- •1. Источники правового регулирования
- •2. О понятии и дифференциации способов защиты гражданских прав
- •3. Материально-правовые способы защиты гражданских прав
- •4. Процессуальные способы защиты гражданских прав
- •5. Предпосылки упрощения защиты гражданских прав
- •6. Отечественный опыт упрощения и ускорения гражданского процесса
- •7. Зарубежный опыт упрощения и ускорения гражданского процесса
- •8. Актуальные проблемы упрощения защиты гражданских прав
2. О понятии и дифференциации способов защиты гражданских прав
Понятие способа защиты гражданских прав не имеет определения, которое было бы закреплено в действующем законодательстве. Такое определение следует дать посредством использования общих категорий "деятельность" и "защита прав". Это позволяет выделить способ защиты в ряду других сходных правовых явлений, установить механизм его реализации, а также разграничить материально-правовые и процессуальные способы защиты гражданских прав.
В ст. 12 ГК на способы защиты гражданских прав указывает ее название, а в тексте статьи приводится лишь примерный перечень способов защиты. Определение понятия "способ защиты" вытекает из более общей категории "защита субъективных прав", последнее же давно разработано в юридической литературе. Содержание защиты субъективных прав, как принято считать в литературе, заключается в устранении препятствий на пути осуществления субъектами своих прав (Ю.К. Толстой, В.П. Грибанов, О.В. Иванов, П.Ф. Елисейкин и др.). Это понятие можно уточнить, взяв за его основу категорию деятельности. Защита прав может быть определена как юридическая деятельность по устранению препятствий на пути осуществления субъектами своих прав и пресечению правонарушения, восстановлению положения, существовавшего до правонарушения.
В гражданско-правовой литературе уже был сделан вывод о том, что необходимо "перейти в понимании изучаемого объекта от нормативных актов к практическим действиям людей, применяющих право" (Б.И. Пугинский). Такой подход явился в свое время реакцией на чрезмерное увлечение в правовой теории нормативно-логическими конструкциями. Закономерно, что в отношении судебной деятельности (в частности, арбитражно-судебной практики) также выдвинута идея о ее "определенном самостоятельном значении в деле обеспечения защиты гражданских прав" (В.В. Витрянский). Вместе с тем самостоятельное значение практики должно быть объяснено и обосновано теоретически, а изучение правовой деятельности нельзя противопоставлять юридико-техническому анализу. Особо важное место занимает изучение процессуальных действий в механизме реализации норм гражданского процессуального права (М.А.
10
Гурвич, В.Н. Корнилов, В.В. Ярков). Изучение деятельности должно способствовать более содержательному изучению нормативных актов, точной регламентации в законодательстве действий субъектов права, а также четкой и последовательной систематизации правовых текстов.
Определение понятия защиты прав через понятие деятельности дает возможность более точно установить основания и цели защиты, проанализировать отдельные виды действий (деятельности) по защите прав, а также выявить их взаимосвязь и единство. В частности, с этих позиций следует определить понятие способа защиты прав.
Способы защиты прав - это предусмотренные законом действия, которые непосредственно направлены на защиту прав (Д.М. Чечот). Они являются завершающими актами защиты в виде материально-правовых действий или юрисдикционных действий по устранению препятствий на пути осуществления субъектами своих прав или пресечению правонарушения, восстановлению положения, существовавшего до правонарушения. Именно применение конкретного способа защиты нарушенного или оспоренного права есть цель и результат деятельности по защите прав. В законодательстве и литературе используется термин "мера защиты", который является синонимом слова "способы". Говоря о способах защиты, иногда употребляют также термин "метод защиты", что не совсем точно, так как "метод" - это совокупность каких-либо средств и способов. Использование термина "вид защиты" не является ошибкой, однако он обозначает понятие более общего характера.
В литературе и законодательстве используются также другие термины: "средства" и "формы" защиты. Например, согласно ч. 3 ст. 9 Закона РСФСР "Об иностранных инвестициях" установлена возможность обращения к "международным средствам разрешения споров". "Средства" и "формы" защиты не следует смешивать с понятием способов защиты прав. В строгом смысле слова все они обозначают различные действия, направленные на защиту прав, т.е. разные элементы (виды или части) деятельности по защите субъективных прав (Д.М. Чечот), хотя между ними существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость, которая зачастую приводит к смешению понятий[4]. Учитывая теоретическую и практическую значимость
11
рассматриваемых категорий, нельзя не признать, что "изучение их соотношения - дело дальнейших исследований" (Д.М. Чечот).
"Средство" защиты как действие осуществляется путем волеизъявления (требования) заинтересованного лица о необходимости осуществления мер защиты, адресованного другим субъектам. В целом средство защиты есть непосредственная и первоначальная реакция на нарушение или оспаривание прав. Средство защиты - волеизъявление представляет собой начальное действие по защите прав, которое совершается при установлении нарушения прав, при возбуждении или при рассмотрении дела: претензия, иск, жалоба, заявление, ходатайство, возражение и т.д. (Л.А. Ванеева и др.). Конкретные требования заинтересованных лиц о защите обычно содержат сведения о фактах нарушения, обосновывают и указывают способы защиты прав. Эти сведения составляют, например, необходимые элементы содержания искового заявления (ст. 126 ГПК; ст. 102 АПК).
От требований управомоченных лиц о защите в виде конкретных действий (обращений с, требованиями) следует отличать право требования (требование), возникающее в силу закона в результате нарушения гражданских прав. Закон закрепляет право требования в различных статьях Гражданского кодекса: требования возмещения убытков (ст. 15; п. 3 ст. 53 ГК); требования о прекращении или досрочном исполнении обязательства (п. 2 ст. 60 ГК); требования кредиторов ликвидируемого юридического лица (ст. 63-65 ГК); требование опровержения порочащих сведений и возмещения морального вреда (ст. 152 ГК); требование возмещения понесенных издержек (п. 2 ст. 184 ГК); требование исполненного обратно (ст. 206 ГК); истребование имущества (ст. 301-303 ГК) и многих других.
"Форма" защиты - это порядок или разновидность юрисдикционной деятельности по защите прав в целом (см., напр., Д.М. Чечот, В.П. Воложанин, М.С. Шакарян, П.М. Филиппов). Применяются неюрисдикционные (самозащита) и различные юрисдикционные формы защиты (судебные, административные, смешанные). В частности, согласно п. 1 ст. 11 ГК защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной
12
процессуальным законодательством, общий,[5] арбитражный или третейский суд. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом (п. 2 ст. 11 ГК). Например, антимонопольные органы вправе в случае совершения действий, заключения соглашения, запрещенных Законом о конкуренции и нарушающих гражданские права граждан и юридических лиц, давать предписания о прекращении нарушения, восстановлении первоначального положения, изменении договора, отмене неправомерного акта. К административной форме защиты относится также защита гражданских прав нотариусом (в том числе частнопрактикующим).[6]Нотариусы осуществляют защиту гражданских прав в некоторых случаях, предусмотренных законом. Так, например, для взыскания денежных сумм или истребования имущества от должника нотариус совершает исполнительные надписи на документах, устанавливающих задолженность, что предусмотрено специальным перечнем (ст. 89 Основ законодательства о нотариате).
Способы защиты гражданских прав по своей природе являются материально-правовыми и процессуальными действиями, В соответствии с содержанием действий способы защиты гражданских прав детально регламентируются материальным и процессуальным законодательством и осуществляются управомочными субъектами материально-правовых или процессуальных отношений. Несмотря на то, что многие способы защиты гражданских прав перечислены в ГК, природа некоторых их них является не материально-правовой, а процессуальной.
Правовые нормы, регламентирующие способы защиты гражданских прав, относятся к комплексным правовым институтам. Особенность института способов защиты гражданских прав состоит в том, что он находится "на стыке материального и процесссуального права" (О.В. Иванов). Поэтому способы защиты гражданских прав могут быть как материально-правовыми, так и процессуальными действиями. Широко распространено мнение, согласно которому способы защиты гражданских прав всегда имеют материально-правовую природу и принудительный характер. С таким мнением вряд ли можно согласиться. Оно имеет в своей
13
основе давно сложившееся слишком общее представление о реализации гражданско-правовых мер защиты посредством юрисдикционного органа (суда, в частности). В этом случае анализ способов защиты обычно основан на том, что право на защиту является элементом самого субъективного гражданского права[7]. Между тем законодательство и практика требуют постоянного уточнения понятий и детализации действий по защите гражданских прав. Не случайно в новом ГК перечень способов защиты сформулирован более полно по сравнению с ГК РСФСР 1964 г. В литературе правильно указывается на необходимость специального анализа процессуальных элементов защиты. Однако существующее в литературе представление о дифференциации лишь материальных способов и процессуальной формы защиты прав не способно дать ответ о содержании процессуальных действий по защите и сводит решение поставленной проблемы к тривиальному соотношению материального и процессуального права как содержания и формы. Кроме того, возможности этого анализа шире, чем уяснение процессуальных препятствий, которые "могут затруднить или сделать невозможной реализацию нарушенного права". Наоборот, процессуальные способы защиты создают дополнительные гарантии субъективных прав. Изучение процессуальных действий показывает, что существуют относительно самостоятельные процессуальные способы защиты, которые наряду с материально-правовыми способами образуют единый механизм защиты гражданских прав.
Материально-правовые способы защиты гражданских прав - это действия субъектов материально-правовых отношений, направленные на защиту нарушенных гражданских прав. Они предусмотрены охранительными нормами гражданского и смежных отраслей права (о разграничении охранительных и регулятивных материально-правовых норм см.: Курылев С.В.; Алексеев С.С.; Крашенинников Е.А.). К таким материально-правовым действиям по защите нарушенных гражданских прав следует отнести возмещение убытков, восстановление положения, существовавшего до нарушения права, отмену органом государственного управления своего акта, расторжение договора сторонами, уплату неустойки и ряд других способов защиты.
Процессуальные способы защиты являются действиями юрисдикционных органов, направленными на защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав (И.М. Зайцев). Признание права, признание
14
недействительными сделки или акта государственного органа, присуждение к исполнению обязанности в натуре входят в сферу действий, которые совершаются лишь юрисдикционными органами. Очевидно, например, что только юрисдикционный орган может присудить.
Содержание процессуальных способов защиты составляют процессуальные действия юрисдикционных органов, регулируемые процессуальным законодательством. Так, например, процессуальное законодательство детально регламентирует форму, содержание и порядок вынесения судебных решений (см., напр.: ст. 191-213 ГПК; ст. 124-139 АПК). Процессуальные способы защиты представляют собой правоприменительные акты юрисдикционных органов, реализующие наряду с процессуальными также материально-правовые нормы. Таким образом, материальные права и обязанности (в том числе материально-правовые способы защиты: возмещение убытков, восстановление первоначального положения и т.д.) являются предметом юрисдикционных актов.
На необходимость дифференциации способов защиты гражданских прав (материально-правовые и процессуальные) указывают возможность реализации мер защиты без обращения в юрисдикционные органы и закрепление в законе мер, которые могут быть реализованы только юрисдикционными органами.
У субъекта ответственности всегда имеется возможность в добровольном, а не принудительном порядке осуществить действия по восстановлению нарушенных ею прав другого лица. Непосредственное урегулирование споров характерно для хозяйственных отношений (И.М. Зайцев). Спорящие стороны могут договориться о восстановлении нарушенных прав посредством "дружеских переговоров", как это часто записывается в соглашениях. Защита прав может быть также осуществлена вследствие составления двусторонних актов о нарушении прав, которые имеют доказательственное и предупредительное значение. В законодательстве предусмотрен претензионный порядок разрешения споров, когда при условии предъявления претензии лицо, нарушившее право, может добровольно возместить ущерб, уплатить штраф и т.д. В соответствии с законодательством о несостоятельности при условии согласия кредиторов предусмотрена возможность добровольной ликвидации несостоятельного должника и удовлетворения требований кредиторов (ст. 181-184 Закона о банкротстве[8]). В случаях несогласия с фактами, изложенными в актах налоговой проверки, руководители и главные
15
бухгалтеры организаций обязаны подписать акт, но имеют право сделать запись о возражениях, прилагая письменные объяснения и документы, поясняющие мотивы этих возражений (п. 19 Положения о Государственной налоговой службе). В административных отношениях гражданин вправе обратиться в административный орган с заявлением или обращением, а соответствующий орган или должностное лицо вправе самостоятельно отменить принятый ими незаконный акт или сложить штраф. Согласно п. 5 ст. 13 Закона о защите прав потребителей требования потребителя об уплате неустойки (пени), предусмотренной данным законом или договором, подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, исполнителем) в добровольном порядке. Добровольное удовлетворение требований (например, по возмещению вреда) часто происходит в ходе предварительных действий правоохранительных органов по возбуждению уголовных, административных, гражданских дел.
Допускается самозащита гражданских прав (абз. 1 ст. 14 ГК), что также подтверждает самостоятельность и обособленность материально-правовых и процессуальных способов защиты. Сущность самозащиты состоит в том, что соответствующие материально-правовые способы защиты могут быть применены самостоятельно управомоченными субъектами материально-правовых отношений без обращения в юрисдикционный орган. В связи с тем, что применение мер по защите прав сопряжено с неблагоприятными последствиями для обязанного лица (в виде мер ответственности), самостоятельное осуществление мер защиты имеет свои пределы. Однако решение имущественных и личных требований силой (путем физического насилия или угроз), к сожалению, сегодня чрезвычайно широко распространено на практике, что не отвечает ни интересам правопорядка, ни интересам отдельных лиц.
Очевидно, что защита субъективных прав требует властного вмешательства юрисдикционных органов. Законодательство
предусматривает на этот случай право обращения в юрисдикционные органы и специальные процедуры, в которых посредством процессуальной деятельности осуществляется властно-принудительная защита субъективных прав.[9] Юрисдикционные органы, осуществляющие защиту гражданских прав, применяют материально-правовые нормы. Процессуальная защита не всегда требует применения охранительных материально-правовых норм и соответствующих мер защиты и ответственности. В тех случаях, когда гражданские права не нарушены, а существует лишь угроза их нарушения
16
(например, в случае спора), необходимо применение лишь регулятивных норм. При этом защита достигается процессуальными способами (например, признанием регулятивных прав) без применения материально-правовых мер ответственности к обязанному лицу.
Наличие специального процессуального способа защиты оспоренного гражданского права в виде его судебного признания особенно ярко подтверждает самостоятельность и обособленность процессуальных способов защиты. Объективная потребность в защите прав возникает не только в случае нарушения, но и в случае угрозы нарушения прав (М.К. Треушников). Необходимость в устранении препятствий на пути осуществления субъектами своих гражданских прав возникает, если наличие и содержание прав не одинаково осознается и оспаривается субъектами материально-правовых отношений. В этом случае, от юрисдикционного органа не требуется применения материально-правовых мер защиты, а достаточно властного признания существующих материально-правовых отношений. Если материальные права не нарушены, а лишь имеют неопределенный характер и оспариваются, то властные акты юрисдикционных органов, подтверждая наличие спорных правоотношений, ликвидируют их спорность и неопределенность, и тем самым защищают оспоренные (спорные) права.
Признание прав происходит также в ходе осуществления материально-правовых отношений. При отсутствии спора субъекты правовых отношений признают наличие соответствующих прав и обязанностей. Однако в данном случае речь идет о нормальной реализации прав и обязанностей, а не о реализации меры по защите прав. Такое признание прав субъектами материально-правовых отношений есть обычная деятельность по реализации субъективных прав и обязанностей, не связанная с их защитой. В отличие от этого властное признание прав юрисдикционным органом направлено на защиту прав и имеет не материально-правовую, а процессуальную природу. В литературе указывается, что "по искам о признании защита права осуществляется самим судебным решением" (С.А. Иванова).
От того, что признание права закреплено в ГК в качестве способа защиты, оно не приобретает материально-правовой характер. Своему появлению в Гражданском кодексе "признание прав" как способ защиты гражданских прав во многом обязано "гонениям" на него в гражданском процессуальном праве. В настоящее время особенности некоторых разновидностей решений арбитражного суда о признании закреплены в законодательстве (см.: ст. 129; 132 АПК).
17
Чисто процессуальным способом защиты является также отказ юрисдикционного органа в удовлетворении требования о применении материально-правовых способов защиты. Юрисдикционный орган, отказывая в удовлетворении требования заявителя, фактически признает право противоположной стороны и тем самым осуществляет его защиту. Таким образом, относительная самостоятельность процессуальных способов защиты особенно наглядно проявляется в существовании такого способа защиты как признание прав юрисдикционным органом.
Дифференциация материальных и процессуальных способов защиты гражданских прав вытекает, в частности, из определения процессуальной теорией и практикой элементов иска. Согласно одному из господствующих воззрений предметом иска выступают материальные правоотношения сторон (в том числе права требования, содержащие соответствующие способы защиты гражданских прав). При этом требования к суду о признании, присуждении и преобразовании правоотношений относятся к содержанию или цели иска как процессуального действия.
