
- •II. Содержание работы.
- •Введение
- •Глава 1. Начало военного пути.
- •1.1.Довоенные годы.
- •1.2. Начало фронтовых дорог.
- •1.3. Первое боевое крещение
- •Глава 2. На Курско-Орловской дуге.
- •2.1. В обороне на Курско-Орловской дуге.
- •2.2. Наступление на Харьков.
- •Глава 3.Боевой путь.
- •3.1. Наступление на Полтаву.
- •3.2. На Калининском фронте.
- •3.3. Освобождение Прибалтики
- •Глава 4.Победа.
- •4.1. Участие в Висло-Одерской операции. Взятие Варшавы.
- •4.2. В Берлине.
- •Глава5. После войны.
- •Ш. Заключение.
- •У1. Литература и источники.
Глава 1. Начало военного пути.
Война – самое страшное испытание, которое может выпасть на судьбу Родины, на долю человека. Великая Отечественная война стала для миллионов роковым испытанием на прочность характера, преданность Родине. Для многих, в том числе и для Голубева И.Ф., война стала началом героической биографии, очередным звеном жизненных испытаний, с честью пойдя через которые, он стал личностью.
1.1.Довоенные годы.
«Мы происходили из курносого застенчивого простонародья»1 - слова писателя-земляка А.Г.Малышкина очень точно и полно говорят о детских и отроческих годах Ивана Фёдоровича.
Родился он 19 августа 1924 года в селе Питерка Саратовской области в простой семье. Отец Фёдор Васильевич работал слесарем в МТС, мать Елена Васильевна была домохозяйкой, растила троих детей. «Детство было босоногое и полуголодное»,- вспоминает Иван Фёдорович. Поиски лучшей доли забросили семью Голубевых на 6 лет в Красноярский край. Но не прижились в суровых условиях, только потеряли младшую четырёхлетнюю дочь. Вернулись в родную Питерку в 1937 году, и жизнь потекла по-прежнему. Страшная засуха 1937 и 1938 годов в Саратовской области заставила семью искать новое место жительства, чтобы не умереть от голода.
Отец, Фёдор Васильевич, закончивший 3 класса и считавшийся грамотным по тому времени, «списался» со знакомым из Малой Сердобы Лебедевым Фёдором Петровичем, по словам которого, «тут получше жить». В 1939 году семья Голубевых переехала в Малую Сердобу и обосновалась в ней навсегда. Отец устроился на работу в МТС, мать хлопотала по хозяйству, дети учились. По окончании 5 класса, не сдав экзамен по немецкому языку, стал Иван Фёдорович учеником токаря по металлу в МТС, где работал до 1942 года, вплоть до призыва в действующую армию.
Сразу же всех взрослых токарей забрали на фронт, остались двое пацанов (Воробьёв Николай, Голубев Иван) и за старшего Кривченко Николай Капитонович, по прозвищу Курский соловей (переселенец из Курска). Скидки на возраст не было, работали как взрослые. И каждый день слышали вопли и рёв, доносившиеся из центра села. Это на подводах увозили мобилизованных односельчан на фронт.
1.2. Начало фронтовых дорог.
19 августа 1942 года, как только исполнилось 18 лет, такая же подвода увозила Ивана Фёдоровича вместе с троими односельчанами (Спицыным Василием Антоновичем, Гусевым из Марьевки и эвакуированным из Свердловска, фамилию которого Иван Фёдорович, к сожалению, не помнит) на войну.
Переночевали в селе Топлое, на лошадях их довезли до города Петровска Саратовской области, откуда отправили в Татищевские лагеря (город Октябрьский), где готовили артиллеристов тяжёлых орудий и младших командиров. 22 августа 1942 года Голубев Иван Фёдорович был зачислен
в 23-й учебный артиллерийский полк.
Шло наступление немцев на Сталинград. Вновь прибывшим в Татищевские лагеря приказано копать траншеи на тот случай, если немцы переправятся через Волгу, сдерживать их продвижение на Москву и к Сибири. Полтора месяца копали траншеи. По приказу командиров, норма в день на одного человека – 5,5 м в длину, 90 см в глубину и 90 см в ширину при любой погоде. Грязный, изнуряющий труд. За него давали в сутки 600 граммов хлеба и «кипятку – сколько влезет». Иван Фёдорович вспоминает, как мать, пришедшая пешком из Малой Сердобы в Татищевские лагеря, чтобы перед отправкой на фронт ещё разок увидеть своего сыночка, с трудом узнала его. « Ванька, это ты что ль?..» «Я, мам», - пищу. От такой работы и кормёжки сил совсем не осталось. Худые, голодные, оборванные, продрогшие… Спали на нарах в каких-то полуразрушенных казармах. Лежишь ночью - и звёзды видишь на небе… В ноябре-декабре и дождь, и снег – всё на нас летит… В лагерях нас познакомили с артиллерийскими орудиями. Как воевать не учили. Командиры говорили: «Будете там – обстановка научит». После Татищева присвоили звание сержантов, а мы, как бараны, ничего не знали».
В декабре 1942 года в Татищевских лагерях сформировали маршевую роту, выдали всем новое – и зимнее, и летнее - обмундирование, отправили в Тамбов, где находились на переформировании наши потрёпанные части. В Тамбове около месяца жили лагерем в землянках. 3 дня не ставили на довольствие, питались – « кто где что найдёт», потом дали пайку хлеба.
Воспоминания Голубева И.Ф. подтверждают известные из истории факты о неподготовленности нашей страны к войне.