Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
воображаемый партнер.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
153.6 Кб
Скачать

Результаты

В силу большого массива полученных результатов, остановимся лишь на тех данных, которые имеют непосредственное отношение к сформулированным выше исследовательским задачам.

Первый Блок данных относится к выявлению феномена ВП, формам его проявления и функциям в каждом конкретном случае.Второй — демонстрирует связь между самовосприятием детей своей компетентности и содержанием взаимодействия с ВП.Третий — представляет собой изучение связи между частотой взаимодействия детей с ВП и наличием и характером социальных контактов за пределами семьи.

Феномен «воображаемого партнера» (ВП) исследуется в психологии более пятидесяти лет, однако до сих пор остаются нерешенными во8

Результаты первого блока данных

Форма существования ВП: у трех детей ВП не имеет материальных опор; у одного ребенка материальной опорой служит собственная рука. У остальных испытуемых в качестве материальных опор выступают игрушки маленького размера, легко перемещаемые в любое место. Интересно, что у двух испытуемых, у которых отсутствуют материальные опоры, периодически наблюдается идентификация с ВП. Вне зависимости от наличия или отсутствия материальных опор, дети относились к ВП как к персонажам, наделенным собственной психической активностью (несовпадающими желаниями, самочувствием). У всех детей взаимодействие с ВП выходило за рамки единичной игровой активности и часто случалось в бытовых ситуациях (поход к врачу, поездка в транспорте).

Испытуемая Д., 7;4 года. За год до эксперимента у Д. появился ВП (Лимончик). В качестве причины его возникновения мама девочки называет одиночество Д. Сама Д. объясняет его возникновение так: «Мы были на юге, в Ялте. Ехали на машине. Вдруг я смотрю — кто-то сзади. У него, оказывается, машина есть». Для Лимончика не требуется материальных опор. Переход к взаимодействию с ним осуществляется очень легко. На вопрос экспериментатора, может ли она позвать Лимончика, отворачивается и что-то шепчет в сторону.

Эксп.: Он сейчас здесь?

Д.: Ушел. (Поворачивается в сторону, делает в воздухе на расстоянии 10–15 см от пола жест, как будто пожимает кому-то руку.)

Д. (шепчет в сторону): Мне сейчас некогда. Я разговариваю. Обиделся? Не обижайся. (Делает в воздухе жест, как будто гладит кого-то.)

Д. не знает, сколько Лимончику лет, затрудняется описать его внешность, но соглашается нарисовать, как они с Лимончиком играли в кегли. Д. осознает воображаемый статус своего ВП, говорит, что это она его придумала, чтобы ей не было скучно, и в то же время отмечает, что может его видеть, хотя и «по-другому», тогда как для других людей он невидимый. Д. взаимодействует с Лимончиком практически каждый день, большей частью дома, в основном в рамках бытовых ситуаций и в лечебных центрах, больницах. Д. занимает по отношению к нему позицию товарища, включает Лимончика в рисунок семьи, но не включает в «Круг общения».

Содержание ваимодействия с ВП.

Функции ВП. В ходе взаимодействия с ВП дети проигрывают и проговаривают события дня, свои переживания, морально-нравственные коллизии (ссоры со сверстниками), демонстрируют свои навыки или умения (чтение, письмо) в форме отчетов, писем, проведения уроков.

Испытуемая О., 9;11 лет. ВП — учительница Ольга Николаевна, с которой испытуемая иногда идентифицируется, а иногда просто присутствует на уроке в качестве помощницы учительницы. Монолог от имени учительницы: «Мы узнали о Ньютоне — знаменитом физике и астрономе.… Ньютон был с самого детства одиноким ребенком. Ему было одиноко. Так как Ньютон был один, он был нелюдим, и одноклассники отвечали ему. В классе один мальчик толкнул его, решил в учебе перегнать. До этого был последним в списке успеваемости, а потом стал первым».

Результаты интервьюирования детей и дневниковые записи родителей показывают, что дети начинают взаимодействовать с ВП в ситуациях, когда они переживают чувство тревоги (интенсивное взаимодействие перед помещением в больницу для проведения серьезной операции), обиды (здоровые сверстники на даче убежали и не стали играть),

Феномен «воображаемого партнера» (ВП) исследуется в психологии более пятидесяти лет, однако до сих пор остаются нерешенными во9

Одиночества (перед днем рождения, на который никто из других детей не приглашен), желание разделить положительные эмоции и яркие впечатления (от просмотра фильма, успехов в школе, семейных событий), когда необходимо обсудить сложные проблемы (проигрывание конфликтной ситуации).

Для иллюстрации приведем результаты статистической обработки периодичности взаимодействия с ВП, значимых событий дня и настроения ребенка (по результатам дневниковых записей мамы испытуемой К., возраст 8;11 лет). Период значимых совпадений соответствует

Времени перед помещением в больницу для длительной серьезной операции (по результатам графического анализа). Однако статистический анализ (методом временных рядов) связи периодичности взаимодействия ребенка с ВП и настроения и самочувствия на протяжении всех трех месяцев (в течение которых велись дневниковые записи) статистически значимую связь не подтвердил (коэффициент ассоциативной связи Phi=0,211; уровень значимости Р>0,075 для настроения и коэффициент ассоциативной связи Phi=0,119; уровень значимости Р>0,086 для самочувствия).

Таким образом, результаты качественного анализа содержания взаимодействия детей с ВП позволяет выделить следующиеФункции ВП:

1) Функция ориентировки — ребенок проигрывает разнообразные варианты значимых для себя ситуаций, переживая связанные с ними эмоции и объективируя свои переживания, за счет чего ориентируется в проблемной ситуации и проигрывает способы ее изменения во внутреннем плане;

2) Компенсаторно-замещающая функция — моделирование позитивных ситуаций общения в случае реальных проблемных или обедненных социальных контактов. При этом ребенок не абстрагируется от реального взаимодействия, а, напротив, объективирует и оформляет свою потребность в общении, и развивает свою игровую и социальную компетентность;

3) Защитная функция — стабилизация самооценки ребенка в случае длительных психотравмирующих ситуаций, угрожающих образу Я; снижение отрицательных эмоциональных переживаний и уровня фрустрации.

Характер взаимодействия и отношение к ВП. Ролевые взаимоотношения между детьми и их ВП можно объединить в три большие группы: горизонтальные равноправные отношения; вертикальные иерархические отношения; идентификация ребенка с ВП.

У трех детей на протяжении длительного времени наблюдается устойчиво-доминирующая позиция по отношению к ВП (старший друг, родитель, учитель); у одного ребенка — устойчиво-равноправная позиция (сверстник — партнер по игре). У остальных — позиция иногда меняется с доминирующей на подчиненную (у трех испытуемых) или равноправную (у двух испытуемых). Все дети как легко прекращают взаимодействие, так и легко вступают в контакт с ВП по собственной инициативе. Содержание взаимодействия пяти детей с ВП достаточно развернуто и понятно для постороннего наблюдателя. Трое испытуемых включают своих ВП в число значимых партнеров по общению (член семьи или партнер по играм), о чем можно судить по результатам методик «Рисунок семьи» и «Мой круг общения». Один ребенок отмечал посещение ВП в специальном журнале.

Преимущественная форма взаимодействия с ВП — ролевые диалоги в течение короткого времени, переходящие в односторонние ответы: шепотом в рамках бытовых

Феномен «воображаемого партнера» (ВП) исследуется в психологии более пятидесяти лет, однако до сих пор остаются нерешенными в1о0

Ситуаций (прогулка, прием у врача, поездка в транспорте, просмотр телевизора, в процессе изобразительно-конструктивной деятельности). В процессе общения дети делают паузы, ожидая ответной реплики ВП. В присутствии других людей дети по собственной инициативе могут проговаривать желания и действия ВП, задавая контекст ситуации, в которой взаимодействуют с ним. Видеть ВП может только сам ребенок, осознавая факт его существования только в воображаемой плане. В рамках единичных игровых ситуаций взаимодействие с ВП происходит в форме свернутой сюжетно-ролевой игры с использованием минимальных материальных опор.