
- •§ 1. Предмет социологии
- •§ 2. Основания для существования социологии как автономной дисциплины
- •§ 1. Теоретическая и практическая социология
- •§ 1. Понятие взаимодействия и поведения людей . Социология как наука о поведении взаимодействующих людей и его результатах
- •§ 2. Субъективный и объективный методы изучения психических явлений. Спор "субъективистов" и "объективистов" в психологии и социологии. Решение спора
- •§ 1. Взаимодействие как простейшее социальное явление
- •§ 2. Элементы явления взаимодействия
- •§ 3. Индивиды как элемент явлений взаимодействия
- •§ 4. Акты (действия) как элемент явлений взаимодействия
- •§ 5. Проводники как элемент явлений взаимодействия
- •5. Рикошетное влияние проводников на поведение и психические переживания
- •§ 1. Виды взаимодействия в зависимости от индивидов
- •§ 2. Виды взаимодействия в зависимости от характера актов
- •§ 3. Виды взаимодействия в зависимости от проводников
- •§ 1. Явление взаимодействия как коллективное единство или реальная совокупность
- •§ 2. Социологический реализм и номинализм
- •§ 1. Условия (факторы) возникновения коллективных единств
- •§ 2. Условия (факторы) сохранения коллективных единств
- •§ 3. Условия (факторы) распадения и разрушения коллективных единств
- •§ 1. Переход к аналитике сложных социальных агрегатов и предварительное понятие последних
§ 4. Акты (действия) как элемент явлений взаимодействия
I. Акты людей как раздражители
Обратимся ко второму элементу системы взаимодействия - к актам или движениям взаимодействующих индивидов. Как не раз уже было отмечено, взаимодействие людей характеризуется тем, что здесь переживания и поведение одних людей обусловливается существованием и поведением других. Иными словами, в явлениях взаимодействия раздражителями для участвующих в нем индивидов являются другие индивиды. Человеческий организм непрерывно получает множество раздражений от окружающей его среды, - раздражений, заставляющих его непрерывно реагировать на них теми или иными движениями, сознательно или бессознательно направленными на установление равновесия между организмом и средой. Это равновесие требуется интересами сохранения жизни. Всякий организм в течение своего существования представляет из себя подвижное равновесие. Раздражители среды чрезвычайно разнородны. Они относятся и к неорганическому миру, и к миру органическому. Внешние, неорганические раздражители, по классификации Давенпорта, распадаются на такие: "1) химические раздражители, 2) вода, 3) (density of medium) плотность среды, 4) молярные агенты, 5) тяжесть, 6) электричество, 7) свет, 8) теплота". Ферворн делит их на 5 основных групп: 1) механические, 2) химические, 3) тепловые, 4) световые, 5) электрические167.
Непосредственное изучение таких раздражителей и вызываемых ими реакций в область социологии не входит. Точно так же не входит в эту область и изучение раздражений и реакций, вызываемых биологическими раздражителями, т.е. другими организмами. Паразиты, живущие на теле человека - комары, мошки, мухи, собаки, дикие звери, короче, множество организмов, с которыми так или иначе приходится соприкасаться человеку, несомненно являются для него раздражителями. Но изучение их, как и вызваемых ими реакций, не составляет непосредственную задачу социологии. Последняя изучает только явления человеческого взаимодействия, т.е. такие отношения, где "раздражителями" людей выступают люди же, где изменение переживаний и действий одного индивида вызываются прямо или косвенно другим или другими индивидами.
Человек как живое существо непрерывно действует, постоянно совершает те или иные поступки, движения, акты... Эти движения и акты доходят до другого человека в качестве раздражителей и заставляют его в той или иной форме реагировать на них.
Вся жизнь людей представляет почти сплошной поток таких акций и реакций. Каждый из нас в течение каждого дня встречается с множеством людей, получает раздражение от множества действий других индивидов и принужден ежеминутно в той или иной форме реагировать на них. Каждый из нас, иными словами, погружен в человеческое море; волны этого моря непрерывно ударяют о наш организм в виде слов, прикосновений, движений, ударов, поступков, воспринимаемых органами зрения, слуха, обоняния, осязания, и всем телом, и заставляют нас, в свою очередь, непрерывно реагировать на них словами, движениями рук, ног, всего тела, рядом усилий, поступков, короче - множеством актов простых и сложных, тяжелых и легких, мучительных и приятных и т.д. и т.д.
Таким образом, ближайшими средствами раздражения, исходящими от человека к человеку, являются поступки или акты поведения людей. В этом смысле они могут быть названы элементами системы взаимодействия.
Такое выделение их в качестве элементов рекомендуется еще и по следующим соображениям. Громадная роль, которую играет человек в качестве раздражителя, обусловливающего переживание и поведение других людей, была бы значительно меньшей, если бы мы мысленно представили себе человека подобием мраморной статуи, неспособной на движения и поступки. В этом случае он, как раздражитель, играл бы роль не большую, чем те памятники в городах, мимо которых мы проходим каждый день. Они возбуждают наше любопытство в первый раз, быть может, заставляют один-два раза остановиться около них, осмотреть и "полюбоваться" ими и... только... Потом, ставши привычными, они перестают быть раздражителями. Совсем иначе обстоит дело, когда перед нами живая статуя, человек или множество людей, вечно что-то делающих и своими действиями "раздражающих" наши органы зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса, всю нашу рецептивную систему в виде внешней поверхности нашего организма. В этом случае мир людей представляет perpetuum mobile, непрерывно испускающий волны раздражителей и непрерывно заставляющий нас реагировать на эти раздражения.
Акты или поступки людей, играющие роль непосредственных раздражителей, по своему конкретному виду бесчисленны и недоступны хотя бы приблизительному описанию и характеристике. Однако эта конкретная разнородность не мешает подвести их под немногие общие рубрики. Эти рубрики могут быть различными в зависимости от того, какой принцип мы кладем в основу классификации поступков. В нижеследующем я дам несколько подразделений актов, которые нужны будут для дальнейшего.
II. Акты делания и неделания
Человек может раздражать других людей: 1) или тем, что он совершает ряд движений, делает что-либо (в узком смысле), или 2) тем, что он не совершает ряда движений, не делает что-либо, воздерживается от движений.
Так, один человек может "оскорбить" другого и вызвать у последнего ряд поступков либо тем, что он говорит оскорбительные слова (делание), либо иногда тем, что он "презрительно молчит" (внешне остается пассивным, неделание). Поведение Х-а может привести его к тюрьме (т.е. обусловить вмешательство полиции и судей) либо за делание чего-либо, например, за убийство, либо за неделание чего-либо, например, за "бездействие власти" или за неисполнение тех поступков, которые он должен был выполнить.
С этой точки зрения, следовательно, все поступки человека можно разделить: 1) на акты делания, 2) на акты неделания.
Под первую категорию подпадут все двигательные действия человека, начиная с движений отдельных органов (дрожание или иннервация мускулов, поворот глаз, те или иные мимические движения, движения головы, рук, ног, отдельных групп мускулов и т.д.) и кончая комплексом движений всего организма или целой цепью поступков: передвижения всего организма, ходьба, бег, акты чтения, письма, переноса грузов, сложнейшие движения, составляющие ту или иную работу, иногда продолжающиеся в течение дней и недель с теми или иными перерывами.
Под вторую категорию подпадут так называемые акты воздержания и терпения, внешне лишенные двигательного характера или дающие двигательные эффекты в самом минимальном и малозаметном размере. Таковы акты терпеливого перенесения ударов, акты воздержания от активного отпора, от словесного реагирования на брань, от утилизации того или иного соблазнительного предмета, например, аппетитной пищи, и т.д.
Конечно, это деление условно и относительно. Акты воздержания и терпения представляют также делание в широком смысле. Но некоторое значение оно имеет с точки зрения раздражительных эффектов. Человек для человека является раздражителем не только тогда, когда он что-либо делает, но и тогда, когда он выполняет акты воздержания и терпения. Нередко молчание одного человека влияет на другого бесконечно сильнее, чем делание чего-либо, например словесное реагирование. Часто акты терпения являются более действительными раздражителями поведения и переживаний других людей, чем акты делания в узком смысле. Эту эффективность актов терпения прозорливо усмотрел Достоевский. "Пред иною мыслью станешь в недоумении, - говорит у него старец Зосима, - особенно видя грех людей, и спросишь себя: взять ли силой али смиренною любовью. Всегда решай: "возьму смиренною любовью". Решишься так раз навсегда и весь мир покорить возможешь. Смирение любовное - страшная сила, изо всех сильнейшая, подобной которой и нет ничего"168. Здесь под "смиренною любовью" разумеются именно акты терпения169.
Следовательно, первая группировка актов человека будет такова:
III. Акты, продолжительно влияющие и имеющие мгновенное влияние. Акты, интенсивно влияющие и имеющие слабое влияние
Рядом с этой группировкой целесообразно указать и на другую, на группировку актов с точки зрения интенсивности и продолжительности влияния их на поведение других людей. Из обыденной жизни мы знаем, что не все наши акты одинаково сильно действуют на других людей, и обратно, не все акты других людей одинаково интенсивно и продолжительно влияют на нас. Одни акты почти не оказывают никакого влияния, другие действуют чрезвычайно сильно; эффект одних поступков испаряется мгновенно или быстро после их совершения, эффект других дает себя знать (действует) иногда в течение всей жизни, хотя сами акты перестали совершаться уже давно.
От того, что мой собеседник провел рукой по своей бороде, мое поведение мало изменится. Иначе будет обстоять дело, если он бросится на меня с ножом или предложит мне, скажем, миллион рублей. Первый акт его может пройти мимо меня, вторые могут заставить меня реагировать чрезвычайно сильно; они решающим образом могут повлиять на мое поведение и с точки зрения интенсивности раздражения, вызванного ими, и с точки зрения его продолжительности. Удар ножом, продолжающийся минуту, может сделать меня калекой на всю жизнь (напр., слепым), миллион рублей может перевернуть весь уклад моей жизни; результаты влияния таких актов могут быть весьма продолжительными, иногда - пожизненными и даже - выходящими за пределы жизни.
Еще яснее это различие обусловливающего влияния актов, с точки зрения их интенсивности и продолжительности, проявляется в таких актах, как половое совокупление или ряд поступков, в своей совокупности составляющих заключение брачного договора.
И первый, и второй комплекс поступков принадлежит нормально тем, кто чрезвычайно интенсивно и весьма продолжительное время влияет на поведение одной или обеих сторон. Особенного внимания заслуживает здесь продолжительность влияния. Акты совокупления для женщины нормально влекут за собой зарождение, роды и появление нового существа, т.е. целый комплекс следствий, развивающихся в течение месяцев и годов, часто решительно изменяющих всю жизнь женщины; иными словами, они оказывают влияние на поведение индивида долгое время после совершения самого акта.
Акты брачного договора сохраняют обычно пожизненное влияние: индивиды, их совершающие, благодаря этим актам обусловливают переживания и поступки друг друга весьма продолжительное время. Сами акты, вызвавшие это влияние, уже давно умерли, супруги могут жить в различных государствах, и, однако, акты эти продолжают сохранять свое обусловливающее действие.
К этой же категории принадлежит и множество других действий, например акты приобретения права собственности, обряды крещения, поступления в партию, продажи себя в рабство, объявления себя вассалом какого-либо феодала, акты принятия наследства, совершения преступления и т.д.
Короче, ряд самых разнообразных поступков, начиная с таких, как ранение или изувечение другого человека, и кончая такими с виду казалось бы незначительными актами, как тот или иной взгляд, жест, слово и т. д. (вспомним историю Данте и Беатриче), могут оказывать на других свое обусловливающее влияние долгое время после того, как эти акты совершились.
Какие именно акты и когда являются такими, - это зависит от множества условий: времени, места, индивидов, значения актов и т. д.170
В противоположность таким актам другие поступки имеют только мгновенное влияние: по совершении акта их влияние быстро испаряется. Они перестают действовать. Таковы, например акты торговца, продавшего мне пачку папирос: заплатив деньги, я взял папиросы и ушел, забывши и о торговце, и о его актах. Таково множество актов-раздражителей, которые ежедневно влияют на нас, но влияют мгновенно: в течение дня мы воспринимаем множество раздражений в виде актов пожимания нашей руки, приветствия, взглядов, слов, фраз, прикосновений, движений и т.д. Но большинство их очень быстро теряет свое влияние: пожав руку, обменявшись обыденными фразами, схватив чужой взгляд, отстранив или отстранившись от прикасающегося к нам индивида, мы через минуту забываем об этих раздражениях, перестаем с ними считаться; и объективно они перестают на нас действовать. Поистине было бы ужасом, если бы каждый акт-раздражитель сохранял свое раздражающее влияние длительное время: такой пытки не могла бы выдержать никакая нервная система.
Какие акты и для кого являются такими, - это опять-таки зависит от множества условий, о которых говорить здесь не будем.
Важно отметить лишь самое деление. Оно, как увидим ниже, имеет громадное значение в общественной жизни и способно объяснить многие загадки, которые без этого обстоятельства были бы малопонятными.
Чаще всего (но не всегда) актами, действующими долгое время после их совершения, являются акты интенсивно влияющие, и наоборот: акты, оказывающие незначительно интенсивное влияние, редко бывают поступками, длительно определяющими поведение и переживания другого человека.
IV. Акты, сопровождаемые сознанием и бессознательные
Коснемся кратко171 поступков человека и с третьей точки зрения - с точки зрения сложности того нервного механизма, который функционирует при их выполнении, с одной стороны, и с точки зрения сопутствования этих актов психическими (сознательными) переживаниями - с другой.
С этой точки зрения все акты человека могут быть разделены на две основные группы: 1) на акты, сопровождаемые сознанием, 2) на акты бессознательные. К второй группе отойдут все те поступки и реакции, которые носят название рефлексов, инстинктов и вторично автоматических актов, или, по терминологии других физиологов: рефлексов безусловных и условных172.
Под рефлексами в обычном смысле слова разумеются явления стереотипного, получаемого по наследству реагирования на внешний раздражитель (напр., чихание, отдергивание руки при уколе).
Под инстинктами разумеются также шаблонные, наследственные и бессознательные акты поведения, отличаемые рядом исследователей от рефлексов либо в силу большей их сложности, либо в силу того, что нервный механизм при их совершении иной, либо в силу того, что рефлексы суть реакции отправления органов, а инстинкты - реакции поведения всего организма. Другие исследователи принципиально не отличают их от рефлексов, называя те и другие безусловными рефлексами (напр., школа Павлова)173.
Под вторично-автоматическими актами разумеются акты, бывшие некогда, при начале их возникновения, сознательными, но затем в силу многочисленного повторения сделавшиеся привычными, автоматическими, бессознательными174.
Таковы основные группы актов, не сопровождаемых сознанием, или актов бессознательных.
Противоположностью им служат акты, сопровождаемые сознанием. Они не наследственны, не шаблонны, изменчивы и индивидуальны. Главную группу их составляют акты целевые или целеполагательные, имеющие так называемую целевую мотивацию.
Нет сомнения в том, что у человека даны акты обеих категорий.
Множество постоянно выполняемых нами актов совершается бессознательно. При ожоге руки мы моментально отдергиваем руку, при неожиданном появлении автомобиля - отскакиваем, при приближении руки другого к глазу - жмурим глаза, "при падении на кровать машинально протягиваем руки"175 и т.д.
Сплошь и рядом целый ряд сложных движений производится нами "машинально", бессознательно; таковы акты письма для человека, привыкшего писать, акты разговора - самого подбора слов; некогда каждая буква требовала полного внимания при ее начертании; при обучении иностранному языку вначале каждое слово при разговоре требует сознания, мы с большим усилием их подбираем; после достаточного числа повторений и опытов рука "сама выводит буквы", слова сами идут на язык. Таковы, далее, акты управления велосипедом (у опытного велосипедиста), передвигания ног при ходьбе, бессознательного надевания перчаток при выходе из дома176, бессознательного протягивания руки при встрече с знакомыми, бессознательного почесывания зудящего места и т.д.
Короче, каждый из нас в течение дня совершает множество действий, не сопровождаемых сознанием, начиная от простых рефлексов (чихание, дыхание, мигание, кашель, рвота, издавание звуков и т. п.) и кончая сложным комплексом актов (напр., машинальное шествие по улицам, машинальное раздевание и одевание, машинальное управление лодкой, машинальный разговор с кем-либо, когда "мысли заняты другим предметом", и т.д.).
Наряду с такими бессознательными актами каждый из нас совершает множество действий, сопровождаемых сознанием, и в частности действий целевых.
Таковы акты бесцельного, но сопровождаемого сознанием бранного ответа на брань другого (ответная брань вызывается не мотивом "для того чтобы", а мотивом "потому что"); бесцельного, но сознательного хлопания в ладоши после прекрасно спетой арии, сознательного осенения себя крестным знамением или произнесения фраз "нельзя делать того-то" или "следует делать то-то", часто не зная цели: почему нельзя и почему следует это делать. Такие акты сознательны, но бесцельны.
Что касается целевых актов - то их множество, начиная с простого акта целевого вдевания нитки в иголку и кончая такой сложной цепью целевых поступков, как действия кого-либо (рабочего, изобретателя, ученого и т.д.), временами в течение годов работающего над осуществлением той или иной цели (напр., над изобретением, созданием научного труда, окончанием университета, получением диплома и т.д.).
Как увидим, это подразделение актов имеет важное значение для понимания явлений взаимодействия. Люди обусловливают поведение и переживания других не только сознательными, но и бессознательными актами.
Резюме:
Ограничимся этими подразделениями актов177.