Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Курс лекций по Риторике.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.38 Mб
Скачать

2. Специальные средства выразительности речи

Выделяют четыре способа достижения выразительности всякой речи:

1. лексический, который проявляется в точности вы­сказываний, нестандартном подборе слов, использовании риторических фигур и тропов;

2. фонетический, связанный с отчетливым произноше­нием;

3. грамматический, заключающийся в разнообразии сло­весных оборотов, употреблении уменьшительно-ласкатель­ных форм, афоризмов, пословиц и поговорок;

4. эмоциональный, с помощью которого слушателю пе­редается интонация, экспрессия, юмор выступающего.

Произнести яркую речь — одно дело, a произнести ee ярко — другое. Людям нравятся лихость, афористичность, ирония, метафоричность, доступная зашифрованность речи. Метко, сказанное слово восхищает. Образность речи -- это ее наглядность, зримость, впечатляемость.

Античные риторы полагали, что у человеческого тела есть одно естественное положение -- руки по швам, а все остальное -- уже позы, так и у речи есть один естественный простейший склад, а все отклонения от него - это ее позы, фигуры, которые являются отступлениями от нейтрального способа изложения с целью эмоционального и эстетического воздействия. В XIX-XX вв. фигуры переста­ли изучаться. Сегодня заново переосмысляется опыт теории фигур на основе понятий современного языкознания.

Специальными средствами усиления изобразительности и вырази­тельности являются тропы и фигуры речи, а также оценочная, экспрес­сивная и ассоциативная лексика. Данные средства для повседневной разговорной речи малохарактерны. Они, скорее, представляют собой некоторое отклонение от обыденного стандарта и гораздо более есте­ственны в поэтической речи, выполняя в художественном литератур­ном творчестве роль украшения, расцвечивания произведения.

В публичной риторике традиция применения специальных средств изобразительности берет начало в Древних Греции и Риме. Особенно римляне во времена Цицерона стали уделять первостепенное внимание форме, эстетике речи. Цицерон в трактате «Об ораторе» приводит об­ширный перечень фигур речи, способных придать высказыванию не­обходимый блеск. Среди них много таких, которые считаются тропами и фигурами до сих пор. Однако современное языкознание не только подвергло средства выразительности тщательной классификации, но и сократило их, указывая при этом на неравнозначность для ораторской практики различных тропов и фигур. В современной риторике такие средства помимо украшения призваны служить усилению воздействия доводов высказывания. Излишняя патетика и расцвечивание речи не вызывают у современного слушателя ни умиления, ни восхищения. Гораздо выше ценятся глубина и выразительность мысли.

Тропами называются слова и выражения, употребленные в пере­носном значении. Термин «троп» в переводе с греческого означает «поворот». Тропы – это речевые обороты и отдельные слова, употребляемые в переносном значении, которые позволяют достичь необходимой эмоциональной выразительности и образности. Сущность тропов - в их двуплановости, которая, как под­черкивает А. Е. Михневич, «делает скрытое доступным, непонятное - ясным и даже то, что было хорошо знакомо, позволяет увидеть с но­вой, неожиданной стороны».

Самым простым видом тропов является сравнение. Сила сравнения - в его оригинальности, необычности. Можно сказать «подвижный мальчик», а можно это же, но в форме сравне­ния: «мальчик, как ртуть». В первом случае выражение звучит обыденно, во втором - придает подвижности ребенка какую-то черту особой неуло­вимости. Первое выражение запомнится мысленно, второе - и мысленно, и образно.

Экспериментально доказано, что устное сообщение, содержащее сравнения, обладает большей убеждающей силой, чем сходное сооб­щение без сравнения. Данный эффект объясняется тем, что сравнение вызывает цепь ассоциаций по отношению к тому, с чем сравнивают, и к тому, что сравнивают и поясняют. Чем больше различия в предметах сравнения и чем неожиданнее черты сходства, тем лучше и сильнее воздействие сравнения.

Сравнение может служить банальным украшением речи, а может выполнять роль эмоционально-психологического аргумента, усиливать смысловое значение сказанного, что гораздо важнее. Механизм созда­ния сравнения-украшения и сравнения-аргумента один и тот же, и ора­тор должен всегда задумываться, для чего он отбирает то или иное сравнение. Неумеренное украшательство вредит публичной речи, осо­бенно той, которая произносится в официальной обстановке (судебной, академической, служебной и др.).

Это требование справедливо также по отношению к метафорам и другим тропам. Метафора - это троп, представляющий собой скрытое сравнение. Ее сущность заключается в переносе свойств одного пред­мета на другой, замене прямого наименования словом, употребленным в образном значении. Например, у Гоголя читаем: «Блеснул на небе серебряный серп». Здесь вместо слова «луна» употреблено выражение «серебряный серп» - метафора, основанная на сходстве луны с серпом. Нередко мы слышим метафорические выражения: «ледяные руки», «железная воля» и другие подобные им, где переносное значение слова основано на образном подобии прямому значению. Метафоры делают отвлеченное зримым, образным. Следует избегать использования «приевшихся» метафорических выражений типа «взять на вооруже­ние», «широкий фронт работ» и им подобных.

Метафоры и сравнения являются самыми распространенными и обладающими наибольшей выразительностью и убедительностью тропами. В метафоре скрыто сравнение, на ее основе могут строиться аллегории.

Аллегория это троп иносказательного описания предметов и явлений, близкий к метафоре троп. В этом случае одно явление характеризуется через другое. Примером служит богиня Фемида – глаза завязаны, в руке весы, она олицетворяет правосудие. Изображение змеи и чаши – аллегория врачевания, медицины. Аллегория применяется в баснях, сказках, притчах, романах. С помощью данного приема часто под отвлеченными предме­тами и понятиями маскируют очевидную критику в чей-либо адрес, сатиру, колкости и т. п. Мастером аллегории был хорошо известный своими баснями литератор И. А. Крылов.

Конкурирующим с метафорой тропом является Метонимия. Это троп, основанный на переносе названия какого-либо предмета или явления на другой на основании их смежности (перенос по смежности). На­пример, можно сказать «читаю Канта» вместо «читаю произведения Канта», «лес поет» - вместо «птицы поют в лесу», «стол» - вместо «еда» и т. п. На основе метонимии могут строиться эффектные, образ­ные предложения и суждения. Например, характеризуя разваливающуюся экономику бывшего СССР, один из ораторов образно описал ее следую­щим высказыванием: «Винты приходили в одно место, а гайки - в другое, и Центр не мог с этим делом справиться. А когда ввели валюту, деньги, то оказалось, что эти проблемы - сочетание винтов и гаек - можно решить без Центра. Центр остался в роли распределителя благ, а с винтами и гай­ками пусть разбираются внизу». Образные винты и гайки заместили собой в высказывании оратора многообразные товарно-материальные ценности и комплектующие изделия и как бы подчерк­нули всю никчемность попыток централизованного распределения ма­териальных ресурсов, что и хотел доказать оратор.

Синекдоха. Это троп, представляющий собой перенос названия на количественном основании, то есть когда имя переносится с целого на его часть и наоборот. Например, вместо выражения «людям не нужна война» можно сказать «человеку не нужна война»; в выражении «мощь нашей армии - ее солдаты» слово «солдаты» можно употребить в единственном числе, что придаст высказыванию некоторую необыч­ность и какой-то особый вес. Граница между метонимией и синекдохой условна.

Ещё одним приёмом метонимии выступает Антономазия. Это переименование, когда собственное имя употребляется в значении нарицательного, например: обломовщина, донжуан и т.д.

Ирония также тропом или риторической фигурой переосмысления. Она представляет собой выражения употребленные в обратном смысле в целях насмешки, например: Отколе, умная, бредешь ты голова [осёл] (Крылов).

Олицетворение. Это прием изобразительности, состоящий в наде­лении неодушевленных предметов и явлений человеческими свойства­ми или качествами (чувствами, мыслями, речью и т. п.). Например, «Закон - наша совесть и наш судья».

Гипербола. Представляет собой троп, в котором предмету или яв­лению приписываются свойства в преувеличенном количестве: «бес­конечный поход», «убийственная критика» и т. п. Гипербола может быть реализована и в виде текста, что может проиллюстрировать одна из фраз, взятая нами у Цицерона: «Если бы я захотел скорбеть об этом событии и оплакивать его не в присутствии римских граждан, ...если бы я обращался не к людям, а к диким зверям или даже - чтобы пойти дальше - если бы я в глубине пустынь обратился к скалам и утесам, то даже вся немая и неодушевленная природа была бы потрясена такой страшной, такой возмутительной жестокостью».

Литота. В противоположность гиперболе, это - троп-приумень­шение: «секундное дело», «копеечный товар», «в двух шагах отсюда», «я на минутку» и т. п. Литота всегда удачно подчеркивает незначительность, например, какого-либо довода оппонента спора.

Наряду с указанными тропами в публичной речи используются перифразис - замена слова (понятия) описательным выражением. Известно несколько видов перифраз, например: царь-зверей (лев), туманный Альбион (Англия), песняр Беларуси (Мулявин), Страна лимонов (Италия), яйцеголовые (об интеллектуалах) и др. эвфемизм - замена слишком резких и прямолинейных выражений более мягкими, тропы контраста, когда, например, о каком-либо плохом поступке или деле говорят: «хорошенькое дельце», а также другие приемы словесной образности и выразительности.

Важно понимать, что при употреблении тропов следует соблюдать чувство меры. Только умелое их использование может сделать речь хорошей.

Действенность и выразительность речи во многом зависит также от построения фраз. Стилистически значимые типы таких построений называются Фигурами речи («фигура» в переводе с латинского озна­чает «образ», «вид»). Риторическая фигура – необычное построение словосочетания, предложения или группы предложений, которое применяется, чтобы речь стала более запоминающейся, убедительной, занимательной.

Выделяют следующие фигуры речи:

1. фигуры мысли (обращение, антитеза, риторические восклицания и вопросы, умолчание);

2. фигуры прибавления (повторы, удвоение, анафора, эпифора и др.);

3. фигуры убавления (эллипс, зевгма, бессоюзие и т.д.);

4. фигуры перемещения слов (чаще всего употребляется инверсия);

5. фигуры переосмысления или тропы.