Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
nauchnaya_statya(1).doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
94.21 Кб
Скачать

5. Германн – Марек

«Германн был сын обрусевшего немца, оставившего ему маленький капитал. Будучи твёрдо убеждён в необходимости упрочить свою независимость, Германн не касался и процентов, жил одним жалованьем, не позволял себе малейшей прихоти. Впрочем, он был скрытен и честолюбив, и товарищи его редко имели случай посмеяться над его излишней бережливостью. Он имел сильные страсти и огненное воображение, но твёрдость спасла его от обыкновенных заблуждений молодости».

Пушкин даёт психологический портрет героя. Расчётливость, бережливость, скрытность - и вдруг - сильные страсти и огненное воображение. Как это совместилось в одном человеке? Уже в самой натуре Германна заложена причина его трагедии.

Мы не можем не заметить, что Германн отличается от Томского и других молодых людей: им всё даётся даром, для Германна жизнь тяжела, он человек скромного достатка и скромного общественного положения. Поэтому и отношение к игре разное: для них - забава, для него - сила успеха, деньги, дающие власть.

Изучая характер Германна, мы видим в нём совершенно противоположные качества: страстность и неуёмность - принадлежащие русскому началу, самообладание и внутренняя дисциплина - принадлежащие немецкому началу.

Что же меняется, когда герой узнаёт анекдот о трёх картах? Герой, «обладая сильными страстями и огненным воображением», лихорадочно перебирает в уме все возможности для того, чтобы узнать тайну трёх карт у графини: «...представиться ей, подбиться в её милость...», «пожалуй, сделаться её любовником, - на это всё требуется время - а ей восемьдесят семь лет, - она может умереть через неделю, - через два дня!». Стать любовником старухи под девяносто лет! Чудовищное, противоестественное намерение! Но не для Германна: он готов на всё. И он добивается своего – тайна трех карт ему стала известна. Правда, графиня сумела помешать ему воспользоваться этой тайной уже после ее смерти.

Марек - бывший муж Анны Фёдоровны. Становится непонятным, почему Мур, ненавидевшая своего зятя, вдруг делается с ним ласкова и вежлива. Нужно иметь неземные возможности, чтобы заставить Мур стать такой милой. На такое удивление Марек небрежно машет рукой: «Опыт. У меня в клинике восемьдесят процентов старше восьмидесяти, все богатые и капризные. Пять лет учился с ними ладить. А матушка твоя - настоящая Пиковая Дама. Пушкин с неё писал».

Марек знает, как найти подход к Мур, он старается с ней быть ласковым: «Ну нет, такую обувь вам совершенно нельзя носить. Я пришлю вам туфли, в которых вам будет отлично. Специальная фирма. Только пусть девочки снимут мерку». Марек околдовывает не только Мур, но и остальных домашних. Его дочь Катя и внуки Гриша и Лена просто не отступают ни на шаг от него, он их очаровал. Очаровал своей изысканностью, желанием уделить каждому внимание, любовь. В Мареке мы так же, как и в Германне, видим раздвоенность характера: сначала он нерешителен, боится Мур, и поэтому бросает Анну Фёдоровну, а сейчас, когда он приехал через много лет, мы видим, какой он стал вежливый и совсем ничего не боится.

Конечно же, присутствие Марека более чем не устраивает Мур, она пытается сопротивляться, и иногда ей это удается. После отъезда Марека Мур старается вернуть жизнь в прежнее русло, снова подчинить всех себе. Но вдруг Анна Федоровна впервые твердо и осознанно встает против мнения матери и решает поставить мать перед фактом семейного неповиновения. Ее план побега в Грецию к Мареку продуман до мелочей, и, казалось бы, безупречен, но смерть ставит точку в развитии этой коллизии.. Волей случая Мур добивается своего.

Эти два персонажа внесли коренные изменения в жизни наших героинь. Как Марек поменял устоявшийся жизненный уклад в доме Мур, так и Германн вовсе лишил жизни старушку Томскую. Но даже их Пиковые Дамы смогли наказать. И если Мареку Мур прямого вреда не смогла нанести – она лишь сорвала его встречу с родными, то Графине удалось довести Германна до сумасшествия. По ее «милости» он сидит в 17-м нумере Обуховской больницы и очень быстро бормочет: «Тройка, семерка, туз! Тройка, семерка, дама!».

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]