Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
А стройотряды уходят дальше чистовой вариант.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
29.33 Mб
Скачать

3. Техническая политика

«Голь на выдумки хитра», – говорят у нас. Вот и студенты в отрядах, когда порой не хватало самого необходимого, когда поджимали сроки, твор-или и выдумывали – рационализировали.

Строит отряд жилой домик. Предстоит штукатурить потолки. Ну, сте-ны – куда ни шло, а потолки? Раствор не хочет держаться, и все норовит упасть, в буквальном смысле, на голову. Думай, студент, думай. И приду-мали изготовить потолок из нешироких деревянных щитов. Щит уклады-вается на стеллаже «лицом» вверх, обивается старыми панцирными кроват-ными сетками (быстрее, чем дранковать, и не нужна сетка-рабица). По сетке наносится раствор, здесь же затирается. На веревках четыре парня подни-мают щит к месту его установки, кантуют. Остается только промазать русты на стыках щитов, и потолок готов.

На объекте плохо с цементом и нет извести, но есть доломитовый ка-мень фракции 25-30 мм. На старый радиатор (он выполняет роль поддувала) ставят бочку с дырчатым нижним днищем и без верхнего днища. Послойно засыпают до верха: два ведра доломита и ведро угля, и снова два и один. Раз-водят сверху костер. К утру содержимое в такой бочке прогорит – и выгру-жай готовую известь (выход процентов 80). Остальное - вновь в бочку и... только успевай «загасить» полученное! Есть известь, значит, можно делать кладочный и штукатурный растворы.

Мало кирпича. Применяют колодцевую кладку, пустоты которой за-полняют известково-шлаковым раствором или граншлаком. Нет кирпича. Стены одноэтажных домов можно выполнить из самана, который предвари-тельно заготовят и высушат на солнце местные жители.

Не из чего делать, да и нет времени на строительство лесов. Если зда-ние невысокое, то строить можно с кузова грузового автомобиля или трак-торной тележки, только успевай передвигать по периметру здания.

Нет крана. Значит, фундаментные блоки замени на бутобетон, а желе-зобетонное перекрытие – на дощатое.

Нет экскаватора. На прижиме сделай настил, чтобы подходила под него тракторная тележка, и сыпь в неё грунт, перемещая бульдозером.

Идет монолитный бетон. Нет ни миксера, ни бетононасоса. Копают траншею, перекрывают бревенчатым настилом, на который ставят бетономе-шалку. Вот теперь бетон из бетономешалки можно выдавать в коробки на тракторной тележке, а на объекте – краном на место укладки.

Предстоит построить за лето как можно больше жилых домов. Коробки домов у отряда идут ходко, а вот отделка, кровли - дело затяжное. С умным директором-заказчиком договариваются: мы делаем коробки, вы передаете (продаете) дома жителям и даете им стройматериалы на отделку и кровлю. Как правило, неленивая семья к осенним холодам поставит дом под крышу, и будет домов у вас в два-три раза больше, чем могло бы быть.

Нужно выдержать вертикальность углов и проемов в стенах здания. Можно это делать по отвесу, но проще установить угловые рейки, дверные и оконные коробки и уже по ним вести кладку. Ошибки исключены.

Быстро оштукатурить глиняно-известковым раствором коровник, ом-шанник или садовый домик можно промазывая рукавицей, а не обычным об-щепринятым методом. Такую неответственную штукатурку мы называли «под Маньку».

Конечно, все это требовало согласования с заказчиком, но, как правило, получалось и здорово экономило время студенческое и деньги заказчика. Многое другое практиковали в своей деятельности студенческие отряды. Такой опыт передавался от отряда к отряду, и никогда рационализация не была в ущерб качеству возводимых объектов. Может быть, и сегодня что-то из студенческого опыта пригодится людям.

Не все и не всегда получалось у студентов сразу. Многим и многому приходилось учиться на ходу строительства, и ребята брали своим упорством и трудолюбием, прихватывая «лишние часы» трудовых будней. Но не при-помню такого случая, чтобы отряд «поспешал» за счет ухудшения качества работ.

Вспоминается такой эпизод. В 1978 году представительная комиссия совхоза проверяет готовность к зимовке скота отремонтированных животно-водческих помещений. Работы сдает командир отряда «Романтик» Виктор Иванов. Входят в отремонтированный коровник.

На вопрос директора совхоза, – кто ремонтировал?! Командир отве-чает, – наш отряд. Претензий у комиссии нет. Все сделано на совесть. Пошли дальше. В следующем коровнике диалог повторяется. В очередном, в одном из помещений, где были отремонтированы полы, вдруг под ногами комиссии «разъехались» доски. Небольшое усилие – и еще одна доска отлетела, и еще, и еще… Вот уже целый ряд кое-как уложенных и слегка приколоченных до-сок сорван. Возмущению директора не было предела:

– Кто стелил полы? – в сердцах окликает он прораба.

– Шабашники, – выдавливает прораб.

Приемка объектов закончилась тем, что отряд «Романтик» за отлич-ную работу получил благодарность и приглашение приезжать в совхоз в сле-дующем году.

Конечно, случались в отрядах казусы. В том же, 1978 году, работал на строительстве элеватора станции «Буранная» отряд «Гренада» (командир А. Андреев, комиссар А. Бучин). Работа сложная, профессиональная – кладка высоких кирпичных колонн. Опыта у бойцов еще маловато, поспешили, пре-небрегли уровнем, отвесами и причалками и … перекосили колонны. Работу двух дней пришлось переделывать. Причины допущенного брака доскональ-но и пристрастно «разобрали» на штабе и отрядной линейке. Сделали выво-ды. Договорились работать только с хорошим качеством. И больше отряд подобного не допускал.

Качественной работе отрядов МГМИ способствовало их обучение ос-новам строительного дела. По инициативе ректора Николая Ивановича Ива-нова в институте были созданы специальные курсы, где бойцы будущих от-рядов получали свои первые профессиональные навыки строителей. Много труда в развитие этих курсов внесли Виктор Выпряжкин и Валентин Филимонов.

Конечно же, отличались своим умением строить отряды техникума ПТО, где многие бойцы уже поработали на стройках во время учёбы в техни-ческих училищах и имели рабочие разряды. Все остальные учились на собст-венных ошибках и на опыте ранее работавших в отрядах ребят.

«Не ошибается только тот, кто не работает», – говорят у нас. Ошибки от неумения в отрядах, конечно же, были, но заведомого брака в работе отря-ды никогда не допускали. Это претило их убеждениям, идеологии отрядов!

Добросовестный труд, качественная работа всегда были главными дос-тоинствами отрядов и рождали законную гордость у студентов за построен-ное ими.

И пара слов об инженерной отрядной психологии. Опытные командиры добивались того, чтобы бригадиры отлично понимали и осознавали то, что им предстоит сделать. Удивительно, но в молодой студенческой среде управ-ленцев часто появлялись руководители с задатками хорошего психолога.

Испытайте на себе. Вам что-то приказали сделать, сказали, как это нужно делать. А у тебя на сей счет есть свое мнение (это не относится к воп-росам охраны труда). Тяжело, без души, ты будешь исполнять команду. И совсем другое дело, если ты реализуешь свою идею. Здесь появляется энту-зиазм и «второе дыхание».

Помню, какой урок психологии мне преподал один умный молодой командир. Принимаю участие в вечернем заседании штаба отряда, где подво-дится итог сделанному сегодня, и ставятся задачи на завтра бригадиром. Почему-то долго штаб «ходит вокруг да около», решая, казалось бы, простую задачку. И вдруг, практически то же самое, но своими словами выговаривает, молчавший до этого, бригадир.

– Ну, ты молодец, ну ты даешь! – одобряют его товарищи. На этом заседание штаба и завершилось. После спрашиваю командира:

– Что так долго топтались? Ведь все понимали, что другого варианта нет?

– Понимали, да не все, – отвечает командир. – Вот теперь тому бригадиру, что выступил последним, кажется, что он сам додумал, как нужно поступить. Мы сообща подводили его к этому. Его бригаде завтра делать эту работу и, уверен, он горы свернет, воплощая «свои» задумки в дело. А по команде он работать не умеет.

Вот вам и инженерная психология. Этот опыт мы также пропаган-дировали на семинарах командиров. Надо сказать, что даже в институте на студенческих строительных курсах, где ребят обучали нужным в отрядах строительным профессиям, безопасным методам ведения работ, курса инже-нерной психологии, к сожалению, не читали. Не знают, пренебрегают ею и многие сегодняшние руководители даже высоких рангов. Приказал, а там, «хоть трава не расти». А жаль. Человеческий фактор - вещь в деле не послед-няя.

Немудрёная техническая политика студенческих отрядов сводилась к простым строительным заповедям: строить быстрее, дешевле и качественно. Это их принципиально отличало от «шабашных» бригад, главной целью ко-торых было – побольше «урвать», даже если придётся поскупиться собст-венной совестью. Нам с ними было не по пути.