Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
А стройотряды уходят дальше чистовой вариант.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
29.33 Mб
Скачать

2.Отряды, дети и подростки

В самых первых наших студенческих отрядах появилась добрая тра-диция: работа отрядов с детьми. Тогда, в 65-м, в Казахстане при отрядах создавались детские лагеря труда и отдыха, где пионервожатыми работали наши девушки – бойцы отрядов. Эта инициатива студентов находила приз-нание официальных структур. Так, начальник Целиноградского краевого управления сельского хозяйства Ф. Моргунов издает специальный приказ:

«По инициативе комсомольских организаций при студенческих строи-тельных отрядах организовать пионерские лагеря труда и отдыха «Спут-ники». Придавая важное значение организованному отдыху пионеров и школьников, с целью оказания помощи студентам в повсеместном открытии лагерей – спутников приказываю директорам совхозов совместно с дирек-торами школ решать вопросы:

а) питания ребят за счет родителей, рабочкома, совхоза и заработанных детьми денег;

б) размещения ребят и оборудования лагеря

Содействовать содержательной работе лагерей-спутников».

(Газета «Молодой целинник на студенческой стройке» № 13 (98), 9 июля 1965 года).

Пионерские лагеря труда и отдыха – спутники ССО здорово зарекомен-довали себя в сельской местности, вдалеке от стационарных заго-

1 965 Г. Казахстан. Котртас. Первые подростки ссо с шефами

В. Гладковым, К. Бурнаевым и В. Лесковцом

Штабная

Оперативка

/в центре

Р. Тагиров,

И. Кадошников/

Готовимся к

очередной учёбе

штабов ССО

/второй слева

В. Черненко,

ныне

генеральный

директор

страховой

компании «СКМ»/

родных детских лагерей. Но дело это специфичное и трудное. К сожалению, эта добрая отрядная традиция в последующем была утрачена.

Не менее сложной в своём воплощении была другая идеологическая и патриотическая задача – воспитание в отрядах подростков. По началу мы сгоряча замахнулись даже на «перевоспитание» педагогически запущенных ребят, как правило, уже состоящих на учёте в детских комнатах милиции, подростков из трудных, пьющих и гулящих семей. Но «перевоспитать» за время одного трудового семестра практически не получалось. Другое дело – оказать обществу посильную помощь в воспитании трудных подростков ин-тересной работой и красивым благородным бытом в студенческих отрядах. Эту важнейшую социальную задачу многие годы отряды решали успешно. Здесь мы целиком и полностью полагались на опыт первых юношеских коммун, описанных Макаренко в его «Флагах на башнях». Опираясь на этот опыт, анализируя удачи и просчёты в работе с подростками в первых студен-ческих отрядах, полагаясь, наконец, на здравый смысл и реальные условия, строили мы в отрядах эту работу.

Здорово получалось в отрядах, где имелась лошадка, на которой подво-зили к объектам стройматериалы, воду и всякую всячину. Управляли такими лошадками, как правило, подростки. Они холили, кормили и купали лоша-дей, что и тем и другим доставляло неописуемое удовольствие. С этими ум-ными и благодарными животными добрели, оттаивали ребячьи души, иногда крепко помятые былым.

Многие подростки работали подмастерьями каменщиков, но не столько на подносе кирпича, а с мастерком, заполняя кладочные швы или выполняя забутовку кладки (а верстовой ряд гнал «шеф»). Такой, вполне квалифициро-ванный, совместный с шефом труд накрепко связывал подростка со студен-тами, поднимал его авторитет, делал его полноценным членом отряда.

Конечно, с подростками было непросто. В 65-м году в первые наши ССО в Казахстан мы взяли 45 подростков подшефного магнитогорского дет-ского дома. В отряде, работавшем в совхозе Шетергизском случилась такая незадача: приходит на амбулаторный пункт к отрядному врачу подросток и показывает покрасневшую и припухшую свою ладонь.

– Что случилось? – спрашивает врач. – Ты нигде не ушибся, тебя никто не укусил?

– Нет, – говорит. – Ничего такого не было, а вот...

Врач дает подростку освобождение от работы на три дня. Припухлость спадает, и подросток снова приступает к работе. Но не прошло и недели, другой приходит к врачу с такой же припухшей ладонью, и опять нет каких-то видимых внешних ссадин или следов укуса. И тогда врач понимает, что это не последствия тяжёлой трудотерапии. Его просто «водят за нос». Но как? И врач объявляет свое решение:

– Ты говоришь, что твоя ладонь опухла сама по себе? Но так не бывает. А так как ты скрываешь от меня, что ты с ней сделал, буду лечить: по пять уколов в день. Ложись на кушетку, и начнем лечение.

Ну, а кто из подростков не боится уколов? И взмолился пацан:

– Мы в детдоме часто так «косим». Отстучишь ладонь кедом, вот она и вспухнет. Но я, тетя Валя, больше не буду, не надо уколов.

На том и порешили, а опыт этого «лечения» передали по всем отрядам, чтобы врачи были готовы и к такому.

Со временем сложились основные принципы работы отрядов с подрос-тками:

1. Подростка можно зачислить в отряд только по его желанию и по со-гласованию с его родителями. (Еще тогда, в первых отрядах, мы усвоили, что в отряды нельзя брать подростков по чьему-то «направлению». Работа с подростками должна строиться только на их непременном желании быть в отряде.)

2. Подросток – это юный боец отряда, на которого распространяются все Уставные положения.

3. Подросток не должен работать в стороне от отряда и «стоять на под-хвате».

4. Подростка никто не смеет называть «трудным» и расспрашивать о его былой жизни. Об этом он может рассказать только добровольно, по соб-ственной инициативе.

5. Подросток должен быть занят на стройке не более 6 часов в день (так того требовал Кодекс законов о труде). При этом нужно организовать его до-суг в оставшееся от работы время.

6. У подростка должен быть персональный шеф, с которым он работает практически постоянно в течение всего трудового отрядного лета.

Иногда брали в отряды и совсем не трудных ребят, как правило, стар-шеклассников, за которых просили преподаватели института или учителя школ. Эти ребята хорошо работали, были дисциплинированны и накрепко сливались с отрядом, так, что, порой, определить, где студент, а где подрос-ток, было сложно. Здесь у шефа подростка была другая задача: подтянуть его в учебе, подготовить к поступлению в институт. Своих воспитанников отряд опекал в вузе на вступительных экзаменах, и «провалов» практически не случалось. Вот почему были в институте студенты, имеющие еще дову-зовский отрядный опыт – хороший костяк будущих строительных отрядов.

Самым строгим дисциплинарным наказанием подростка было лишение его права (на время) носить стройотрядовскую форму. Это решение объяв-лялось командиром отряда перед строем или на собрании отряда. И эта, каза-лось бы, простоя меры воздействия, воспринималась провинившимся очень серьезно, зачастую со слезами на глазах (и это-то перед всем отрядом!). И такой мерой дисциплинарного воздействия не злоупотребляли. Но в подав-ляющем большинстве подростки работали в отрядах хорошо, активно участ-вовали во всех его делах. Помню случай, когда подросток был даже помощ-ником комиссара отряда.

Работа с подростками не заканчивалась и после летнего трудового се-местра. Шефы активно участвовали в их судьбе: определяли на учебу или ра-боту. Помогали правильно распорядиться заработанным в отряде (вместе хо-дили по магазинам, чтобы одеть подростка во все новенькое, им самим зара-ботанное), подсказывали, что подарить матери, братишкам и сестренкам, и т.д., и т.п. Зачастую шеф с согласия подростка открывал на него сбере-гательную книжку, где хранился остаток заработка. Так, совместно с шефом они и тратили эти средства, с умом и подконтрольно. Это приходилось де-лать обязательно в тех случаях, когда на семью подростка нельзя было поло-житься – прогуляют и пропьют. А здесь – ни-ни.

Как правило, после работы в отряде бывших «трудных» подростков к всеобщему удовольствию снимали с учета в детской комнате милиции, что делалось так же с участием отряда. Лишь в единичных случаях отдельные воспитанники отряда имели приводы в милицию, но абсолютная часть под-ростков еще долго поддерживала дружеские отношения с отрядами, стано-вясь на праведный жизненный путь. Сколько заблудших душ возвратили от-ряды к нормальной жизни? Сотни и сотни! Это ли не свидетельство громад-ной воспитывающей силы стройотрядовского движения!

И по прошествию полутора десятков лет студенческие отряды продол-жали эту очень нужную и полезную работу с подростками и для подростков. Формы такой работы обогащались отрядным опытом. В зональном отряде имени «50-летия ВЛКСМ» (комиссар Николай Агафонкин) продолжалась операция «Долг». Впервые все 36 линейных отрядов, все 850 студентов этого зонального отряда развернут серьезную работу в операции «Солнышко». Каждому отряду, работающему в черте города, был определён свой подшеф-ный микрорайон или детский клуб, где студенты, в свободное от основной работы время, вместе с детворой благоустраивали игровые площадки и озеленяли их. Отряд «Горизонт» в Бреденском районе строил детский сад (мастер отряда Юрий Ковалев). Отряд «Ритм» на далеком Сахалине построил игровую площадку для подшефного детского сада. Заработанные средства отряд перечислил детсаду на приобретение детских игрушек. И такие приме-ры не единичны. Работа с детьми и школьниками не завершается с окон-чанием лета. Она продолжается шефскими группами курсов и факультетов.

Теперь студенческие отряды стремились расширить своё влияние на учащихся профтехучилищ города, обучающиеся строительным специаль-ностям. Большое внимание этому уделял в 79 году зональный отряд «Индуст-рия» (командир Вячеслав Щекочихин, главный инженер Александр Кощеев).

Постоянная забота штаба о подростках дает результаты. В отрядах эти молодые бойцы не чувствуют себя посторонними. Они – активные участники в строительстве и во всем многообразии отрядной работы с жителями села, в операции «Долг» и других общественно-полезных делах студентов.

Вадим Янченко, учащийся СГПТУ №15, боец отряда «Юбилейный» вспоминает: «С первого дня я понял, что попал в дружный и веселый коллек-тив. Очень быстро почувствовал себя здесь своим человеком. Студенты по-могали освоиться в работе, постоянно поддерживали, когда было трудно. Общее дело здорово сдружило нас! Я не мог подвести их, не мог отставать в работе. Есть у меня наставник – Сергей Емельянов, с которым интересно ра-ботать: ведь он столько умеет! В свободное время мы тоже не скучаем. Я помогаю в оформлении стенгазеты «Юбилейный». Часто собираемся мы в тесный кружок и поем под гитару. Нередко проходят встречи с молодежью села на волейбольных и футбольных площадках. Очень хотелось бы и в следующем году поехать в отряд со студентами».

Второй год приезжает в совхоз «Бреденский» девичий отряд стройфака МГМИ «Млада». В отряде работают две девушки из СГПТУ № 53. Это Валентина Кияева и Галина Инкина. Трудно привыкали они к отряду, нелег-ко сходились с девчатами. Немало усилий, внимания и такта в отношениях к Вале и Гале нужно было применить командиру «Млады» Ольге Овчиниковой и комиссару отряда Ольге Фадеевой. Да и остальные бойцы отряда не оста-вались в стороне. В первый же день работы на объекте рядом с девчонками встали Наталья Краснова и Зухра Муратова и терпеливо объясняли и показывали, как надо работать. И на следующий день они были вместе, и еще, и еще… Так ненавязчиво и незаметно оказались Наташа и Зухра нас-тавниками девчонок-новичков. И сейчас их подопечные девчушки уже час-тенько радуют своей умелой работой и трудолюбием.

Командир отряда «Монолит» Владимир Казанцев рассказывает:

– В отряде «в одной упряжке» со студентами работали учащиеся СГПТУ – 77 Ильдар Аширов и Павел Чубенко. Это их первое трудовое лето. Наставниками у подростков лучшие бойцы отряда Леонид Щикин и Ген-надий Козлов, которые стали для молодых бойцов отряда настоящими друзьями.

– Мы даже не подозревали, что можно так здорово и интересно рабо-тать, что все сделанное собственными руками, может вызывать такую не-обыкновенную гордость, – в один голос говорят подростки.

В 1979 году в девичьем отряде стройфака МГМИ работали «Семеро смелых» из нашего индустриального техникума. Отряд штукатурил и красил двухподъездные двухэтажные дома, что много лет сиротливо зияли своими почерневшими бревенчатыми фасадами на выезде из центральной усадьбы молочно-овощного совхоза ММК. Без помощи этих рыцарей-подростков, как называли их девчонки, отряд бы не осилил такого сложного задания. Но отряд свое дело сделал, и вместе с ним с честью прошли трудную школу стройотрядов эти семеро из МИТа.

В том же году там же в МОСе работал единственный в своем роде строительный отряд «Полет», скомплектованный на базе СПТУ №15 Магни-тогорска. И здесь все получилось как надо. Но, к сожалению, этот опыт даль-нейшего развития не получил, а если и работали учащиеся профтехучилищ на сельских и городских стройках, то, как всегда, по привычной устоявшейся схеме – в порядке производственной практики подсобниками в бригадах про-фессиональных строителей. Организация отрядов вообще, а тем паче таких специфических, требует определенных усилий и настойчивости, а это всегда, во все времена было в дефиците.