Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
nauchnaya_statya(1).doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
94.21 Кб
Скачать

12

1. Время создания произведений, изображение эпохи.

События, изображенные в «Пиковой даме», происходят в столице, в кругах русской аристократии. Наиболее полно и обстоятельно в повести представлен старинный род графов Томских. Главной фигурой оказывается старая графиня. Пушкин рисует «действительное положение русской аристократии, проследив род Томских на протяжении почти столетия, показав судьбу трех поколений графского рода»1. История Томских наглядно «демонстрирует деградацию старинного дворянского рода». Живут они праздно, граф Томский отошел от всякой полезной и нужной отечеству деятельности, проживал нажитое его предками – за полгода пребывания в Париже с молодой женой было издержано полмиллиона.

Век графини – век моды, лёгкого отношения к деньгам и жизни. Графиня и в старости полна заносчивости и властности. Её даже собственный муж боится как огня.

Художественный образ графини Томской глубоко содержателен – он открывает исторические и национально конкретные черты и особенности русской аристократии, даёт представление о её жизни, идеалах, обычаях.

Да, в молодости красота, власть над мужчинами, бурная светская жизнь, а сейчас в старости – бесконечные воспоминания и полное равнодушие к окружающим. А ещё желание повелевать и добиваться исполнения всех капризов.

Рассказ Улицкой «Пиковая дама», написанный в 1993 году, показывает особенности жизни наших современников, раскрывает реалии нашей эпохи. «Жизнь полна сюжетов — простых, иногда до пошлости, и очень заковыристых. Сюжетов — как голодных котов на помойке. И все они давно записаны. Новый сюжет — страшно редкое литературное событие. Меня же гораздо больше увлекает построение характеров2,- объясняет сама Улицкая особенности своего творчества в одном из интервью.- Ни 10, ни 100, ни 1000 лет не меняют человека. Я не хочу сказать, что природа человека неизменна. Просто масштабы времени здесь иные, более крупные».

Действительно, время другое, но человеческий характер остается прежним. В образе Мур мы видим тот же эгоизм, доведенный до абсурда, то же стремление повелевать людьми, ощущать себя «светской львицей», уже давно лишившись прежнего образа жизни, однако не желая этого замечать и принимать. Графиня Томская принадлежит своему кругу, живет как все (или большинство) аристократы ее эпохи. Мур же как будто не хочет замечать того, что окружает ее, ведь Россия 80-х годов XX века выглядит совсем иначе. Однако для «пиковых дам» и в одном, и в другом произведении остаётся вечной страсть к наживе, к богатству, к деньгам, к власти над людьми…Меняется обстановка, меняются ситуации, в которых они показаны, но свою сущность, свой деспотический характер они пронесли через года. Обратимся к сравнению образов двух героинь..

2. Графиня – Мур

Графиня Анна Федотовна Томская. Ее историю мы узнаем почти в самом начале повествования от внука графини.

По молодости она «ездила в Париж и была там в большой моде. Народ бегал за нею, чтобы увидеть московскую Венеру». В молодости она имела все – красоту, власть над мужчинами, бурную светскую жизнь, а сейчас, когда ей уже 87 лет, у нее остались лишь бесконечные воспоминания и полное равнодушие к окружающим, еще желание повелевать и добиваться исполнения любых своих капризов. Именно в таком виде ее застает Германн, он добивается раскрытия тайны трех карт. Эту тайну графиня получила от Сен-Жермена, известного шарлатана и жида. А получилось это вот при каких обстоятельствах.

Однажды Анна Федотовна проиграла на слово герцогу Орлеанскому очень много. Графиня обратилась к Сен-Жермену, чтобы одолжить у него денег, но он не дал. А предложил графине отыграться и назвал ей три заветные карты. И в тот же самый вечер графиня явилась в Версаль и стала понтировать против герцога Орлеанского. Она выбрала три карты, поставила их одну за другою и отыгралась совершенно.

Германн же хотел узнать тайну лишь для своих корыстных целей, для наживы. Он находит удобный момент, чтобы расспросить старуху и приходит к ней в дом, где притаился в темном кабинете и стал ждать возвращения графини с бала. Наконец, она пришла. Таким Пушкин дает портретное описание графини:

«Графиня стала раздеваться перед зеркалом. Откололи с нее чепец, украшенный розами; сняли парик с ее седой и плотно остриженной головы. Булавки дождем сыпались около нее. Желтое платье, шитое серебром, упало к ее распухшим ногам.

Германн был свидетелем отвратительных таинств ее туалета; наконец графиня осталась в спальной кофте и ночном чепце: в этом наряде, более свойственном ее старости, она казалась менее ужасна и безобразна.

Графиня сидела вся желтая, шевеля отвислыми губами, качаясь направо и налево. В мутных глазах ее изображалось совершенное отсутствие мысли».

Автор акцентирует внимание читателя на возрасте графини, подчеркивая его такими художественными деталями, как «седая голова», «распухшие ноги». Но и в этой старой безобразной старухе сохранился еще былой блеск, не случайно в описании используется повтор цветового эпитета «желтый».

При виде молодого человека это « мертвое лицо изменилось неизъяснимо. Губы перестали шевелиться, глаза оживились: перед графинею стоял незнакомый мужчина». Анна Федоровна еще считает себя привлекательной для мужчин, и она была смущена тем, что ее застали в таком виде. Узнав, зачем к ней явился этот молодой человек, графиня отказывается что-либо говорить. Но Германн оказался настойчив, и это привело к трагическим последствиям: графиня умерла.

Но даже после смерти образ графини продолжает фигурировать в повествовании. Только теперь она превращается в призрак, видение. Она несет тайную недоброжелательность Пиковой Дамы, существуя лишь в воображении Германна. Графиня все-таки исполняет волю Германна и рассказывает ему тайну трех карт, являясь ему во сне. Однако знание этого секрета дорогого стоило самому Герману – у него были все шансы выиграть, но старуха напомнила ему о себе – «вместо туза у него стояла пиковая дама». Это привело Германна к тому, что он сошел с ума.

Мур в рассказе Улицкой ничем не уступала графине. Это такая же капризная старуха, любящая быть в центре внимания, в молодости у неё было много любовников. Графиня Томская, мы знаем, также имела большой успех у противоположного пола. В Париже за ней волочился Ришелье и, как графиня уверяла, чуть было не застрелился от её жестокости.

В свои 90 лет Мур о своих любовниках любила упоминать при любом удобном случае, даже гордясь этим. Имя этим любовникам было легион. Сначала Маецкий, как она упоминает, она его увела у какой-то Лилечки, затем известный режиссёр, далее авиатор, испытатель, красавец. Потом архитектор, бурный роман с тайным генералом, «шашни» с мужниным секретарём, с мужем любимой подруги, каким-то биологическим академиком, и ещё, и ещё … «Немало бумаги было измарано в честь её бледных локонов и неизречённых тайн души лучшими перьями, а по её портретам, хранящимся в музеях и частных собраниях, можно было изучать художественные течения начала века».

Былую красоту Мур Улицкая описывается с иронией. Это уже не молодая красавица, а капризная старушка, живущая лишь воспоминаниями. Обратим внимание на художественные детали.

«На кухню, поскрипывая колесиками своей ходильной машины, с прямой, как линейка, спиной, явилась Мур».

«Мур только поднимала свои от природы высоко нарисованные брови, так что они прятались под розово-русой челкой, медленно двигала длинными веками и неодобрительно смотрела на Анну Федоровну глазами пустого зеркала».

«Черное кимоно висело пустыми складками, как будто никакого тела под ними не было. Только желтоватые костяные кисти в неснимающихся перстнях да длинная шея с маленькой головой торчали, как у марионетки».

Она «провела слабыми пальцами по расплывающейся, как старый абрикос, коже». «Подав великосветским движением сушеную кисть, стояла перед ним, хрупкая и величественная заграничная штучка». И эта портретная зарисовка подчеркивает возраст Мур с помощью ярких сравнений (расплывающаяся, как старый абрикос, кожа; голова и шея, как у марионетки). И эпитеты «желтоватый», «прямой», «великосветский» Улицкая использует, чтобы показать былую стать героини. С этой же целью использована метафора «заграничная штучка».

«Всю жизнь ей нравилось хотеть и получать желаемое, истинная беда ее в том, что хотение кончилось, и смерть только тем и была страшна, что она означала собой конец желаний», - пишет автор. Но как графиня у Пушкина не хочет признавать, что все уже в прошлом, так и Мур у Улицкой будто замерла во времени: она по-прежнему несравненна, ей обязаны служить, она создана покорять сердца мужчин. И если в 19 веке можно оправдать желание ГРАФИНИ соответствовать своему статусу, хотя ее попытки остановить время тщетны и выглядят смешно, то в конце 20 века поведение МУР кажется нелепым, и в ее капризах нет ничего, кроме мелочного эгоизма. Поэтому язык Улицкой ироничнее и жестче.

Между этими героинями наблюдается поразительное сходство. В первую очередь, это унижение и оскорбление слабых, кротких, добрых. Но самое страшное в том, что такие люди, как Пиковая Дама, не только унижают воспитанниц, но их агрессия, в конечном счете, доходит до близкого человека - дочери. Таким людям безразлично, кого они унижают, кто перед ними: дочь или прислуга. Эти люди тешат своё властолюбие, капризничают, привередничают, они равнодушны к собственным детям, внукам, живут только для себя, являясь, в конечном счете, символом крайнего эгоизма. Для Пиковых Дам и в одном, и в другом произведении остаётся вечной страсть к власти, к богатству, к деньгам. Время никак не изменило их, какая Пиковая Дама была в XIX веке, такая она и осталась в XX веке. Только обстановка меняется, меняются ситуации, в которых они показаны, а главное то, что свою сущность, свой деспотический характер они пронесли через года.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]