Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
А стройотряды уходят дальше чистовой вариант.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
29.33 Mб
Скачать

7. Флаги над отрядами

Студенческие строительные отряды в соответствии с Уставом имели отрядные флаги с названием линейного отряда и его эмблемой. Эти флаги красноречиво говорили о том, откуда прибыл отряд, как бы подчеркивая, что здесь трудятся не какие-то работяги-шабашники, а патриоты своей страны, ее лучшие представители.

Особенно значимы были эти флаги, когда отряды работали вдалеке от родных мест, а в Дагестане, они к тому же, рассказывали всем и всякому о том, кто, из каких мест нашей большой Родины откликнулся на горе дагес-танцев и пришел им на помощь в трудную годину, после землетрясения.

Но подъем флага на какой-либо территории всегда означал еще и то, кто покорил, завоевал эту землю, кому она принадлежит под этим флагом. Так было во все времена, у всех народов. И понятна гордость нашего народа за Знамя, поднятое в Берлине над Рейхстагом, как символ Победы, символ разгрома фашистской Германии, или за флаг, водруженный альпинистами при покорении очередной горной вершины.

Вот, исходя из этих двух значений флагов, рассказывающих кто и откуда и на чьей земле, мы настоятельно советовали отрядам поднимать неп-ременно на одну высоту два флага: свой отрядный или своей союзной рес-публики и дагестанский, чтобы тем самым еще и еще раз подчеркнуть, что и после землетрясения жив и един своей национальной автономией Дагестан, и на дагестанскую землю пришли с миром, с помощью друзья, народы-соседи.

О двух флагах над отрядами мы, штабисты, говорили непременно каж-дому командиру прибывающих линейных студенческих отрядов, но, как го-ворят на Востоке: «сказать, это еще не значит – сделать». Иногда штабная аксиома нарушалась, что приводило к неприятным последствиям.

Как-то поздно вечером прибегает к нам в штаб комиссар Азербайджан-ского линейного отряда, дислоцирующегося в Хасавъюртовском районе. Как и на чём он добрался до штаба, спрашивать было некогда, ибо почти с порога он начал выкрикивать:

- Спасите, спасите. Их всех порубят! – С трудом удалось понять, кто он и откуда. Комиссар рассказал: их отряд сейчас окружен кольцом автомашин с зажженными фарами и весь на виду на этой страшной арене. Что за этим кольцом света – не видно, но приезжие местные вайнаки требуют, чтобы от-ряд до рассвета «убрался восвояси». Грозят, что в противном случае они всех «изрубят в мелкий шашлык». Отряд пока держит круговую оборону, но вряд ли долго продержится. И все это потому, что отряд поднял на флагшток, здесь в Дагестане, флаг Азербайджана. Еще днем какие-то мальчишки начали бросать по нему камнями, требовали снять. Мальчишек разогнали и вот те-перь... отряд в осаде. Комиссару чудом удалось вырваться из этого окружения, воспользовавшись наступившими сумерками. На мой вопрос о возможности перемирия, комиссар так убедительно затряс головой, что боль-ше к этому мы не возвращались.

Надо было принимать срочные и неординарные меры. Если там, в отря-де, пострадает хотя бы один боец, оправдания тому быть не может. Прини-маю решение – отряд эвакуировать. Звоню дежурному Дагестанского обкома партии, объясняю ситуацию и прошу соединить по ВЧ с дежурным ЦК ВЛКСМ Азербайджана. Дозвонились. Прошу соединить с секретарем центра-льного комитета комсомола. Соединяют со вторым. Уже заполночь, времени до рассвета, когда там, в отряде может произойти непоправимое, остается все меньше и меньше.

Объясняться с только что поднятым с постели секретарем ЦК ВЛКСМ Азербайджана некогда и я, представившись, передаю ему по сути распоряже-ние: до рассвета студенческий отряд Азербайджана из Дагестана вывести, ибо могут быть жертвы. Обещает немедленно выехать и лично разобраться.

В нервном напряжении ждем добрых два часа. Но вот перед окнами штаба остановились два больших автобуса и в штаб вбегает, представляясь на ходу:

– Второй секретарь ЦК ВЛКСМ Азербайджана.

– Командир отряда в Дагестане, – отвечаю, а он, пытаясь захватить инициативу, на правах старшего по рангу:

– Что Вы паникуете, не можете урегулировать недоразумение?

Но здесь, не обращая внимание на чины, начинает что-то громко вык-рикивать на своем комиссар линейного Азербайджанского отряда. Лицо вто-рого секретаря мрачнеет, а я добавляю:

– Сейчас главное спасти людей. Срочно выезжайте на место. Эвакуи-руйте отряд, а уж потом у нас будет время для разбирательств и выяснения отношений. Я остаюсь здесь на связи.

Уехали. Нервы напряжены, как натянутые струны. Что там? Как?!

Позвонил дежурному обкома. Нет, он ничего не знает. Никаких тре-вожных сообщений не поступало. Ждем уже более двух часов.

И вот снова тревожную темноту ночи режут фары автобусов. В них дремлют студенты-азербайджанцы. Выбегаю к автобусам. Навстречу идет «второй».

– Все живы, все здоровы? – спрашиваю.

– Все, – отвечает. Спасибо, товарищ. Вовремя успели. Договориться миром там бы не получилось. Ты был прав. Еще раз, спасибо за ребят.

Простились. С тем и уехал отряд студентов Азербайджана из Дагес-тана. По нашим, уральским меркам, казалось бы, из-за пустяка уехал.

Ни до этого, ни в последующее десятилетие моей работы с отрядами не было ни одного случая такого чрезвычайного съема отряда. А ведь со сторо-ны могло показаться пустяк – флаг отряда. Но только не на Кавказе.

Об этой еще одной местной особенности я сообщил в своем отчете Центральному штабу отрядов и каждый год повторял Магнитогорским и Челябинским отрядам на семинарах штабистов:

Флаг – дело ответственное!