Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
А стройотряды уходят дальше чистовой вариант.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
29.33 Mб
Скачать

Об этих поездках по отрядам можно рассказывать бесконечно. Ведь за годы работы протяженность таких путей составила многие тысячи километ-ров. А в дорогах и в отрядах бывало всякое.

Чтобы полнее раскрыть всю многогранность работы областного штаба поведаю ещё одну историю о «дипломатах» для Магнитки.

«ДИПЛОМАТЫ» ДЛЯ МАГНИТКИ

В июне 1979 года Магнитогорск готовился отметить свое 50-летие. Это празднование должно было стать всенародным. Ожидалось прибытие 500-700 гостей со всего Союза. Уже изготовлены интересные сувениры, буклеты, альбомы, различные исторические справки и документы. Но как весь этот набор вручить многоуважаемым гостям? За пару недель до торжества кто-то из больших начальников предлагает все упаковать в модные и удобные, но еще диковинные у нас, тогда только еще появляющиеся «дипломаты»-кейсы.

Идею одобрили, но где их, эти кейсы, достать? В те годы все было де-фицитом, все поставлялось в плановом порядке по нарядам высоких инстан-ций, тем более такая невидаль. Сегодня эту проблему решили бы парой теле-фонных звонков. Но это сегодня.

А тогда закрутилось все. Обком партии дает команду... Обкому ком-сомола – обеспечить к сроку! Первый секретарь комсомольского обкома Со-ловьев Вадим Павлович «спускает» это срочное спецзадание своему, самому надежному и проверенному ни одним серьезным делом, помощнику – об-ластному штабу студотрядов. При этом никаких вариантов и даже денег не предлагается (варианты ищите сами, а оплата – по поставке). Ну, точно, как в сказке про молодильные яблоки и Ивана Царевича.

Штаб на роль Ивана немедленно определяет его бессменного началь-ника – Вячеслава Александровича Цапова. Крутись, Слава, как знаешь, но сделать надо и к сроку, а то не только тебе, но и нам голов не сносить! Славе «крутиться» не впервой. Он вспоминает:

— Узнаю, что изготавливают эти самые «дипломаты» в Воронеже и Минске. Созвонился. Там отвечают: такого количества нет, а если бы и были, то на отпуск этих строго фондируемых изделий все равно нужен наряд Ми-нистерства торговли. Стало быть, нужно лететь в Москву. Лететь, так лететь. Прибыл в Москву. Но как попасть в это охраняемое «пуще глаза» минис-терство? Спасибо выручил Сережа Канищев — наш, магнитогорец, работав-ший не один год комиссаром магнитогорского зонального студенческого от-ряда, а теперь – зам. зав. отделом ЦК ВЛКСМ. С его помощью прохожу в Министерство торговли, где мне нужно «попасть» на прием к заместителю министра. На месте его нет, где-то на совещании. Его помощник силится понять кто я, откуда и зачем, и пытается «перетолкнуть» меня в Управление.

Но я «воробей стреляный» и знаю, что Управление такого вопроса не решит, и я лишь потеряю там время. Жду замминистра.

В приемной, где я ожидаю своего часа, появляется несколько мужиков с того самого Министерского Управления (как я понял чуть позднее) и начи-нают «костерить» меня всякими «нехорошими» словами. Оказывается, в эти же дни Горьковский автозавод отмечает свой юбилей и ему, так же как и Магнитке, решением Совета Министров(!) выделены дефицитные товары, но удалые, лихие работники нашего Челябинского управления торговли этот Горьковский дефицит «по ошибке перехватили». Уверяю, что я здесь ни при чем, что никакого отношения к торговле вообще не имею. Управленцы успо-каиваются лишь после внимательного изучения моего штабного удосто-верения. Но теперь я еще больше утверждаюсь в мысли, что мне «не светит» в этом Управлении и нужно непременно ждать замминистра. Жду.

И вот он появляется. Полный, седой, представительный мужчина, лет за 40. Вслед за ним «ныряю» в его апартаменты и начинаю излагать суть просьбы. Он с кем-то долго говорит по внутреннему телефону и как бы одно-временно своего собеседника и меня спрашивает:

— А причем здесь дипломаты и начальник штаба Челябинских строй-отрядов?

Я еще и еще раз объясняю, что дипломаты нужны Магнитке, и что без них я не уеду, не могу уехать.

— Нет такого количества дипломатов на заводах-изготовителях, нет у вас фондов и помочь вам я не смогу, — разжевывает мне хозяин этого высо-кого кабинета, как бы ставя жирную точку на нашем разговоре.

Но и после этого я продолжаю сидеть и неотступно слежу за моим со-беседником. Он занят какими-то бумагами и всем своим видом дает понять, что я здесь лишний. Эти «смотрины» заместителя министра тянутся около часа. Очевидно, не выдерживая моего присутствия, он куда-то уходит.

Сижу, понимая, что во второй раз я в этот кабинет уже не попаду, и тогда «плакали» мои дипломаты. Не меньше часа в гордом одиночестве провел я в этом министерском кабинете, изучая его убранство. Кажется, запомнил в нем все, до последнего гвоздя, на всю жизнь, когда возвращается хозяин и удивляется тому, что я еще здесь. Видно, ему искренне жаль меня и, тогда, как бы сочувствуя, он произносит:

— Делают эти дипломаты еще на Украине, в производственном объ-единении «АЗОТ» Ворошиловградской области. Но свои поставки по фондам за полугодие они выполнили. И здесь я помочь ничем не могу.

Прошу написать рекомендательное письмо или «сделать звонок» на «AЗОT». Наконец, он сдается и, хотя рабочий день в Министерстве уже дав-но закончился, поднимает трубку, кого-то просит помочь мне и дает адрес производственного объединения на Украине.

Прощаюсь, благодарю и почти ни с чем возвращаюсь в гостиницу. Обо всем докладываю Соловьеву в Челябинск и узнаю, что... Челябинская и Ворошиловградская области – области побратимы. Прошу Вадима Павло-вича позвонить на Украину, и уже лелею надежду, что с побратимами дого-вориться сумею.

В Ворошиловграде к моим проблемам активно подключается Обком и Горком комсомола Северодонецка, где директор «АЗОТа» соглашается изго-товить мои дипломаты сверх плана... если мы сумеем достать в Донецке сверхплановую пружинную сталь для замков этих дипломатов.

Не буду рассказывать, как получал я эту злополучную пружинную сталь в Донецке, но, сопровождаемый криками и руганью, я эту машину со сталью в «АЗОТ» пригнал!

И опять незадача. План полугодия объединение выполнило, и многие рабочие ушли в отпуска. Мои дипломаты собирать некому. Бегу в комитет комсомола «АЗОТа». Поднимаем ребят-комсомольцев и за субботний и воскресный дни они собирают для Магнитки все 700 дипломатов. (Чтили и уважали комсомольскую Магнитку в те годы на Украине, да и во всем Союзе).

Следом «взяли за горло» проблемы с отправкой груза. Время торопит – до юбилея Магнитки остается одна неделя. А здесь, как на грех, выясняется, что перевезти эти дипломаты в КамАЗе за З,5 тысячи километров не полу-чится, ибо от этих нежных пластиковых изделий останутся одни обломки да алюминиевые каркасы.

Срочно «выбиваю» внеплановый железнодорожный вагон, который в обычном порядке заказывается за 45 суток вперед. Но дорога не принимает таких «легких», полупустых вагонов и приходится догружать мой вагон... че-моданами. Наконец, выталкиваю его со станции.

Раньше поезда прилетаю в Челябинск и здесь продолжаю «толкать» его дальше, в Магнитогорск. Сработал я «толкачем» в то преддверие праздника в Магнитке и за сутки (!) до юбилея она получила свои семьсот дипломатов. Высокие гости, говорят, остались ими, весьма довольны.

Вот такими проблемами иногда приходилось заниматься штабам сту-денческих отрядов. Да и чего не сделаешь для нашей Магнитки!»

Справка. Цапов Вячеслав Александрович с 1976 но 1986 годы – начальник штаба, а затем командир Челябинского областного студенческого отряда, ныне генеральный директор Челябинского ремонтно-инструмен-тального завода, председатель областного фонда ветеранов комсомола и сту-денческих строительных отрядов.

Награжден: медалью «За воинскую доблесть», серебряной медалью ВДНХ СССР, орденом Трудового Красного Знамени, медалью «За заслуги в деле возрождения науки и экономики России» (октябрь 2000г.), лауреат премии Петра Великого.

Вячеслав Александрович Цапов стоял у истоков студенческого дви-жения, и сегодня продолжает заботиться о ветеранах отрядов. Спасибо тебе, Вячеслав Александрович, за все сделанное и делаемое для магнитогорских студенческих и за те дипломаты к 50-летию города. Спасибо!

Но вернёмся к областному штабу. Ещё одной его постоянной ежегод-ной заботой было подведение итогов прошедшего трудового семестра и на-граждения лучших. Всё это происходило на заседании областного штаба в присутствии претендентов на победу. Здесь порой разворачивались нешу-точные споры между извечными соперниками – отрядами Челябинска и Маг-нитогорска, но какой-то неприязни или антагонизма при этом не было.

При награждении победителей широко использовался богатый арсенал всех комсомольских наград: вручение переходящих знамён, почётных грамот и знаков, фотографирование у знамени областной комсомольской органи-зации и другие. Использовалась и такая специфичная форма поощрения от-личившихся, как награждение отрядов туристическими поездками за гра-ницу. Эти туристические поездки организовывались в периоды зимних студенческих каникул, в феврале.

По действующим в те годы правилам туристические заграничные по-ездки разрешались советским гражданам единожды в два года. Мне довелось побывать с отрядами-победителями в Венгрии, Румынии, Болгарии, Фин-ляндии и на Кубе. А это – свидетельство тому, что добрая половина побед в соревновании студенческих отрядов области была за нашими, магнитогорс-кими отрядами.

Центральный комитет комсомола проводил Всесоюзные слёты студенческих отрядов. В 1966 году на первом таком слёте отряды Магнито-горска представляли Юрий Миронов, Анатолий Яковлев и Виктор Плеханов– студенты лучших отрядов МГМИ в Казахстане. В мае 1984 года на Всесо-юзный слет студенческих отрядов в Алма-Ате пригласили командиров Челя-бинского областного штаба Вячеслава Цапова, Бориса Данилова и меня. Мы сидели в президиуме, что подчеркивало значимость Челябинского област-ного и Магнитогорского городского отрядов во Всесоюзном движении. В то время на моей студенческой форменке красовались две высших награды ЦК ВЛКСМ и центрального штаба ССО: знак «Трудовая доблесть» и «За актив-ную работу в студенческих отрядах», как бы символизируя неразрывную связь комсомола и патриотического движения студенческих отрядов. Так оно и было. Отряды были лучшим детищем комсомола, одной из гордых и ярких составляющих его многогранной деятельности.

Переходящее Красное Знамя принимает

командир ССО В. Плешивцев

На торжественном приёме в Челябинском областном комитете комсомола.

Р. Тагиров, С. Уваровский, Б. Данилов, В. Насонов, В. Щекочихин

Лучший каменщик отряда «Магнит» В. Мещеряков.1971 год.