Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
gadzhiev_v_g_i_dr_sost_russkodagestanskie_otnos...doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
3.82 Mб
Скачать

1806 Г. Декабря 21*.— Отношение главнокомандующего на

Кавказе И. В. Гудовича министру иностранных дел А. Я. Буд-

бергу о подтверждении подданства джарцами и принятых ими

обязательствах в отношении уплаты недоимок 182

Имею счастье с сим же курьером всеподданнейше донесть е. и. в. о приведении лезгинцев в совершенную покорность и послушание. Имею честь о том же сообщить и в. высокопр., что лезгинцы, посланными с 2-х сторон отрядами, быв заперты в главном лезгинском месте, в Чарах, вместе с конницею прибывшего туда аварского Султана-Ахмед-хана, где их находилось до 10 тыс. чел., так были устрашены, что не смели сде­лать ни одного выстрела победоносным войскам е. и. в. и в такую пришли робость, что первонаходившийся там Султан-Ахмед-хан просил позволе­ния у ген.-м. Орбелианова приехать к нему на переговоры, что когда ему было дозволено, то он, предлагая свое повиновение, просил отпустить его войска, которые и были выпущены.

Сей же Султан-Ахмат-хан в присланном ко мне письме извинился, что он с войсками прибыл в Чары не для вспомоществования лезгинцам, а да­бы просить меня о выдаче ему тетки его с ее детьми, находящейся в Ка-рабагском владении, и чтобы от милосердия е. и. в. через всеподданнейшее мое ходатайство испросить себе прежнее жалованье, каковое он получал, оставленное покойным кн. Цициановым. Я, доводя о сем до сведения в. высокопр., покорнейше прошу исходатайствовать на сие вые. е. и. в. решение с тем, что если я в продолжение усмотрю истинную его во всем покорность и усердие к России, то в то время было бы оное ему по-прежне­му производимо.

Прочие же лезгинцы по данным от меня ген.-м. Орбелианову наставле­ниям доведены до такой покорности, что они обязались заплатить всю недоимку оставшихся на них податей, отпустить всех захваченных пленных из воинских чинов, из которых, ежели бы какой оказался утаенным, то платить за каждого по 1500 руб. сер. в штраф. Также обязались за угнанных в 1803 г. Донского казачьего Ефремова полку 187 лошадей заплатить за каждую лошадь по 25 руб. сер. и дать по выбору аманатов, отпустить на прежнее жительство во внутрь Грузии до 1000 семейств татар с р. Иоры, бежавших в Чары, и быть всегда в покорности и по­виновении, платя бездоимочно в положенный срок дань, на них наложен­ную, и ответствовать обще за каждое хищничество и увлечение в плен, сделанное кем-либо из числа их ветренников. По поводу чего лезгинцы взнесли тотчас в число недоимки 6228 червонцев и в число заплаты за отогнанных лошадей 228 червонцев. Прислали ко мне первых и почет­нейших 12 старшин для испрошения прощения и помилования, которые явились ко мне в знак чистого раскаяния в преступлениях своих, крайнего смирения и покорности с повешанными на шеях саблями, прося пощады и помилования. Грузинский народ ** был при сем позорище в восхищении,

* Дата отправления

** Феодальные распри автор документа ошибочно выдает за вражду между народами.— Ред.

276

видя своих коренных врагов в крайнем смирении на порабощенной покор­ности, в каковой они еще их никогда не видели.

Почему я, видя таковую их покорность и раскаяние, по полномочию, вые. мне данному, простил их с тем, что сие в последний раз, и с тем, чтобы они были спокойны, исполняя все данные ими обязательства. Таким обра­зом чарцы, белоканцы и разные роды лезгинцев усмирены мною и приве­дены в совершенное послушание без потери и одного чел. из победонос­ных войск е. и. в. О чем, уведомляя вас, м. г. мой, с отличнейшим почтением и проч.

ЦГИА ГССР. Ф. 2. On. 1. Д. 17. Л. 5, 6. Копия.

№ 369

1806 г. декабря 21.Отношение главнокомандующего на Кав­казе И. В. Гудовича министру иностранных дел А. Я. Буд-бергу об изменении текста присяги на верность России в соот­ветствии с желанием Сурхай-хана казикумухского '83

В дополнение прежнего отношения моего к в. вые., что я предписал ген.-от инф. Булгакову при возвращении его из Баку с отрядом войск, им командуемым, привести к полной присяге на верность вечного под­данства е. и. в. казикумухского Сурхай-хана Хамбутая, имею часть уведомить вас, что ген. Булгаков на возвратном пути к Кубе исполнил сие с успехом, и Сурхай-хан Хамбутай казикумухский в присутствии ген-м. Лихачева дал присягу на вечную верность подданства е. и. в., которую при сем в оригинале почтеннейше прилагаю.

Но трактата по примеру прочих ханов, находящихся под всероссий­скою державою, каковой был послан к ген. Булгакову, Сурхай-хан не под­писал в то время, почитая, что 7.000 червонцев положенной по трактату дани он не может платить по скудости его владения, и просил дать ему время о сем подумать. Ген. же Булгаков не счел надобным тогда заняться тем, чтобы принудить его силою войск подписать трактат и при­остановился исполнением сего, поколику вероломный и безпутный Шх-Алн, бывший хан дербентский, в то время, не дождавшись всемилостивей­шего ему прощения, уже нарушил данную им присягу на вечную верность е. и. в. и, предполагая пустые свои затеи, вывел из гор. Кубы всех жителей в горы, а также, разъезжая и по селениям кубинским, производил разные беспорядки. Каковой случай заставил ген. Булгакова, удовольствовавшись одною присягою, данною Сурхай-ханом Хамбутаем, остановится в Кубе, дабы собрать жителей, удалившихся в горы, и привесть все в прежний порядок, что теперь исполняется, и жители почти все возвратились уже в город.

На письменный же вопрос Ших-Али, посланный от него, для чего он жителей из Кубы удалил в горы, он отвечал, что сделал сие, опасаясь приблежения наших войск. Но я, зная коварство его и измену, приказал ген. Булгакову сего вероломного, ветренного и безумного, Ших-Али нака­зать и непременно его поймать, что поручил также и всем ханам, окружаю­щим кубинское владение, как-то: Мустафа-хану ширванскому, шамхалу тарковскому и хану дербентскому, также и самому сему Сурхай-хану казикумухскому.

Между тем, желая поскорее успокоить и привести в равное между собою положение всех дагестанских ханов и ввести в подданство Сурхай-хана трактатом по примеру других ханов, решился убавить из дани, предложенной ему, до 4.000 червонных, назначив платить только по 3000 червонцев в год, так как полагаю, что и вся дань от него ничего не сос­тавляет для казны е. и. в., о каковом уменьшении я еще прежде имел

277

счастие всеподданнейше доносить е. и. в. При том, уничтожив пункт о построении крепости для войск российских в Казикумухском владении, который также удерживал Сурхай-хана согласиться на подписку, а помес­тив вместо того другой, чтобы по надобности и по обстоятельствам вво­дить в сие владение российские войска для зашищения оного, я отправил сей трактат с надежным штаб-офицером к Сурхай-хану при особом моем письме для заключения и подписки оного. Сей последний пункт побужден я был уничтожить, как во избежание развлечения войск, так и для того, что для построения крепости в ущельях Казикумухских нет удобного места, при чем отделение туда части войск для занятий оной, которые были бы отдалены от других наших постов, и продовольствие их встречало бы всегда большие препоны и затруднения. Что же по сему воспоследует, я не премину впоследствии уведомить о том вас.

А КАК. Тифлис, 1869. Т. 3. С. 378, 379.

370

1807 г. января 5.Донесение командующего войсками на Кав­казской линии С. А. Булгакова главнокомандующему на Кавка­зе И. В. Гудовичу с представлением к награждению каракай-тагского уцмия Адиль-хана, табасаранского кадия Магомеда и других владетелей

На повеление в. с. от 23 ноября за № 1960, которым вы изволите требовать моего мнения — какого награждения заслуживают кто из таба­саранских владельцев, также и уцмий, в. с. имею честь донести, что так же, как усмий каракайтахский, есть из первых и сильнейших почти владельцев в Дагестане, равно и кадий табасаранский, по смежности его владения и соседстве к Дербенту, нам нужен. А при том, как оные оказывают всегда совершенное свое усердие, то, конечно, желание их есть, чтобы они всемилостивейше награждены были чинами и монаршими милостями, по примеру шамхала тарковского. Прочим же соседственным небольшим владельцам табасаранским, как-то Маасум-беку, Махмуд-беку, Мустафа-беку, равно и карчагскому Мустафа-беку же, ежели угодно будет в. с-ву, для поощрения их испросить оным приличные чины с следующим жало­ваньем, то они сим очень довольны будут.

А КАК- Т. 3. С. 387.

№ 371

1807 г. января 29*.Отношение министра иностранных дел А. Я. Будберга главнокомандующему на Кавказе И. В. Гудо­вичу об утверждении Александром I его представлений о награждении Султан-Ахмед-хана аварского184 и др.

Из деталей в. с-ва, полученных с фельдъегерем Дороцким, е. в. с осо­бенным удовольствием усмотреть соизволил продолжение благоразумных ваших предприятий, на существенных пользах основанных и увенчанных повсюду желаемым успехом.

Покорение Джарской провинции и обращение аварского хана к денеж­ному повиновению без кровопролития сколько приятно было государю имп., столько же, с другой стороны, доказывает благовременное предви­дение и опытность в. с-ва. А потому рекомендованные вами удостоены к получению испрашиваемых вами награждений, и я сообщил уже вые.

* Дата отправления

278

волю е. в. ген.-адъют. гр. Ливену на произведение м. Луарсаба Орбелиа-нова и мелика Джимшид, Шах-Назарова в ханы, полковников кн. Авеля Андроникова в капитаны и кн. Георгия Баратова в порутчики.

Все прочие представления в. с-ва равномерно одобрены г. имп. Вслед­ствие чего, мне остается только сообщить вам, м. г. моему, состоявшиеся по оным вые. разрешения.

  1. На возвращение Султан-Ахмат-хану аварскому прежнего жалова­ ния государь имп. соизволяет точно с тем ограничением, какое помещено в представлении в. с-ва, то есть, буде усмотрено будет действительно усердие и покорность его к России. Впрочем, е. в-во вые. разрешает вам, м. г. моего, касательно всех горских и персидских владельцев, получающих жалование, останавливать и возвращать им оные по местному вашему соображению, донося всякий раз е. в. о причинах, к тому побуждающих.

  2. О доставлении к в. с-ву 20 тыс. червонных и вещей, нужных для подарков, даны уже вые. повеления.

  3. Ходатайство ваше по просьбе грузинской царевны Марии государь имп. изволил принять во уважение, поелику же вознаграждения членов грузинского дома производились по Министерству внутренних дел, вые. повелено дело сие препроводить к министру внутренних дел гр.Кочубею на рассмотрение.

  4. Государь имп., приемля желание правительницы Мингрелии кн. Ни­ ны Георгиевны приехать в С. Петербург, с особенным благоволением соглашается с мнением в. с-ва отклонить сие намерение ласковым образом, желая при том, чтобы она сама убеждена была вашими рассуждениями, что невозможно ей в теперешних обстоятельствах отлучиться из Мингре­ лии, не подвергая вредным следствиям края, ею управляемого.

  5. На проезд в С. Петербург имеретинского царевича Георгия, незакон­ ного сына Александра и внука царя Соломона I, воспоследовало вые. соизволение с произвождением ему определенного от в. с-ва содержания, присовокупляя к тому и нужные для путешествия его издержки по вашему благоусмотрению.

Исполняя сим вые. волю е. в., пребываю с истинным почтением и проч.

ЦГИА ГССР. Ф. 2. On. 1. Д. 17. Л. 7, 8. Копия.

№ 372

1807 г. февраля 28.Рапорт командира Кабардинского полка Д. 3. Орбелиани главнокомандующему на Кавказе И. В. Гудо-вичу об обязательстве Султан-Ахмед-хана аварского перед рус­ским правительством и о посылаемых им аманатах

Для получения от аварского Султан-Ахмед-хана на правилах, кои угодно было в. с. предположить после публичной присяги, письменного обязательства о пребывании его в ненарушимой верности е. и. в., все­милостивейшему государю нашему, и в залог оной аманатов командиро­вал я полка, мне вверенного, кап. кн. Орбелиани по причине закрытия летнего пути к Аварии чрез Дербент 17-го числа декабря 1806 г., который ныне, возвратясь оттоль, представил мне обязательство то и взятого в аманаты двоюродного брата Султан-Ахмед-хана. Сказанных аманата и обязательство оригиналом при кап. кн. Орбелиани, отправляя в. с-ву, имею честь доложить: владелец сей письменно ко мне относился, что под­данные его привержены ему так, что вопреки его воле никто из них делать не дерзнет, и по сему посылает он в аманаты не подданного, а род­ственника своего, прося представительства у в. с-ва моего о позволении тетке как его, так и отравляемого аманата, жене покойного карабаг-ского хана, с ее детьми, находящейся в Карабаге, выехать к нему,

279

если она пожелает. Когда же захочет остаться тамо, то обращает к в. с-ву он нижайшую свою просьбу о жаловании для прожития ей с детьми в уделе, хотя малое количество из имения, принадлежавшего прежде хану, а для получения от нее отзыва сего посылает он одного чиновника своего. Обязательство:

  1. Я, аварский Султан-Ахмед-хан, обязуюсь, клянясь священным ко­ раном сохранять верность к е. и. в., всемилостивейшему г. и. всероссий­ скому, усердие свое и преданность.

  2. Должен удерживать всех подвластных мне ст хищничества, грабе­ жей, всяких шалостей и неприличных поступков, а в случае последования противного оному, за все то отвечать.

  3. Соседей моих по самой крайней моей возможности от подобных деяний буду не только воздерживать, но и отвращать. Имея на дерзновен­ ных и упорных вооруженную руку, буду пресекать им пути у переходов и поражать везде,— словом ставить таких за моего собственного неприяте­ ля. Когда же сил моих на то доставать не будет, тогда о таковых, как и о всяком неприятном для е. и. в. чьем-либо поступке или слухе, давать знать ближайшему российскому начальству.

  4. Беглых и другими случаями зашедших ко мне всякого состояния российских подданных должен отсылать к тому же начальству, не удер­ живая у себя, ни у подвластных мне.

И 5) В залог, что сие обязательство во всем свято и непоколебимо мною соблюдено будет, а за неустойку по оному отвечать буду, даю амана­тами на всегдашнее пребывание одного ближайшего моего родственника и 2-х почетнейших старших моих, коих с общего согласия моего с тем начальником, в ведении которого находиться они будут, могу переменять людьми равной им степени.

Приложена печать Султан-Ахмед-хана. АКАК. Т. 3. С. 373, 374.

373

1807 г. марта 9.Письмо главнокомандующего на Кавказе И. В. Гудовича майору Али-Пенах-беку о назначении его дербентским наибом, награждении его медалью и выплате

жалованья

По желанию дербентского общества и по известному в вас усердию и верности к вые. престолу е. и. в., оказанных при приближении непобеди­мых российских войск к Дербенту, я признал за нужное утвердить вас наибом гор. Дербента под непосредственным управлением и зависимостию от находящегося в Дербенте коменданта м. Лукьянова. Уверен будучи, что вы возлагаемую на вас сию должность потщитесь исправлять со всем усердием и старанием, соответствующим пользам службы е. и. в., отдавая при том полную справедливость вашим поступкам, приличным всякому верноподданному, посылаю при сем золотую медаль, всемилостивейшие вам пожалованную, с вые. е. и. в. изображением, для ношения оной на шее на красной ленте.

В рассуждении жалованья, всемилостивейше вам назначенного по ок­ладу майорскому, то я предписал м. Лукьянову удовлетворить вас оным, за все прошедшее время вами неполученное со дня произведения вас в майорский чин, в получении коего вы и дадите ему свою расписку.

Что же касается до возвращения вам деревень в Кубинском владении, то теперь еще сделать сего не можно; впрочем, если вы службу свою

280

всемилостивейшему и в. нашему г. и. будете продолжать всегда с таковым же усердием и верностию, как доселе, чему покажете и явные опыты, то я не промину в свое время, стараться о вознаграждении вас доходами с деревень, вам принадлежавшими, как вы то показываете.

АКАК. Т. 3. С. 388.

374

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]