- •§ 1. Понятие культуры в философии уходящего 19-го века
- •2. Постановка проблемы ценности
- •3. Обновление философии Канта. Ценностный характер истины
- •§ 4. Суждение и оценка
- •§ 6.Проблема истории в философии ценности
- •§ 7. Историческое образование понятий и научное познание. Действительность как гетерогенный континуум
- •§ 8. Вопрос о возможности исторической науки
- •§ 10. Общие принципы критики
- •§ II. Рикертова формулировка фундаментальной теоретико-познавательной проблемы. Субъективный путь
- •§ 12. Трансцендентально-логический (объективный) путь как метод обоснования предпосылок, заложенных в субъективном пути
- •§ 13. Рассмотрение отрицания
- •2. Региональная противоположность (эмпирическое бытие - идеальное бытие),—
3. Обновление философии Канта. Ценностный характер истины
Конечно же, тем самым генезис и квалитативный характер развития современной трансцендентальной философии ценности не мотивируются во всей своей полноте. В начале 70-х прошлого века, когда ученик Лотце Виндельбант защищал докторскую диссертацию в Лейпциге (1873г. "О достоверности познания" ), в философии стали появляться новые и разнообразные самостоятельные подходы. В 18 71 году появилась книга Когена, определившая и давшая движение и ясный ход развитию всего современного неокантианства: "Теория опыта у Канта". За год до этого Дильтей издаёт первый том своего гениального труда "Жизнь Шлейермахера" (1870), а в 1874-м своим сочинением "Психология с эмпирической точки зрения" в тогдашнее дело философского исследования вмешивается Брентано .
' Windelbant. Über dir Gelsshelt der Erkenntniss. Berlin 1873, (Виноельбант, О аостоверности познания. Борлин 1873)
Hermann Cohen, Kants Theorie der Erfahrung. Berlin 1871; Wilhelm Dlltey, Leben Schieiermachers, Berlin 1870
Три совершенно различных мира духовной установки и философского исследования, каждый из которых отчётливо определял развитие Виндельбанта и - тем самым - современной философии ценности. Три сферы влияний, изучение которых вкупе только и позволит понимание того, как трансцендентальная философия ценности станет единственной (серьёзной) типической философией культуры нашего времени. Указанием на такую духовно-историческую мотивировку мы вовсе не хотели бы способствовать мнению, будто все исторические и в особенности духовно исторические феномены могут быть поняты только как резюмированные сопоставления воздействий и влияний, при исключении всякой самостоятельной, творческой работы. В настоящем случае обособленный акцент и сакцентированное обособление этих мотивов получает своё исключительное право и далеко ведущее значение, лишь поскольку исходя из них, мы выявим фундаментальные группы проблем, среди которых движется исследовательская работа современной философии ценности. И в конце-то концов критически-позитивное феноменологическое преодоление философии ценности, к которому мы стремимся, с точки зрения метода обязано этому следованию-по-ходу-мотивации, ибо только таким вот образом можно будет вполне понять частичную неподлинность этой проблемы.
Franz Brentano. Psychologie vom empirischen Standpunkte, Leipzig 1874. (Герман Коген. Теория опыта у Канта. Берлин 1871; Вильгельм Дильтей, Жизнь Шлейер-махера. Берлин 1870; Франи Брентано. Психология с Эмпирической точки зрения. Лейпциг 1874)
а). Повторное открытие трансцендентального метода: Коген
Теперь важно, с учётом всех трёх вышеназванных сфер влияния охарактеризовать типические моменты философии ценности, как они проявились в философском труде Виндельбанта. Будучи учеником Лотце и Кун Фишера, Виндельбант с самого начала имел прямое отношение к кантовской философии, и это означало противопоставленность всякому натурализму. И всё же именно в книге Германа Когена "Теория ОПЫТа у Канта", в которой он как бы заново открыл подлинный смысл "Критики чистого разума", философское сознание впервые обретает строгий и изначальный смысл трансцендентального ме-тода, трансцендентального в целом. Вопреки всем тогдашним психологическим и чувственно - физиологическим искажениям кантовской теории познания Коген со всей необходимой остротой увидел существенную методическую сомкнутость постановки проблемы в "Критике чистого разума" с фактами математического естествознания. Проблема познания - это вовсе не вопрос о генетическом физиологически-психологическом процессе установления актов познания в отдельном человеческом субъекте или вопрос о реальности внешнего мира, но - это объективный методический вопрос оструктуре объективно данного ма-тема тического естествознания, точнее: вопрос о логических, основоположаниях этого познания, о логических, категориальных условиях его возможносди; давится вопрос не о_ трансцендентных реальностях, но о логических основаниях. Вопрос этот не трансцендентный, но трансцендентальный. Это слово характеризует методический характер постановки вопроса в "Критике чистого разума", которое находит конституирующие предмет познания вообще элементы и рассматривает предметность как сомкнутость этих элементов, как единство многообразия явлений, причём такое единство окажется ничем иным как законом, правилом сознания.
В это обновление кантовской философии, начавшееся с такими-вот фундаментальными прозрениями, вмешивается Виндельбант и под непосредственным воздействием Лотце придаёт трансцендентальному методу новую форму. Если сегодня говорят о неоканТианСКих школах, то думают прежде всего о тех обновлениях кантовской философии, которые были введены Когеном и Виндельбан-том). Мотивы Виндельбантовской интерпретации Канта опосредствованы Лотце и изначально восходят к Фихте, который, как и весь немецкий идеализм, оказал на Лотце сильное воздействие, -особенно в его молодости. Теперь становится ясным, почему в трансцендентальной философии ценности Фихте принадлежит господствующая роль, так, что можно было бы охарактеризовать эту самую философию как неофихтеанство.
Ибо именно Фихте в течение своего критического периода (около 1784-1800гг.), когда он придерживался трансцендентальных мыслей Канта, в критическом смысле истолковал теоретический разум как по сути практический. Вот почему с полным правом ученик Вивдельбанта Генрих Рикерт со своей стороны назвал Фихте "самым великим среди всех "кантианцев".
Ь) Практический разум как принцип всех принципов
Именно учение о примате практического разума, обоснование теоретического научного мышления в практической вере и воле к истине, становится основным философским убеждением философии ценности и модифицируется в соответствии со всем своим развитием, приобретая более точный характер с научной точки зрения. В своей первой "Логике" (1843) со всею остротой Лотце подчёркивает: "Насколько достоверно, что конечная фактическая необходимость может быть предписана вполне удовлетворительно тому, что с точки зрения своей ценности для морального духа требует безусловного утверждения и может его вынести, настолько же достоверно последней целью философии должно быть не рассмотрение формой законов логики как просто фактически данных природных цеобходимостей духа, а схватывание их как явлений, исходящих из другого,
3 Rickert. Fichtes Athremusstrelt und die kantische Philosophie, In: Kantstedlen IV. S. 166. Ср. также типическое место этой статьи: (стр. 137) "вот здесь-то и пункт, соединяюший мышление и волю и приносящий гармонию всему моему сушеству". Фихте 1798.
более высокого по порядку корня, благодаря которому и возможна их необходимость"4 . Уже в своей докторской диссертации Виидедьбант отчётливо замечает, что центральным пунктом всей философии Фихте сделал "этический мотив"5 . Вот И сам Виндельбант понимает законы мышления как "то, в соответствии с чем должно мыслить, коль скоро мышление хочет стать познанием"6. "Логические законы... даны душе как нормы, в соответствии с которыми она должна устанавливать и проводить установленную природой деятельность". Логический закон обладает "нормативной априорностью"7 . В этом направлении убежденности в практическом разуме как в принципе всех принципов движется и виндельбантовская интерпретация Канта. Чеканную остроту когеновского трансцендентального метода, способ определённого "как", принадлежащего основоположению познания, Виндельбант развивает в квалитативной характеристике определённого "что", лежащего в основании, априори. Если Коген рассматривает "Критику чистого разума" как теорию опыта, то Виндельбант — скорее в её задаче по определению границ всей науки в отношении самостоятельности подлинного мира практИческого, морального. В то же время такое сильное ударение на практическом опять-таки воздействует на истолкование теоретического.
4 Lolze. Logik. Leipzig 1843. S.7. (курсив М.Х.). Ср. там же ртр.9. (Лотце. Логика. Лейпциг. 1843. стр.7). 5 Windelband. Gemlssheit. S.54. Anm. (Виноельбант. Достоверность. стр.54. прим. 6 Тамже.стр.64. 7 Тамже.стр.68.
Предмет конституируется посредством априорных законов научного познания. Смыслом предметности оказывается закон_ конституироваНИя предмета: предмет это правило связ-ки представлений. Правило обладает характером нормЫ. Предметность и истина мышления покоятся в его нормативности. Философия как нечто теоретическое "болеe не должна быть отображением мира, её задача - дать сознанию те нормы, которые только и предоставляют всякому мышлению его ценность и значение" . Итак, конечная цель такого рода философии состоит в том, чтобы в своём теоретическом отношении к сознанию дух выносил свойнормативный закон. Тем самым уже непосредственно ясно, что критика познания этого самосознания духа впервые исчерпывается ещё только на самую толику. "Ибо есть другие виды деятельности человеческого духа, в которых, независимо от всякого знания, также открывается нормативный закон, сознание того, что всякая ценность отдельно взятых функций обусловлена определёнными правилами, которым должно подчиняться, индивидуальное движение жизни. Рядом с "нормативным мышлением сТоиТ нормативная воля и нормативное чувство: "все они имеют равные права". Во всех трёх "Критиках" вместе взятых впервые завершается всеохватное учение о принципах, началах разума.
8 Виндельбант. Кант, Прелюдии 1, стр. 139. 9 Там же. стр. 139.
Таким образом, назначением философии оказывается "всеобщее сознание высших, ценностей человеческой жизни"10 . ЕЁ проблемой_является значимость этих ценностей и _ норм; метод__её не психологически-генетическии, но - телеологический11. Quaestio juris, a ne quaestio lactis. ~—
Посредством такой интерпретации Канта, т.е. через подчёркивание ценностного характера "теоретической истины, Виндельбанту удалось привести к фундаментальному смыслу (вопрос о нормативном сознании) все проблемные сферы философии, логического, этического и эстетического и с самого начала уточнить идею философии как систему и научное мировоззрение. Основание тому - опосредствованное мыслью о ценности неразрывное следование Фихте и традициям великих мировоззрений немецкого идеализма. (С другой стороны, марбургская школа, основу которой заложил Коген в вышеуказанном сочинении, долго оставалась верной позитивной работе по теоретическому обоснованию науки и только медленно и трудно приходила к системе. См. Некролог Наторпа Когену в философских докладах кантовского общества 1918г. .
10Там же. стр. 142.
11См, Хайдеггер. 'Идея философии и проблема мировоззрения', (Heidegger. Idee der Philosophie und des Weltanschanngsproblem '),
12 Windelband. Was Ist Philosophie? (Über Begriff und Geschichte der Philosophie) 1882. In Präludien, l. S.2ö. 13 Paul Natorp. Hermann Cohens philosophische Leistung unter dem Gesichtspunk des Systems. Philosophische Vorträge, vereffentlicht von der Kant - Gesellschaft, Heft 21. Berlin 1918, Пауль Наторп. Философская деятельность
с) Философия ценности как критическая философия культуры
Отныне в целом духовной жизни философия обретает свою специфическую задачу, которую уже едва ли у неё оспорит какая-либо из эмпирических наук, задачу, пускающуюся в ход культурного сознания 19 века, избегающую всякой надменной метафизической спекуляции и ищущей прочного фундамента в глубине опыта, становясь подлинной философией этого столетия, столетия естествознания и истории. Во всеобщезначимых ценностях она обретает систематические научные рамки, то поле, исходя из которого будет истолковываться культура, в котором она добудет свой подлинный смысл. Философия ценности оказывается истинной научной философией культуры, не преисполненной тщеславия творить новые ценности, но намеренной посредством отношения ко всеобщеценностным ценностям истолковать блага фактически образовывающейся в действительности культуры. Она является критической, во имя всеобщей и необходимой значимости "проверяет фактический материал" мышления [в данных науках), воли, чувства.
Германа Когена с точки зрения системы. Философские доклады кантовского обшества. 21, Берлин 1918.
"Философия может стать и остаться самостоятельной наукой только если во всей полноте и чистоте осуществит кантовский принцип" 14. Философия ценности - это основанная на критической философии Канта философия культуры: она является трансцендентальной философией ценности, "критической наукой о всеобщезначимых ценностях"15.
Первое развитие Виндельбанта - и вместе с тем философии ценности - включается в процесс обновления кантовской философии, который в научной области был поддержан Когеном. Вот, что характерно для виндельбантовской интерпротяпии Канта: примат практического разума: павило, норма, ценность; философия; критическая наука об общезначимых ценностях. Нельзя оставаться в эпигонском подражании Канту; тем более, что при возрастающем ныне внедрении эмпирической психологии в область философской проблематики важно безо всяких исторических авторитетов, исходя из самого предмета, обосновать философию как критическую науку о всеобщезначимых ценностях.
Обоснование философии всегда будет происходить в теоретической сфере, в теории познания, в логике в самом широком смысле. Есть ли в этой области принципиальное знание такого рода, чтобы оно могло фундировать систему, а именно такую систему, в которой мысль о ценности могла бы стать конечным принципом системной взаимосвязи?
" Windelband. Was Ist Philosophie? Priludlen l. 5.27. (Виндельбант. Что такое философия? Прелюдии 1. ср.27). Там же,стр.29.
Виндельбант усматривает такой познавательно-теоретический фундамент в разделении суждения и оценки.
Следует рассмотреТь: 1. как теоретическое средство общего основополагания философии ценности и её отграничения от прочих наук, 2. её значение для специального развития специфически логических теоретико-познавательных проблем.
