Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
А стройотряды уходят дальше чистовой вариант.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
29.33 Mб
Скачать

8. «Станциясы котортасы»

Так по-казахски звучит название станции Котр-Тас, что в 90 км от Чел-кара к северу. Станция «что надо»: поезда останавливались на ней «по требо-ванию». Среди бескрайней степи-полупустыни несколько юрт да одинокий щитовой домик – будущее жилье отряда. Вот и весь совхоз Актогайский. Всего остального здесь еще не было. Помните, как в песне:

«В Рио-де-Жанейро,

Чего же там только нет?!

Там нет воды ни капли,

А ночью света нет...»

Но Актогай – далеко не Рио, и здесь «света» (электроэнергии) не было ни днем, ни ночью, вода – привозная, а плавательный бассейн – лужа часте-нько высыхала сама по себе.

Квартирьеры, прибывшие на место за месяц до отряда, вкладывая всю душу, срочно возводили первостепенные строительные сооружения: туалет – типа «сортир», да очаг из «дикого» камня. Изготовили тогда таких туалетов больше десятка – на все будущие отделения совхоза. Представьте картину: стоит среди голой степи группкой дюжина туалетов, и пусто вокруг. Чтобы «не давили» эти туалеты своим однообразием, в них нет одинаковых сидений – то под «пик», то под «треф», то под «буби», то в виде сердца... Эстетика – «высший класс»!

Как-то сами собой сложились первые строки будущего отрядного гимна:

«Не будет забыта наша Планета!

Мы первыми были на ней».

На первое время было у квартирьеров Актогая по мешку муки, сахара, соли и чая. Картошки, круп, макарон и прочего – не было. Но есть одно оцин-кованное ведро. Вот и весь ассортимент продуктов, весь кухонный инвен-тарь. Исходя из этого наличия, кормили себя Лесковец, Конаплев и Гладков, готовя по очереди.

Вспоминает шеф-повар студент В. Лесковец:

- Рецепт и процедура приготовления пищи были очень и очень просты: пол ведра муки и столько же воды (привозной питьевой, слегка ржавой) раз-мешивается палкой и добавляется соль по вкусу. Довожу до нужной конди-ции: если пожиже – блины, чуть погуще – оладьи, еще гуще – почти хлеб. Можно добавить чая и сахара, и тогда – блюдо универсальное, на все случаи жизни и хватало надолго. Вкусно, однако, говорят ребята: голод – не тетка! Да и не жрать же мы сюда приехали! Главное там – на лесах новостроек. Встретили отряд и все образумилось. Нас с В. Гладковым, А. Конаплевым, К. Бурнаевым и тремя «трудными» выделили в особую, техническую бригаду «Борода» (мне и В. Гладкову, как квартирьерам, разрешалось «бород не бри-ть») и поручили установить... пилораму. Пилорама, так пилорама. Не Боги горшки обжигают! Сделали. И теперь у всего отряда дела пойдут веселее. Пока ставили пилораму, отряд из котельного шлака паровозных топок (благо – станция рядом) соорудил фундаменты жилых домов, и вот уже два из них «подвели под крышу». Закладываем новый.

Наш отряд из первокурсников метфака (под командованием Владимира Куликова) численностью до 60 человек (вместе с девчатами и подростками) в то лето построил: 5 двухквартирных жилых домов «под ключ», здание и саму пилораму, выложил массивные стены животноводческого комплекса из при-родного камня, который мы сами добывали и перевозили. Словом, потруди-лись на славу.

Кругом одни верблюды. Иногда ходим на станцию посмотреть на лю-дей. Здесь, принимая во внимание нашу новехонькую необычную отрядную форму одежды, угощают нас, прямо с вагонов, арбузами. Иногда мы добыва-ем их самостоятельно, беря в долг. Устали. Скоро домой. Но вот еще «напа-сть». Всем отрядом вдруг дружно запели:

Из-за Барнео идет холера,

Идет холера на Котр-Тас!

Она смеется, она — химера

Готова, стерва, сожрать и нас

Но мы, студенты, ее клиенты.

Не лыком шиты и сейчас

Пойдем налево, потом направо,

В обход пробьёмся на Котр-Тас...

Вот с этой жизнеутверждающей песней мы и укатили от холеры в Маг-нитку. Первая наша «казахстанская целина» ушла в историю.