свободным, непринужденным в самых разнообразных проявлениях. Ибо, чтобы “стать другим”, прежде всего, необходимо “научиться быть и оставаться на сцене самим собой”.

Этот парадокс актерского искусства отражает диалектическое единство актера-человека и создаваемого им образа, их нерасторжимость, их взаимопроникновение. Без участия органического человеческого “я”, образ “другого” будет неубедителен. И потому студенту-актеру на первом же занятии предложат осмыслить и освоить навыки, совершенно противоположные театральной игре. Ему строго скажут: “Никого и ничего не играйте! Научитесь сначала быть на сцене самим собой!». «Все, что вы делаете на сцене - делайте по правде, через свои органы чувств и восприятие. “От себя” оценивайте воображаемое и то реальное, что перед вашими глазами на сцене. По-настоящему, душой, телом, глазом, ухом, задействуйте ваши чувства, мысли, фантазию. Смотрите на сцене своими глазами, слушайте своими ушами”.

Таким образом, сутью школы на первом курсе является воспитание навыка подлинной работы всего организма студента-актёра – в сиюминутном и непрерывном процессе действия от собственного имени.

Развитие сенсорной системы актёра (восприятия) и тренировка органов восприятия происходят в упражнениях и этюдах.

Восприятие – личное и непосредственное самого студента как человека - источник подлинного сценического существования, органического процесса действия. Без восприятия и оценки видений воображаемой реальности и сценической обстановки не возникает действия.

Тренинг внутренней психотехники студента включает работу над сиюсекундным восприятием всего, что есть в малом круге на сцене и всего, что рождается воображением. Удержать с помощью внимания видения воображения требует напряжения воли, сознательного, грамотного подхода. “Главное состоит в том, что театр увеличивает возможности восприятия” (8.254), - пишет П. Брук о восприятии в театре.

Напряженная, придирчивая работа восприятия, работа для себя, а не на показ, сосредоточенность на внутренних и внешних объектах при помощи внимания, - все это навыки первого этапа обучения. “В таком тренинге познаются законы природы” (49.87).

Таким образом, студент учится жить на сцене по законам самой жизни и одновременно тренирует свою творческую природу, психофизиологию, психотехнику, «телесный аппарат».

У актерского учебного тренинга три направления:

а) работа над внутренней психотехникой;

б) работа над внешней техникой – воспитание аппарата, транслирующего тонкости психотехники;

в) воспитание творческой личности и профессионального характера, воли, т.к. творчество – всегда волевой акт.

Предлагая эту программу тренинга, выдающийся педагог З.Я. Корогодский советует тем, кто ведет занятия не забывать указывать на недостатки выполнения заданий: критиковать небрежность, приблизительность, легкомыслие, страх, которые появляются в студенческом исполнении.

Как правило, в театральной школе весь первый курс, первые два семестра развивают психофизический аппарат студента-актера для того, чтобы психофизику обычного человека превратить в психофизику актера. Именно это учебное время довольно строго и последовательно посвящают всесторонней разработке “сценического материала” студента: “технике” его души и тела, внутренней и внешней пластичности, открытости его восприятия, воображения, внимания, - всего, что присуще ему лично. Студент должен сам и под руководством педагогов найти… себя, но себя сценического, привлекающего собственной, самобытной индивидуальностью.

Необходимо выделять и использовать на сцене все лучшее в себе, что отличает студента от всех остальных людей, не только студенческого курса, но и от людей всего мира. Ведь одинаковых людей в жизни не бывает. Как искусство драматического театра держится за счет разнообразия характеров, образов и их столкновений, так искусство актера состоятельно именно в силу отличия, непохожести индивидуальности одного мастера на индивидуальность другого мастера сцены.

В упражнениях тренингах, этюдах, в простейших жизненных действиях, перенесенных студентом-актером в условия сцены-коробки, он на первых же шагах обучения просто обязан проявить свою творческую (интересную для всех) индивидуальность. Тем более, что в этюдах первого курса ничего и никого “играть” нельзя. В этюдах все является предлагаемым обстоятельством – “если бы…”, “я в предлагаемых обстоятельствах…”, “…а если бы я …, то…”.

В таких условиях главную роль играет сама индивидуальность студента, его личность, которые могут проявиться самым неожиданным образом даже для него самого… Самые простейшие упражнения, этюды на знакомые жизненные и бытовые обстоятельства, на жизненные действия в условиях вымысла и воображения заставляют откликаться психофизику молодого актера.

Осознание логики и цели своего поведения в знакомых студенту по собственной жизни обстоятельствах закрепляют профессиональные навыки внутренней и внешней техники молодого исполнителя. Постепенно им вырабатываются своеобразные профессиональные рефлексы на предлагаемые ему обстоятельства, их восприятие и оценку. Поведение на сцене превращается в подлинное, органическое, без зажимов, единое психофизическое действие.