Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
А стройотряды уходят дальше чистовой вариант.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
29.33 Mб
Скачать

7. Областной штаб

В конце шестидесятых годов при Челябинском обкоме комсомола создается областной штаб студенческих отрядов. Он принял на себя многие подготовительные функции, что уменьшило нагрузку на городской и районные штабы ССО. Организационная структура облштаба практически полностью повторяла структуру Центрального штаба Всесоюзного отряда при ЦК ВЛКСМ. Теперь деятельность отрядов управлялась «сверху донизу». Все отряды страны подчинялись единому Уставу, работали в соответствии с планами Центрального штаба, носили единую форму, которая поступала из центра и приобреталась студентами за наличные. В отдельных Союзных республиках форма студентам выдавалась бесплатно.

Актив студенческих отрядов стройфака МГМИ на штабной учёбе

С комиссаром областного отряда Ю. Раваевевым и командиром «Индустрии» В. Щекочихиным (ныне – мэр г. Кыштыма)

Челябинский областной штаб ССО

В соответствии с заданиями центрального штаба областной штаб разра-батывал ежегодную дислокацию отрядов. Это устранило ненужную конку-ренцию между отрядами. А ведь ещё недавно случалось, что на одни и те же объекты устремлялись сразу по нескольку отрядов, что студентам было явно не на пользу. В облштабе функционировали инженерная служба и служба ох-раны труда, служба снабжения и медицинская. Возглавлял работу областного отряда командир, который утверждался обкомом комсомола и был подот-четен центральному штабу отрядов. В руководство облштаба входили комис-сар и начальник штаба. Много лет руководили областным отрядом Анатолий Камолкин, Виктор Воронков и Виктор Павлов, Борис Данилов, Вячеслав Ца-пов. Не один сезон работали комиссарами отряда бывший секретарь по идеологии комитета комсомола МГМИ Александр Шапиро и его преемник Владимир Дугинец, Юрий Раваев, инженер Николай Порязев, врач Алек-сандр Коваленко и другие, которых и сегодня знают и помнят в Челябинске и Магнитогорске.

Облштаб возглавлял всю подготовительную работу отрядов к летним трудовым семестрам. Начальник штаба и инженерная служба руководили до-говорной компанией. Договора с хозяйствами на предстоящий строительный сезон заключались в начале года штабами зональных и линейных отрядов на бланках единого образца с непременным выездом на места предстоящих работ. Для заключения договоров на «выездные» отряды, направляемые в дали дальние, облштаб командировал своих представителей. За время работы в областном штабе мне с этой целью довелось побывать в Актюбинске и Челкаре Казахстана, в Дагестане, в Стрежевом Томской области, в Алдане Якутии, в Магадане, в Южно-Сахалинске, в Курганском, Новосибирском, Томском, Якутском, Латвийском областных и республиканских штабах отря-дов. В иные годы за десяток дней договорной кампании приходилось про-летать самолётами до 20 000 км. Но ещё большего внимания требовала дого-ворная кампания на местах – в совхозах, колхозах и хозяйствах нашей об-ласти, где работала большая часть студенческих отрядов. И поверьте, это была нелёгкая и ответственная работа, во многом определяющая благопо-лучие студенческих отрядов в предстоящее трудовое лето.

Инженерная служба облштаба организовывала обучение бойцов ССО некоторым профессиональным строительным навыкам, основным положе-ниям строительных норм и правил, системе оплаты труда в строительстве. Служба охраны труда облштаба вместе с инженерами районных штабов еще в подготовительном периоде обучала студентов безопасным приемам работы на строительстве, а в последующем, контролировала безопасность труда на местах. К этой работе привлекались серьёзные специалисты «Госгортехнад-зора» и отделов охраны труда предприятий. Многие годы безопасность труда магнитогорских студенческих отрядов контролировал Николай Васильевич Бикреев. Областной штаб обеспечивал линейные отряды красочными и ум-ными буклетами и плакатами по охране труда.

Все необходимое для отрядов готовила медицинская служба. В линей-ные отряды и районные штабы направлялись врачи, отряды укомплектовы-вались аптечками, различными плакатами по медицинской тематике, которы-ми в рабочий период оформлялись отрядные медпункты. Эта служба органи-зовывала медосмотры и профилактические прививки всем бойцам ССО, руководила обучением студентов приемам оказания первой помощи, пра-вилам санитарии и гигиены, готовила из числа студентов санинструкторов.

Комиссарская служба планировала и возглавляла всю идеологическую и воспитательную работу в отрядах и даже организовывала выпуск специаль-ного приложения «На студенческой стройке» к газете обкома комсомола «Комсомолец».

Средства на содержание штаба, его организационные и прочие расходы перечисляли хозяйства, принимающие стройотряды. Поступление таких сумм в объёме 2% от освоенных отрядами капиталовложений предусмат-ривалось типовыми договорами подряда. Действующими положениями опре-делялась одна из существенных финансовых льгот для отрядов – с зара-ботков в отрядах не взимался подоходный налог.

В условиях всеобщего дефицита плановой системы одним из основных преимуществ студотрядов было то, что облштаб мог помочь им строитель-ными материалами: цементом и кирпичом, шифером и стеклом, пиломатери-алами и другими. Штаб получал соответствующие наряды в облисполкоме и распределял эти дополнительные материалы тем хозяйствам, где работали студенты.

В этой связи вспоминаются почти сказочные две истории, которые, однако, действительно имели место в отрядной жизни. Эту быль, с Вашего позволения, я назову «Обкомовский цемент».

ОБКОМОВСКИЙ ЦЕМЕНТ

Первую историю рассказал мне Валерий Павлович Филиппов. В конце 60-х возглавлял он большой студенческий отряд в Петропавловском совхозе Верхнеуральского района нашей области. На всех отделениях этого громад-ного совхоза-миллионера стояли тогда отряды. «Стояли» в буквальном смыс-ле – кончился цемент. Даже уважаемому в области директору этого крупного хозяйства, Герою Социалистического труда вот уже несколько дней эту проблему решить не удавалось. Ежедневные разговоры на оперативках о це-менте, провоцируемые командиром отряда, начинали раздражать. Строитель-ных дел в совхозе – не в проворот. Здорово начали работать студенты, и по-явилась уверенность, что всё требуемое для зимовки скота они сделать успе-ют. Но вот теперь, когда скудные запасы цемента кончились, и обещанных областью нарядов на цемент всё ещё нет, студенты «сели», и дело стоит. Командир отряда уже дважды грозился отряды снять.

В те годы студенческие отряды опекали члены бюро обкома партии, которые с этой целью раскреплялись за территориями области. Южные отря-ды курировал первый секретарь обкома комсомола Виктор Петрович Поля-

С командиром ССО В. Филипповым

(ныне начальником управления статистики г. Магнитогорска)

В. Поляничко – первый секретарь

Челябинского обкома комсомола

ничко. Очевидно, исполняя это поручение обкома партии, нежданно-негадан-но, без предупреждений и почётного эскорта он вдруг приехал в отряд Фи-липпова. С дороги был виден флаг над студенческой стройкой, и чёрная обкомовская «Волга» остановилась рядом с ним. Такие шикарные автомоби-ли к отряду ещё не подъезжали и, предчувствуя серьёзность момента, Вале-рий поспешил навстречу. Он сразу же узнал мощную фигуру Виктора, когда тот вылезал из машины. Валерий был членом обкома комсомола, и они не раз встречались на активах и пленумах.

Поздоровались. Поляничко расспрашивал о делах в отряде. За коман-диром к машине начали подтягиваться ребята, а Валерий, отвечая Виктору, по ходу представлял их:

– Это наш лучший каменщик, наш лучший бетонщик, а вот Иван ежесменно делает по полторы нормы на установке опалубки и плотницких работах.

При этом Поляничко принимал от своего шофёра наручные «командир-ские» часы, и со словами благодарности вручал и вручал их бойцам отряда. А студенты всё плотнее обступали секретаря обкома. Командир представляет лучшего бригадира отряда, и Виктор, у которого запас наградных часов уже кончился, снимает часы со своей руки и вручает их бригадиру. Было замеш-кавшаяся у свой полевой кухни, прямо в белом чепчике и фартуке подбегает к собравшимся, подталкиваемая любопытством, разгорячённая симпатичная отрядная повариха. Её экипировка сама собой говорит о том, кто она и чем занята в отряде. Но когда командир, представляя её, рассказывает, как из не-богатого ассортимента продуктов она вкусно и вовремя умеет накормить отряд, девушка смущённо зарделась, а Виктор Петрович снимает часы с руки шофёра «Волги» и вручает их студентке-поварихе.

Теперь уже весь отряд в сборе. Поляничко расспрашивает у ребят: слу-шают ли они радио, читают ли газеты, как проводят свободное время… Как-то ненавязчиво и к месту, в нескольких фразах рассказывает о главных собы-тиях в стране и мире, благодарит отряд за то, что не унывают, «не вешают носа» и обещает помочь с цементом.

Шофёр достаёт из багажника машины свежие номера газет и передаёт их отряду. Объяснив, что нужно срочно быть в обкоме, гости от обеда отка-зываются. Виктор торопится и со словами: «Ну, а теперь за цементом, чего откладывать?» – приглашает в свою машину командира отряда.

С того дня прошло более 35 лет, но до мелочей помнит его Валерий Филиппов:

– «Долетели» мы до обкома быстро. Поляничко оставил меня на попечение секретарши в приёмной, а к нему в кабинет сразу же потянулись работники обкома и люди, люди…

Сижу в приёмной уже пару часов. Отлучиться даже «по нужде» боюсь – а вдруг понадоблюсь? Скоротать время помогает обходительная хозяйка приёмной, которая не в первый раз угощает меня крепким чаем. Невольно в голову приходит мысль: за этим многолюдным потоком может быть и забыл Петрович, что я сижу здесь? Рабочий день на исходе. Последний посетитель вышел из кабинета Первого, и он приглашает меня к себе.

Беги, – говорит, – в Облисполком к Лаврентьеву. Он «в курсе». Дож-дись результата – и ко мне.

В приёмной Лаврентьева меня не задерживают, но он просит подож-дать: железнодорожники должны сообщить номер вагона с цементом для от-ряда. Меня опять угощают чаем, а председатель Облисполкома между тем расспрашивает об отрядных делах. Он как бы осторожно подбирается к глав-ному, интересующему его вопросу и, наконец, «в лоб»:

– Валера, а что, студенческие отряды действительно – дело стоящее? Или это просто игры молодецкие?

Я не первый год в отрядах, знаю о них не понаслышке, а поэтому убе-дительных аргументов в пользу отрядов мне подыскивать не надо. Главный руководитель Советской власти области согласно кивает моим горячим до-водам, и когда, наконец, сообщает номер вагона, мы в вопросах об отрядах уже друзья-единомышленники.

Бегу в обком комсомола. Виктор Петрович искренне обрадован, что теперь-то наш отряд без цемента не останется и, словно спохватившись, спрашивает:

– Слушай, Валера. Ты сегодня что-то ел? Деньги у тебя есть? Гости-ницу тебе заказывать?

– Да нет, отвечаю, – я ведь в чём был, в том и поехал. Денег нет, да и ночевать мне в Челябинске нельзя – ребята в отряде ждут.

Виктор заказывает диспетчеру машину для меня, из приёмной прино-сит вязанку сушек. Вместе «на посошок» пьём чай с сушками, и с первой звездой наступающей ночи я уже снова в отряде.

Вот такую историю о былом поведал мне Валерий Филиппов. С той поры прошло без малого десять лет, когда случилась другая, с тем же обко-мовским цементом.

Весной того года позвонили мне из областного штаба и просят:

– Возьмите в ваш отряд в Бредах четырёх парней из ЧПИ. Уж не пом-ню причины, по которой им непременно нужно было быть в том отряде, но точно помню, что намекнули – они смогут помочь отряду цементом.

Поговорил с командиром отряда. Тот согласился, и ребят из Челябин-ска в отряд приняли. И забыл я об этом, пока не напомнили.

Уже осенью звонят мне из приёмной Челябинского горкома партии:

– С вами будет говорить секретарь…

Его полного титула и фамилии я называть не стану – это не суть важно. Важно, что говорил человек, обличённый партийной властью, так сказать, «при исполнении». Представляюсь и слышу:

– В вашем студенческом отряде (называется место дислокации) работа-ли ребята из ЧПИ. Им заплатили неполностью, обсчитали.

Обещаю на этой неделе разобраться. Приглашаю командира и предсе-дателя ревизионной комиссии отряда со всей финансовой документацией. А надо сказать, что в те годы в отрядах велись типовые дневники, где были представлены и протоколы итогового собрания отряда с утверждёнными коэффициентами трудового участия, и ведомости выдачи зарплаты, и прото-колы ревкомиссии, подписанные всеми членами комиссии и подтверждаю-щие правильность финансовых операций по окончательному расчёту всех бойцов отряда.

Вместе с председателем ревкомиссии комитета комсомола института и руководством линейного студенческого отряда ещё и ещё раз проверяем правильность расчётов по зарплате. Никаких нарушений и ошибок в отряд-ной документации не обнаруживаем. Ребятам из Челябинска зарплата начис-лена даже с повышающим коэффициентом 1,2 – следовательно, отряд считал, что работали они неплохо, за что начислена доплата в 20% от среднего заработка по отряду.

При следующем телефонном разговоре с партийным функционером из Челябинска я сообщаю о результатах проведённой нами проверки и заверяю, что студенты из ЧПИ рассчитаны правильно. В отряде их не обманули. Считаю разговор завершённым и уже намереваюсь положить трубку, как слышу:

– Да, но ведь они помогали отряду цементом.

От такой постановки вопроса я на минуту теряю дар речи. Во мне вскипает ненависть к этому партийному боссу, пытающегося торговать свои-ми начальственными возможностями. За полтора десятка лет, что я работаю с отрядами, через меня прошли многие тонны и эшелоны стройматериалов для студентов и, честное слово, не разу даже не возникало мысли что-то «пои-меть» от этого. Да и то правда, от кого брать – у нищего, вечно голодного и раздетого студента? Не выбирая выражений, всё это я высказал своему челя-бинскому оппоненту и в сердцах бросил телефонную трубку.

Вскоре этот «борец за справедливость» ещё выше поднялся по служеб-ной лестнице. Говорят, что когда он своим присутствием осчастливил музей нашего горного института, то надолго задержался у стендов, рассказыва-ющих о студенческих отрядах. Очевидно, вспоминал о том, как жестоко они обманули его, недоплатив за обкомовский цемент.

А я вспоминал те «командирские» часы, что дарил студентам В.П. По-ляничко, тот его цемент из обкома и думал: как низко пали теперешние нра-вы «в Датском королевстве». Этому королевству уж не до романтики студен-ческих отрядов. Им бы урвать побольше. Но должен быть, да наверняка есть, как заклинал поэт:

«Но есть и Божий суд, наперсники разврата!

Есть грозный суд: он ждёт

Он недоступен звону злата,

И мысли, и дела он знает наперёд!»

Даже в уголовном мире исповедуют: «Жадность – губит фраера». Жад-ность и сгубила фраеров от партии, которым, уверен, спать со спокойной совестью уже никогда не придётся. Ну, да Бог с ними!

А я продолжаю рассказывать об областном штабе студенческих отря-дов. Ежегодно с пользой проходили семинары руководителей студенческих отрядов, где облштаб собирал для обмена опытом работы все зональные шта-бы. Такая учёба организовывалась ранней весной на туристической базе Миасса, где было интересно и весело. Не единожды здесь проводились дело-вые игры-диспуты, постановочные вопросы которых мы дружно разрабаты-вали всей делегацией от Магнитки. В работе таких семинаров принимали ак-тивное участие секретари обкома комсомола В. Поляничко, В. Соловьёв, Ю. Александрович, Л. Жилина, Т. Заморина и другие.

Но все же главная работа облштаба начиналась после митингов-пара-дов при проводах отрядов, когда отряды приступали к работе на местах. На штабных УАЗиках, а их в нашем облштабе было два, колесили штабисты по области, помогая отрядам в их деятельности, контролируя их работу. Вместе со штабистами перемещался между нашими линейными отрядами и я, командир Магнитогорского городского отряда. Как правило, первое кольцо таких инспекторских поездок охватывало Агаповский, Кизильский, Верхне-уральский, Нагайбакский районы, второе — Брединский, третье — наших соперников по областному соревнованию – челябинцев, в центре и на севере области. За лето такая круговерть по отрядам повторялась не один раз, а ведь еще были командировки по выездным отрядам, работавшим далеко за пре-делами области.

Проверки и взаимопроверки отрядов позволяли по ходу устранять не-дочеты в работе и, особенно, в вопросах охраны труда и взаимоотношений с заказчиками, способствовали распространению полезного опыта, обеспечи-вали объективность при подведении итогов соревнования.

Опытные командиры «на всю катушку» использовали приезд област-ного начальства для решения отрядных проблем. Приездов «начальства» ждали еще и потому, что это была самая оперативная и достоверная инфор-мация о работе других отрядов. Горячие трудовые будни не оставляли време-ни на «хождение по гостям» даже в соседние отряды, хотя там зачастую ра-ботали однокурсники, а узнать, «как там у них», было естественно.

Ездить нам приходилось много. Ведь надо было объехать не только центральные усадьбы совхозов, но и чуть не все их отделения, где стояли бригады отрядов. Маршруты своих поездок мы прокладывали с помощью штабных карт по любым проселочным дорогам и даже по бездорожью с тем, чтобы «спрямить» путь к ближайшему отряду. Ездили, невзирая на престоль-ные и светские праздники, и даже на погоду.

Помню такой случай. Прошли обильные дожди. Мы месим грязь по отрядам в Кизильском районе. Где-то «спрямили» и увязли. Вытащил трак-тор, и мы всё таки вырвались на нормальное щебеночное шоссе. На радостях, что уже не ползем, а едем – «идем на нормальной скорости». Солнце закрыто тучами. Кружась по бездорожью, мы давно потеряли всякие ориентиры, и сейчас по неплохой дороге несемся, не зная даже, в какую сторону света. Если все дороги ведут в Рим, то наши все равно приведут к студенческому отряду, а к какому сейчас – не суть важно.

По дороге подобрали каких-то местных и «жмем» дальше. Проехали, эдак, километров 10-15, и кто-то из нас спрашивает: «А вы не знаете, куда эта дорога?». Надо было видеть вытянувшиеся лица наших попутчиков. Еще бы! Четыре бугая в форме летят по дороге, «выжимая на всю железку», трезвые, но не знают, куда они едут. Не до всех сразу дошел парадокс такой ситуации, а когда объяснились, то зашлись все дружным неудержимым хохотом.