Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
gadzhiev_v_g_i_dr_sost_russkodagestanskie_otnos...doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
3.82 Mб
Скачать

1812 Г. Февраля 7.— «Условные пункты», принятые лезгинскими союзами сельских обществ Самурской долины при подтверж­дении подданства России

Мы, горские народы, именуемые ахтинцы, алтыпаринцы, докузпаринцы и мискинджелинцы, приняв ныне на вечную верность и подданство е. и. в., всероссийскому великому г. и. и самодержцу Александру Павловичу, присягу в присутствии российского ген.-м. Хатунцова и желая всегда остаться под покровительством всероссийского престола, согласуемся на следующих пунктах:

1-е. Отрицаемся отныне навсегда самовластия и обещаемся не признавать над собою иной власти и зависимости, кроме российского правительства, яко верноподданные России, и не иметь никакого сно­шения с окрестными владениями и их владельцами, России не принадле­жащими, так как и неприятелей оной признавать за собственных своих неприятелей.

2-е. Так как исстари народы показанных селений признавали над со­бой начальство, бывшее в Кубе, то и теперь желаю навсегда находиться под распоряжением российского правительства, в Кубе существующего, которому оказывать всякое повиновение и покорность.

3-е. Поелику российское правительство обещает нам всякое со стороны своей покровительство и позволяет на землях, Кубинской провинции принадлежащих, содержать во всякое время года стада овец наших с отво-

298

дом для оных пастбищных мест, и ни малейшего не делать ни в чем притеснения, то в благодарность сего мы повинны платить, по обыкно­вению, с каждых ста баранов по одному в пользу казенных доходов.

4-е. Сверх того, в знак верноподданнического нашего усердия, обязуем­ся вносить в дань в казну е. и. в. ежегодно, сверх помянутых взиманий за овчарные кишлаги, со всех наших овечьих стад, с каждой сотни по одному барану, как с имеющих находиться на Кубинской степи, так неизъемлемо и в других местах, так как по скудости наших земель дру­гой дани вносить мы не в состоянии,— которых и отдавать воинскому начальнику, в Кубе пребывающему, под квитанции, начав взносом сей повинности с будущего 1813 г. бездоимочно, в свое время: то есть в первых зимних месяцах, без всякого уже побуждения со стороны прави­тельства, с таким при том условием, чтобы с нашей стороны ни малей­шей не было утайки в количестве овец, под непременным, в против­ном случае, взысканием большого штрафа в казну. Всех же стад счи­тается у нас ныне до 55 тыс. баранов.

В достоверение чего мы, нижеподписавшиеся, поверенные от народа ахтынского, алтыпаринского, докузпаринского и мискинджелинского стар­шины подписали сии пункты и приложили к ним свои печати в кр [епости] Кубе, в лето от Рождества Христова 1812-е (а по мухаммеданскому исчислению 1226), месяца февраля (сафар) 7-го дня.

А КАК. Т. 5. С. 162.

№ 398

1812 г. марта 5.Рапорт командующего войсками в Дагестане Н. М. Хатунцева главнокомандующему на Кавказе Ф. О. Паулуччи о раскаянии бывшего дербентского Ших-Али-хана во враждебных дей­ствиях против России

Изменник Ших-Али, бывший хан дербентский и кубинский, прислал ко мне с чиновником своим, Магомед-беком, письмо, в котором, рас­каиваясь в своих поступках против России, просит исходатайствовать ему прощение и милость у е. и. в., всемилостивейшего нашего г., под державою которого желает он остаться навсегда непоколебимо верноподданным.

Желая соответствовать таковой просьбе Ших-Али-хана, весьма для нас полезной, я отвечал ему также письмом и уверил чрез присланного от него чиновника, что совершенно искренне его раскаяние в его ветренных деяниях без сомнения исходатайствует ему ту великую милость и что я представил уже о сем в. пр. Присланному же с письмом чиновнику его, Магомед-беку, в знак благосклонного с нашей стороны расположе­ния, дал я на счет экстраординарной суммы 6 червонцев.

И потому, почтеннейше прилагая у сего в оригинале помянутое письмо, прошу покорнейше в. пр. не оставить, по просьбе Ших-Али-хана, все­подданнейшим вашим г. и. представлением о всемилостивейшем прощении ему его винностей, если он сего заслуживает, и меня снабдить по сему предписанием.

5 марта 1812 г.

ЦГВИА. Ф. ВУА. On. 1. Д. 6164. Л. 533. Копия.

299

399

1812 г. мая 18.Рапорт командующего войсками в Дагестане Н. М. Хатунцева главнокомандующему на Кавказе Н. Ф. Ртище­ву о желании казикумухских владетелей Фетали-бека и Хасан-бека вступить в подданство России и о намерении Ших-Али-хана уйти в Персию

Сего месяца 13-го числа выбежали из Казикумуха и прибыли в кр. Кураг родные братья Аслан-хана кюринского, Хасан-бек и Фетх-Али-бек, и просили с покорностью принять их в покровительство и верно­подданство России, объявляя при том, что искреннее желание их давно было явиться с покорностью к российскому правительству, но строгий надзор Сурхай-хана за ними, и особенно за семействами их, препятствовал таковому желанию до настоящего случая, на который они с отважностью решились и совершили. О принятии коих просит равномерно и Аслан-хан, с тем, чтобы им позволено было жить при нем в Кюринской провинции. По таковой просьбе первый из них, Хасан-бек, прибывший ко мне в Кубу, приведен уже мною на верность и подданство е. и. в. к присяге, другой же, Фетх-Али-бек, отправился с Аслан-ханом вверх Курага для нужных распоряжений в предосторожность от покушений Сурхай-хана, и когда возвратится оттоль и прибудет в Кубу, в то время и его также приведу к должной присяге. Впрочем, я согласился на то, чтобы обоим им жить в Кюри, сходно желанию Аслан-хана.

Помянутый Хасан-бек, прибывши ко мне, подтвердил тоже, что, Ших-Али имеет непременное намерение удалиться в Персию по приглашению его туда, и делает нужные к тому приготовления. Сурхай-хан же находится в Казикумухе во всегдашнем страхе, опасаясь нашествия российских войск и, с своей стороны, не имеет будто-бы важных предприятий, по­тому что де не находит способов собрать значительного числа войск, в по-

собии которым, как аварцы, так акушелинцы и дуздахарахцы ему отказывают; но со всем тем, по убеждению сыновей его, приглашает якобы казыкумухцев и из других вольных деревень некоторое количество для ча-паулов на Кюринской плоскости. Противу чего, однако же, как со стороны моей, равно и владельца Аслан-хана, приняты нужные предосторожности, и во всем округе, мне вверенном, обстоит благополучно.

АКАК. Т. 5. С. 615, 616.

400

1812 г. июня 10.Грамота Александра I кюринскому владетелю Аслан-хану,195 об утверждении его наследственным и потомст­венным ханом и награждении саблей за верность и содействие в покорении кюринских жителей

Нашему любезно-верноподданному, покойного Шах-Мардана казику-мухского сыну Аслан-беку, наша имп. милость и благоволение. По все­подданнейшем донесении командовавшего в Грузии, нашего ген.-л. мар­киза Паулуччи, о поражении дагестанских войск, стремившихся под на­чальством мятежного Ших-Али-хана на опустошение Кубинской провин­ции, нам верноподданной, и достойном наказании способствовавшего ему в том хана Хамбутая казикумухского и горских лезгин чрез поражение и их, с покорением Кюринской области и обладанием кр. Кюри, составляв­шею главнейшую его защиту, приятно было видеть нам, в. г., что вы в том коварном умысле никакого участия не принимали, а напротив того — оказали истинное усердие к имп. престолу нашему и прямое попече-

300

ние о благе кюринских жителей, содействуя к вызову их из лесов и уще-лин, где они укрывались после разбития лезгин, к возвращению их в преж­ние жилища и к склонению на добровольное покорение державе нашей.

Во уважение таковой благонамеренности вашей, мы, в. г., наше и. в., со­изволяя наградить вас за тот подвиг особою нашею милостью и не сомневаясь вообще в преданности вашей к нам, изъясненной в пунктах условия, с ген.-м. Хатунцовым вами учиненного по данной ему от ген.-л. маркиза Паулуччи доверенности, и в дополнительных статьях, к тому усло­вию присовокупленных и вами подписанных, признаем вас и утверждаем наследственным в Кюринском ханстве и потомственным ханом под верхов­ным покровительством, державою и защитою Российской империи, вслед­ствие чего, включая вас и дом ваш и всех Кюринскаго владения жителей в число наших верноподданных, обещаем вам и преемникам вашим наше имп. благоволение и купно с тем, за благо приемля все статьи, в тех услови­ях вами подписанные и в копии с российским переводом от слова до слова к сей нашей жалованной грамоте приложенные, утверждаем оные имп. на­шим словом, за нас и высоких преемников наших во всей силе, на веч­ные времена ненарушимо.

В ознаменование же ханского достоинства жалуем вам саблю и знамя с гербом империи Всероссийской, которое имеете вы хранить в доме вашем, повелевая и преемникам сего достоинства испрашивать на оное вые. ут­верждения нашими имп. грамотами, которые, равно как и сия, по особому милосердию нашему и будут им жалуемы. В прочем, поручая вам управ­лять жителями сего ханства с кротостью и правосудием, уверены мы, что и преемники ваши в преданности своей к нашему имп. престолу и в точном исполнении воспринятых на себя обязанностей пребудут непоколебимы.

В таком надеянии и в залог монаршей нашей к вам и ко всему Кюринского ханства народу милости дана сия имп. наша грамота за собственноручным нашим подписанием и с приложением государствен­ной печати в Вильно, июня 10-го дня в лето от рождества Христова 1812-е и царствования нашего в 12-е.

Подписано: Александр Контрассигнирозал гр. Румянцев. АКАК. Т. 5. С. 631, 632.

401

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]